Сообщить об ошибке
Андрей Кончаловский
режиссер, сценарист

Родился 20 августа 1937 г. в Москве. В 1959 г. окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского по классу фортепиано (педагог Л. Оборин), в 1964 г. — режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма). С 1979 г. жил и работал в США, ныне — в России и США.
Среди театральных работ:
"Евгений Онегин" (1985), "Пиковая дама" (1990) — Театр "Ла Скала", Милан; "Чайка" (1987) — Театр "Одеон", Париж; "Наша древняя столица" (1997, музыкальное действо на Красной площади, Москва) — Российское театральное агенство "Трибьют"; "Война и мир" (2000, 2002) — совместная постановка Мариинского театра, Санкт-Петербург и "Метрополитэн Опера", Нью-Йорк; "Бал-маскарад" (2001) — совместная постановка Вердиевского фестиваля в Парме, "Театро Реджио" и Мариинского театра, Санкт-Петербург; "Чайка" (2004) — Театр им. Моссовета; "Мисс Жюли" (2005) — Театр на Малой Бронной, ПЦ А. Кончаловского; "Король Лир" (2006) — Театр "Na Woli", Варшава.
Автор книг, в т. ч. "Парабола замысла" (1977).
Премия мэрии Москвы (1998, "За художественный

Андрей Кончаловский — выдающийся режиссер в отсутствие индивидуального почерка, автор принципиально и демонстративно разных фильмов. Его режиссерские поступки обычно были непредсказуемы, почти любой из них казался авантюрой, которая, однако, блестяще удавалась — и тогда А. К. делал новый зигзаг, устремляясь в самую неожиданную сторону и предоставляя другим возможность разрабатывать открытую им жилу. Это особый тип авторства, не&nbs...

 
 

Из когорты наших режиссеров, сделавших (хотя бы частично) международную карьеру, Кончаловский самый заслуженный. Никто так, как он, не стремился к этому еще в те годы, когда об этом запрещалось даже мечтать. Никто так не работал над этим. Сначала как оппозиционный советский режиссер. Потом как официозный. Потом как нечто среднее. Став эмигрантом, Кончаловский снова сменил несколько личин: он пробовал адаптироваться в Голливуде и в&nb...

 
 

30.12.1987 Александр Камшалов в торжественной обстановке поздравляет Андрея Кончаловского с присвоением ему почетного звания «Народный артист РСФСР». Андрей Кончаловский в ответной речи характеризует событие как исторический акт в духе перестройки и обновления общества

Почетные знаки и дипломы, удостоверяющие заслуги Андрея Кончаловского перед отечественным кино, хранились в министерском сейфе все те год...

 
 

23.05.1994 В Каннском конкурсе участвуют фильмы братьев Михалковых: «Утомленные солнцем» и «Курочка Ряба». Первый получает Большой приз жюри и приз Экуменического жюри, второй остается без призов

Семь лет назад братья Михалковы уже сталкивались в каннском конкурсе. Тогда их фильмы поделили между собой актерские призы: Марчелло Мастроянни получил Пальмовую ветвь за Очи черные, ...

 
 

31.05.1994 В ЦДК — премьера фильма Андрея Кончаловского «Курочка Ряба». Сиквел «Аси Клячиной...» не удался. Однако автор утверждает, что так и было задумано

«Она взошла. И я взошел. Сидим, молчим. Нечего говорить!»... Фильм Андрея Кончаловского История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была, снятый с полки в 1988 г., п...

 
 

11.03.2000 Андрей Кончаловский ставит в Мариинском театре оперу «Война и мир»

Премьера полной версии эпической оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» в Мариинском театре в режиссуре Андрея Кончаловского с декорациями Георгия Цыпина и в музыкальном воплощении Валерия Гергиева знаменательно совпадает с рубежом тысячелетий. На премьере ...

 
 

О фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»

Для Кончаловского именно [...] окружающая Асю жизнь и становится главным эстетическим вызовом, главным раздражителем. Как снять придуманную историю так, чтобы она казалась документальной? Как технически заставить реальность свидетельствовать саму себя?

Сведение в одном пространстве непрофессионалов-автохтонов в естественной среде обитания и профессиональных а...

 
 

о фильме \"Дядя Ваня\"

...с фильмом Михалкова-Кончаловского хочется спорить.

Перед началом действия в усадьбе Серебрякова автор фильма демонстрирует на экране множество фотографий, характеризующих страшный распад уклада русской деревенской жизни. [...] ...кадры из заставки превращаются в существенный мотив всего фильма. [...] Но вот вопрос: как этот образ сочетается с сюжетом "Дяди Вани«?

[...]

...
 
 

о фильме \"Дядя Ваня\"

Для Чехова изображенное в пьесе время было современностью. Для сегодняшнего зрителя — особенно молодежи — оно стало ИСТОРИЕЙ, и довольно отдаленной. К тому же — решительно переменившейся. Режиссер воплотил ее в монтаже кусков дореволюционной хроники. [...] Здесь нет попытки создать эскизный образ предреволюционной России. Скорее, это прикрытая внешней объективностью и бесстрастием гн...

 
 

о фильме \"Дядя Ваня\"

В 1890 году Чехов написал «Лешего». «Леший» был наброском «Дяди Вани», черновиком. Родился он из пушкинской строки: «Там чудеса, там леший бродит...» Стихи Пушкина — сказка, и то, что происходит в "Дяде Ване«,— тоже сказка. Все эти выстрелы и исповеди условны, они колдовство, наваждение. [...]

В кино этого не сыграешь. В фильме к...

 
 

о фильме \"Дядя Ваня\"

Рассмотрим, как же соотносятся между собой изысканный эстетизм «Дворянского гнезда» и намеренная «деэстетизация» «Дяди Вани». [...]

Разгул «кинематографа»: панорамы, стоп-кадры, взлеты камеры вместе с качелями, лиловый, синильный вираж парижских сцен в контрасте с праздничными красками России в «Дворянском гнезде» — сменился намеренным аскетизм...

 
 

о фильме \"Дядя Ваня\"

Режиссер взял очень хороших актеров на роли. [...] Но фокус, режиссерский секрет этого фильма заключается в том, что дело как раз не в том, что Смоктуновский отличный актер, который хорошо играет, что Бондарчук по-своему и интересно играет Астрова. Рядом с ними, к примеру, очень неудачно (на мой взгляд, конечно) выбрана актриса на роль Елены Андреевны— не потому, что Мирошниченко плохая акт...

 
 

О фильме \"Дядя Ваня\"

... «Дядя Ваня» сложен вроде бы по тем же музыкально-поэтическим законам, что и «Дворянское гнездо».

Так же, как и в предыдущей экранизации, в «Дяде Ване» все объединено общим настроением. Фильм тоже как бы абсолютно схватывается условным, но, думаю, понятным определением «настроенческое кино».

И метод вроде бы тот же: точка зрени...

 
 

о фильме \"Романс о влюбленных\"

[...]и по замыслу А. Михалкова-Кончаловского, разделенные цветом, музыкой, разным стилевым решением части картины должны были создать единый художественный образ сценария — метафорический образ сложного мира и простых истин.

[...]

Режиссер от зрителя требовал одновременного умения сопереживать и играть. Он на этом настаивал. Ему близко было искусство переживания, в картине он&...

 
 

о фильме \"Дядя Ваня\"

...Медленно движется камера по комнатам и коридорам помещичьего дома, словно приглашая зрителя взглянуть на будущее место действия. [...] Разрывая непрерывность и тягучую последовательность панорамы, появляются титры: строгие, без украшательств, — только информирующие. А на них — резкие, захлебывающиеся, воспринимаемые как удар, звуки музыкального вступления. Жесткий, упорный ритм становится диктато...

 
 

о фильме \"Дядя Ваня\"

«Дядя Ваня», в общем, был принят как настоящий чеховский фильм. Сатирические выпады не скрыли, что Кончаловский думает о «судьбах России»; актеры восполнили жесткость режиссерской концепции подлинной лирикой, особенно С. Бондарчук в роли Астрова и И. Купченко в Соне. Страдания уходящих людей волновали и намного сокращали ту дистанцию иронии, которую вызывали в режиссере&nb...

 
 

о фильме \"Дядя Ваня\"

Поначалу противоположность кадров, снятых в декорациях фильма, и фотографий реальной жизни кажется разительной. [...] Чуть позже, уезжая из усадьбы Войницких, Астров прямо на наших глазах преодолеет замкнутое «театральное» пространство дома и пересечет дорогу, уже виденную нами на одной из фотографий начала века. Пейзаж окажется все тем же — унылым полем с одиноким мертвым деревом по...

 
 

о фильме \"Дядя Ваня\"

Кончаловскнй твердо держит в своих руках все нити — твердо держит и направляет, как правило, по-своему, хотя к желаниям исполнителей внимателен и уважителен чрезвычайно. Именно в силу этого тут возможны и пространные разговоры и конфликты — режиссер прекрасно понимает, что без талантливых сотоварищей сколько-нибудь толково Чехова не передать. Однако в пристрастии и доверии Кон...

 
 

о фильме \"Романс о влюбленных\"

Фильм начинается на высоких нотах. Он и Она молоды и счастливы. Оба изъясняются высоким слогом белого стиха. От высокой риторики слов естественно переходят к высокой вокальной риторике. На экране милые молодые люди, для которых рай — само бытие, даже если он в шалаше.

Кстати, есть на экране и шалаш. Это дощатая лачуга с широкими щелями и неплотно закрывающей...

 
 

о фильме \"Романс о влюбленных\"

В «Романсе о влюбленных» мы часто прибегали к созданию костюма из отбора. Вообще в этом отношении работа над фильмом была очень сложной. Нужно было сделать костюмы такими, чтобы они, с одной стороны, не привлекали к себе особого внимания, а с другой — не ощущалось бы и безразличия к ним. С одной стороны, костюмы должны были быть вполне нат...

 
 

о фильме \"Романс о влюбленных\"

Я и прежде знал сценариста Евгения Григорьева по очень интересным работам—"Наш дом«, «Три дня Виктора Чернышева», но новый его сценарий, «Романс о влюбленных», который я сейчас ставлю, меня просто поразил. Хотя, казалось бы, что в нем особенного? Сюжет элементарен, даже тривиален — любовная история, каких немало. Проблема самая общая, социальной остр...

 
 

о фильме \"Романс о влюбленных\"

Мы снимали в армии [...] Впечатление огромное. Осознаешь, какую роль она играет в государстве. Как влияет не только на его мощь, но на уровень всего общества. Как воспитывает людей. Какой-нибудь парень всего год назад пас коз в четырехстах километрах от железной дороги или жил в таком «поленовском» московском дворике, со всем его полупатриархальным бытом, а сегодня он&n...

 
 

о фильме \"Ближний круг\"

Славный малый киномеханик Иван Саньшин из фильма Андрея Кончаловского «Ближний круг» главную и непоправимую ошибку совершил тогда, когда опрометчиво выскочил из своей кабинки под потолком кремлевского кинозала и оказался там, где ему оказываться не следовало. В ближнем круге с мягкими кожаными креслами, сервированными столами, хищным блеском бериевского пенсне, старческим калининским запашком и з...

 
 

Самое интересное в этой картине — ее автор. Все в нем двойственно. И подданство гражданина мира, и имя (был Андрон — стал Андрей, был Михалковым — остался Кончаловским), и послужной список, и собственный почерк — смесь расчета и азарта, высокого прозрения и игры на грани фола. В его здешних картинах непротиворечиво уживались обоснованная претензия на госпремию и в...

 
 

о фильме \"Ближний круг\"

Дмитрий Савельев: Андрей Сергеевич, свой фильм о киномеханике Сталина Вы сняли в то время, когда, по мнению многих, пресловутая сталинская тема навсегда отошла в прошлое. Не считаете ли Вы, что «Ближний круг» несколько опоздал?

Андрей Кончаловский: Видите ли, я никогда не снимаю кино вовремя. Я не попадаю во&...

 
 

о фильме \"Ближний круг\"

Даниил Дондурей

Рецепты изготовления мелодрамы из «варварской русской жизни», предназначенной для девственного американского зрителя, не годятся здесь. Надо полагать, Кончаловский это прекрасно понимает. Но в его фильме слишком много от нехитрого дайджеста нравов сталинской эпохи, чтобы он приобрел художественное измерение. И в то же время недостает откровенности в ...

 
 

О фильме «Глянец»

...начинается он [«Глянец»] и вовсе с закадрового чтения хамоватой стилизации под писателя Сорокина.

В редакции женских журналов, офисы модельеров, дома олигархов и прочие пространства, ассоциируемые со словом «глянец», одноименный фильм предлагает проникнуть вместе с ростовской швеей Галей (Юлия Высоцкая). Звезда местного масштаба (о чем свидетельствует фото в ростовском таблоиде...

 
 

О фильме «Глянец»

Галя покинула пасторальный рай с козами, спившимися родителями и хахалем-братком, и прошла круги московского ада. Метала петли, мыла полы. Встречались ей ужасные люди: дизайнер (гей!), стилист (тоже гей!), редакторша модного журнала (сука!), ее дочка (тоже сука!), хозяин эскорт-агентства (гей!), и, наконец, олигарх (алкоголик!). Так Галя познала неприглядный мир глянца.

«Глянец» Андрея Конч...

 
 

о фильме «Глянец»

Екатерина ТАРХАНОВА

Одного последнего кадра достаточно, чтобы исчерпать смысл фильма, название и всю его историю. Замызганная журнальная обложка на городской помойке.По-настоящемуудивляет, что за всю большую жизнь режиссер Кончаловский понял лишь, где место замызганным обложкам. И это стало драмой? И теперь можно выбросить на помойку всех людей, все их отношения и проблемы? Но иначе не&n...

 
 

Работы
Режиссер
1960Мальчик и голубь
1965Первый учитель
1967История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
1969Дворянское гнездо
1970Дядя Ваня
1974Романс о влюбленных
1978Сибириада
1982Сломанное вишневое деревце
1983Любовники Марии
1985Поезд-беглец
1986Дуэт для солистки
1987Застенчивые люди
1988Гомер и Эдди
1989Танго и Кэш
1992Ближний круг
1994Курочка Ряба
1997Одиссея
2002Дом дураков
2003Лев зимой
2004Юрий Андропов
совм. с А. Колесниковым
2005Гейдар Алиев
2007Глянец
Сценарист
1960Каток и скрипка
автор сценария совм. с А. Тарковским
1960Мальчик и голубь
автор сценария совм. с Е. Осташенко
1965Первый учитель
автор сценария совм. с Ч. Айтматовым, Б. Добродеевым
1966Андрей Рублев
автор сценария совм. с А. Тарковским
1968Ташкент — город хлебный
автор сценария совм. с В. Ежовым
1969Дворянское гнездо
автор сценария совм. с В. Ежовым
1969Песнь о Маншук
автор сценария
1970Дядя Ваня
автор сценария
1970Конец атамана
автор сценария совм. с Э. Тропининым
1972Ждем тебя, парень
автор сценария совм. с Э. Тропининым
1972Седьмая пуля
автор сценария совм. с Ф. Горенштейном
1973Лютый
автор сценария совм. с Э. Тропининым
1973Поклонник (в одноим. к/а)
автор сценария совм. с А. Адабашьяном
1975Одной жизни мало
автор сценария
1975Раба любви
автор сценария совм. с Ф. Горенштейном
1977Транссибирский экспресс
участие в сценарии
1978Кровь и пот
автор сценария совм. с Р. Тюриным
1978Сибириада
автор сценария совм. с В. Ежовым
1983Любовники Марии
автор сценария совм. с Ж. Брашем, П. Зинделом, М. Дэвидом
1986Дуэт для солистки
автор сценария совм. с Т. Кемпински, Дж. Липпом
1987Застенчивые люди
автор сценария совм. с Ж. Брашем, М. Дэвидом
1992Ближний круг
автор сценария совм. с А. Усовым
1994Курочка Ряба
автор сценария совм. с В. Мережко
1997Одиссея
автор сценария совм. с К. Солимином
2002Дом дураков
автор сценария
2003Лев зимой
автор сценария
2004Юрий Андропов
автор идеи
2007Глянец
автор сценария совм. с Д. Смирновой
2007Мороз по коже
автор сценария
Композитор
1983Любовники Марии
Продюсер
2002Дом дураков
продюсер совм. с Ф. Клейманом
2007Глянец
продюсер
2007Мороз по коже
продюсер совм. с О. Могучевым, Д. Добужинским
Актер
1962Иваново детство
солдат
1964Застава Ильича
1992Ближний круг
озвучание


Фестивали и премии
2005МКФ "Global Film & Music Fest" в Лакко Амено
Большой приз "Легенда кино" ((  ))
2003МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Приз «Золотой Витязь» за лучший игровой фильм (2002  Дом дураков)
2003Премия «Оскар» Американской академии киноискусства
Номинация на приз за Лучший фильм на иностранном языке (2002  Дом дураков)
2002МКФ в Бергене
Приз жюри (2002  Дом дураков)
2002МКФ в Венеции
Приз UNICEF (2002  Дом дураков)
2002МКФ в Венеции
Гран-при жюри (2002  Дом дураков)
1997Премия "Эмми" Американской академии телевидения
За лучшую режиссерскую работу (1997  Одиссея)
1994МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (1994  Курочка Ряба)
1994ОКФ «Киношок» в Анапе
Специальный приз жюри (1994  Курочка Ряба)
1992МКФ в Берлине
Участие в Основной программе (1992  Ближний круг)
1990Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1967  История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж)
1989МКФ в Сан-Себастьяне
Приз "Золотая раковина" (1988  Гомер и Эдди)
1988ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Главный приз (1967  История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж)
1988МКФ в Берлине
Участие во Внеконкурсной программе (1967  История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж)
1988МКФ в Западном Берлине
Приз FIPRESCI (1967  История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж)
1988Премия «Ника»
За лучшую режиссуру (1967  История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж)
1986МКФ в Каннах
Участие в Основной программе ((1985  Runaway train))
1982МКФ в Хьюстоне
Спец. приз жюри (1978  Сибириада)
1979МКФ в Каннах
Гран-при жюри фестиваля (1978  Сибириада)
1974МКФ в Карловых Варах
Главный приз "Хрустальный глобус" (1974  Романс о влюбленных)
1974МКФ в Милане
Серебряная медаль (1970  Дядя Ваня)
1972Гос. премия Казахской ССР
(1970  Конец атамана)
1972Фестиваль советских фильмов в Сорренто
Приз "Серебряная сирена" (1970  Дядя Ваня)
1971МКФ в Сан-Себастьяне
Приз "Серебряная раковина" (1970  Дядя Ваня)
1967МКФ молодых кинематографистов в Йере
Спец. премия жюри (1965  Первый учитель)
1966ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Приз журнала «Советский экран» за «Революционность содержания и мастерство формы» (1965  Первый учитель)
1966МКФ-кинообозрение "Капитолийский Юпитер" в Риме
Премия Национального института по социальным наукам (1965  Первый учитель)