Сообщить об ошибке
Юрий Арабов
сценарист

Родился 25 октября 1954 г. в Москве. В 1980 г. окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская Н. Фигуровского,  Е. Дикова). Один из организаторов неформального клуба "Поэзия" в Москве (1986). С 1992 г. ведет сценарную мастерскую во ВГИКе, с 1994 — зав. кафедрой кинодраматургии.
Заслуженный деятель искусств России (1999).

Тексты
 

Юрий Арабов искренне убежден, что от ядерной войны мир спасли «Битлз». Точка зрения поэта, идеалиста. Легкость мысли, произвольность суждений, полубезумная вера в то, что беззаветная, немотивированная любовь сильнее ракет и утилитарного «здравого смысла».

В традиционном понимании сценарного дела Ю. А. — не совсем «сценарист». Проза жизни в большинстве его реализованных проектов присутствует неизменно, но&...

 
 

Юрий Арабов обладает уникальным сочетанием мощного интеллекта, тонкой художественной интуиции, грустной иронии и страсти. По правде говоря, использовать его талант в кинематографе — все равно что хрустальной вазой забивать гвозди. Как правило, кино не нуждается в таком уровне культуры и литературного мастерства. Его сценарии самодостаточны. Это полноценные произведения, это искусство. И даже не столь важно, снят сценарий на пленку или не...

 
 

Яна Таран: В 93-м году в интервью для книги «Сокуров» Вы говорили, что намерены отказаться от кинодраматургии и заняться поэзией. Прошло 13 лет, Вы продолжаете писать сценарии. Что-то изменилось с тех пор — в кино, в Ваших с ним отношениях?

Юрий Арабов: Тогда возник промежуток в моей сценарной работе, пауза, пустота. Замерло кинопроизводство. Я преподавал в институте и изредка работал ...

 
 

О фильме «Одинокий голос человека»

Сценарист Юрий Арабов, человек одаренный и лукавый, всякий раз устраивает какой-то поразительный иллюзион: сохраняя канву внешней документальности, зачастую безупречной, он так смещает акценты, что эффект узнавания («я так и думал») становится практически невозможным — зато срабатывает другой эффект: «вот оно что…» Они с Сокуровым близки в этой затейливой игре с...

 
 

Ирина Любарская. Кому принадлежала идея снять фильм о Гитлере?

Юрий Арабов. Сокурову. Эта идея жила в нем очень долго. Еще во вгиковские времена он сделал на горьковском телевидении «Сонату для Гитлера». По-видимому, тема тирании его давно мучает и в какой-то момент стала актуальной. После фильма «Мать и сын» мы задумали было картину по мотивам «Демона» — хотели перенес...

 
 

Работы
Сценарист
1978Одинокий голос человека
1983Скорбное бесчувствие
автор сценария
1986Неволенка
автор сценария
1988Господин оформитель
автор сценария
1988Дни затмения
автор сценария совм. с бр. Стругацкими при уч. П. Кадочникова
1989Посвященный
автор сценария
1989Спаси и сохрани
автор сценария
1990История одной провокации
автор сценария совм. с С. Винокуровым
1990Круг второй
автор сценария
1990Николай Вавилов
автор сценария совм. с С. Дьяченко, А. Прошкиным
1990Сфинкс
автор сценария
1992Камень
автор сценария
1992Присутствие
автор сценария
1993Тихие страницы
автор диалогов совм. с А. Черныхом
1996Мать и сын
автор сценария
1999Молох
2001Телец
2002Игра в модерн
автор сценария совм. с Н. Чепик, И. Ефимовым
2002Полтора кота
автор сценария совм. с А. Хржановским
2004Апокриф: музыка для Петра и Павла
автор сценария
2004Солнце
2005Дело о «Мертвых душах»
автор сценария при уч. П. Лунгина
2005Доктор Живаго
автор сценария
2006Ужас, который всегда с тобой
автор сценария
2007Завещание Ленина
автор сценария совм. с О. Сироткиным
2008Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину
автор сценария совм. с А. Хржановским
2008Юрьев день
автор сценария
2009Чудо
2011Орда
2011Фауст
автор литературного сценария
Персонаж
2007Юрий Арабов. Механика судьбы


Фестивали и премии
2013МКФ "Золотой орел" в Батуми
Лучший сценарий (2011  Орда)
2005КФ «Окно в Европу» в Выборге
Приз «Серебряная ладья» сценаристу в конкурсе игрового кино (2004  Апокриф: музыка для Петра и Павла)
2005Премия «Ника»
За лучший сценарий (2004  Солнце)
2001Государственная премия России
(2001  Телец)
2001Премия «Золотой Овен»
За лучший сценарий (2001  Телец)
2001Премия «Ника»
За лучший сценарий (2001  Телец)
2000Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК
Премия им. А. Пиотровского за лучший сценарий (2001  Телец)
1999МКФ в Каннах
Приз за Лучший сценарий (1999  Молох)
1999Премия «Золотой Овен»
За лучший сценарий (1999  Молох)
Библиография
  • Арабов Ю.: Автостоп. Поэт. сб. — М., Сов. писатель, 1991; Простая жизнь. Поэт. сб. — М., Моск. рабочий, 1991; Ненастоящая сага. Поэт. сб. — Париж, АМГА, 1992; Механика судеб. Опыт драматургии. — М., Парад, 1997. "Silentium!" Сценарий
  • Киносценарии. 1987. № 1; Вечное движение. Сценарий
  • Киносценарии. 1988. № 2; Грани одного целого
  • Киносценарии. 1988. № 3; Шинель андеграунда
  • Знамя. 1988. № 6; Ангел истребления. Сценарий
  • Киносценарии. 1989. № 3; Круг второй. Сценарий
  • Киносценарии. 1990. № 6; Присутствие. Сценарий
  • Киносценарии. 1991. № 4; Виват новые времена!
  • ИК. 1991. № 7; Как это делается в домашней культуре
  • ИК. 1992. № 6; Августовский переворот глазами метаисторика
  • ИК. 1992. № 8; Юные годы Данта. Сценарий
  • Киносценарии. 1993. № 3, 4; Две танцовщицы. Сценарий
  • Киносценарии. 1994. № 3; Full Crash
  • ИК. 1994. № 5; Осторожно, двери закрываются
  • ИК. 1995. № 2; "Виртуальная реальность" поглотит кино
  • КЗ. 1995. № 28; Чем сердце успокоится
  • Киносценарии. 1996. № 1; Постсоветское киноискусство в поисках новой идеологии в рамках XIX МКФ
  • ИК. 1996. № 2; Старый индийский трюк
  • ИК. 1996. № 3; Механика судеб и механика замысла
  • Киносценарии. 1996. № 4 – 6; Я сижу в картонном блиндаже...
  • Мир развлечений. 1996. № 8 (в т. ч. о ф. Мать и сын, Дни затмения); Бог
  • Сеанс. 1996. № 13; Апокриф. Сценарий
  • Киносценарии. 1997. № 3; Наедине с тобою, брат... (Мать и сын). Сценарий
  • Киносценарии. 1997. № 5; Кинематограф и теория восприятия
  • КЗ. 1997. № 35; Нужна новая башня из слоновой кости
  • ОГ. 1997. 23 – 29 окт.; Образ, символ, знак и "якорная техника"
  • Знамя. 1997. № 10; Времена года
  • Знамя. 1998. № 10; Полет Гоголя
  • ИК. 1998. № 11; Мистерия Горы. Сценарий
  • ИК. 1999. № 5; "Вау!.." вместо "ах!.."
  • ИК. 1999. № 7; Цезариада. Поэма
  • Знамя. 1999. № 7; Консоль Хичкока
  • ИК. 1999. № 8. Плахова Е. Антипоэзия антиутопии
  • Кино (Рига). 1987. № 6 (о ф. Скорбное бесчувствие, в т. ч. о Ю. А.); Тимофеевский А. Седьмая степень самоутверждения
  • ИК. 1987. № 9 (о ф. Скорбное бесчувствие, в т. ч. о Ю. А.); Ямпольский М. Ковчег, плывущий из прошлого
  • ИК. 1987. № 9 (о ф. Скорбное бесчувствие, в т. ч. о Ю. А.); Аллахвердова Н. Почему нам не хватает драматизма
  • Киносценарии. 1988. № 1 (в т. ч. о Ю. А.); Карахан Л. Вариации на тему
  • СЭ. 1988. № 2 (о ф. Одинокий голос человека, в т. ч. о Ю. А.); "Русская идея". Проблемы культуры — проблемы кинематографа. Инт. с Ю. А.
  • ИК. 1988. № 6; Андреев М. Дни затмения и время раздумий. Инт. с Ю. А.
  • Неделя. 1988. 6 – 12 июня (о ф. Дни затмения); Инт. с А. Сокуровым
  • МЖ. 1989. № 30 (в т. ч. о Ю. А.); Киселев А. Теорема
  • Мнения. 1990. Вып. 1 (о ф. Посвященный, в т. ч. о Ю. А.); Плахова Е. В зоне
  • ИК. 1990. № 7 (о ф. Посвященный, в т. ч. о Ю. А.); Киселев А. Избранные места из бесконечного интервью с Юрием Арабовым
  • СФ. 1990. № 7; Проводы человека: сценарист Юрий Арабов и режиссер Александр Сокуров о новом фильме Круг второй
  • СФ. 1990. № 8; Сокуров А.: "Я снимаю фильмы с доверием к зрителю". Инт. Э. Лындиной
  • Театр. 1990. № 11  (в т. ч. о Ю. А.); Лаврентьев С. Оставьте зрителя в покое!
  • Столица. 1991. № 51-52 (в т. ч. о ф. Посвященный и о Ю. А.); Арабов Ю.: "Холера развивается нормально..." Инт. В. Фомина
  • ИК. 1993. № 9; Сиривля Н. Погружение в молчание
  • ИК. 1993. № 10 (о ф. Камень, Присутствие, в т. ч. о сц.); Арабов Ю.: "Писатели станут городскими сумасшедшими..." Инт. Р. Ямалеева
  • Киносценарии. 1994. № 3; Арабов Ю.: "Автором является режиссер". Лит. запись Д. Савельева
  • В сб.: Сокуров. — СПб., Сеанс-Пресс, 1994; Шервуд О. Фантазии на темы Шоу
  • В сб.: Сокуров. — СПб.,Сеанс-Пресс, 1994 (в т. ч. инт. с Ю. А.); Листов В. О "полном крахе"
  • ИК. 1995. № 9  (ответ на статью Ю. А. "Full Crash"); Как живете, господа сценаристы? Анкета.
  • Культура. 1995. 16 дек. (в т. ч. ответы Ю. А.); Добровольский А. Автор рассказывает. Инт. с Ю. А.
  • ЭиС. 1996. 20 – 27 июня; Босенко В. С кем не бывает...
  • ИК. 1996. № 6 (о полемике В. Листова с Ю. А.); Сокуров А.: "Сделайте то, что можете сделать только вы". Инт. Д. Савельева
  • ИК. 1996. № 8 (в т. ч. о Ю. А.); Арабов Ю.: "Я не понимаю, почему во имя любви приходится приносить жертвы..." Инт. А. Абросимовой
  • Киносценарии. 1997. № 5; Арабов Ю.: "Литераторы приносят жертву кино, чтобы самим остаться в живых". Инт. О. Катаевой
  • ЛГ. 1997. 8 окт.; Сироткин О. Образование как хобби
  • ИК. 1999. № 4 (о мастерской Ю. А. во ВГИКе); Капкин П. В поле свободы. Инт. с Ю. А.
  • НГ. 1999. 23 июля; Арабов Ю.: "В замке Клингзора тоскует любящая душа..." Инт. И. Любарской
  • Сеанс. 1999. № 17-18; Цыркун Н. Адольф и Ева
  • Кино Парк. 1999. № 8 (о ф. Молох, в т. ч. о Ю. А.); Манцов И. Смерть поэта
  • ИК. 1999. № 10 (о ф. Молох, в т. ч. о Ю. А.).