Сообщить об ошибке
Александр Княжинский
оператор
 
Родился 24 января 1936 г. в Москве. В 1960 г. окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. Волчека). Работал оператором на Свердловской к/с, оператором-постановщиком на к/с "Беларусьфильм", с 1965 г. — на к/с "Мосфильм". С 1989 г. преподавал операторское мастерство во ВГИКе. Также работал в рекламе.
Народный артист России (1992).
Умер 14 июня 1996 г.
Тексты
 

Один из создателей «оттепельной» изобразительной стилистики, Александр Княжинский, тем не менее, вошел в новое время прежде всего как оператор Сталкера. Планы и ракурсы легендарного фильма были растиражированы многочисленными эпигонами, представителями  т. н. «посттарковского» направления молодого кино середины восьмидесятых. Сам же А. К. более не возвращался к тому стилю изображения, который стал опоз...

 
 

«Сто дней после детства» я начинал с Са?шей Княжинским, великолепным мастером, к тому же милейшим человеком, блистательно снявшим многие картины, в том числе и те, которые жизнь утвердила как великие. Ну, хотя бы того же «Сталкера». Но уже на выборе натуры с Княжинским я ощутил какие-то насторожившие меня симптомы.

Я ему, допустим, говорю:

- Саша, посмотри! Ах, ах, какой прекр...

 
 

Александр Княжинский был мастером — знаменитым, востребованным. Несколько высокомерным — к большинству, но и любящим нежно — меньшинство, друзей. Обожающим свою профессию, все про нее и в ней знавшим. Умевшим сказануть точно и ярко — не для девичьих ушей — обо всем и всех. Простодушным, обаятельным, блестящим, резким, мягким, неповторимым. Учившим и наставлявшим — хотя ездить ...

 
 

Первое, к чему я вас призываю, никогда не натаскивайте в павильон, где вам предстоит снимать, много реквизита. Что обычно происходит в процессе съемки? Ассистент по реквизиту, боясь промахнуться и чтобы его не обругали, идет на склад и приносит все, что там есть. Предположим, нужна обстановка начала века. И вот ассистент несет подсвечник, графины, свечки и все такое. Если оператор и режиссер со вкусом, значит, они все это в...

 
 

20 декабря 1978 года

У меня на книжной полке лежит осколок бутылки от шампанского, разбитой в первый съемочный день. На нем надпись: «Сталкер. 78». Странно и неожиданно это […]. Сначала сценарий, который бесконечно далек и отвлечен от всего, что делал раньше, — нет идеологии, политики, нет ненавистного мне быта, нет даже фамилий героев. Есть ясная, четкая мысль, как я ее понял: нельзя насильств...

 
 

Работы
Режиссер
1990Мир в другом измерении
совм. с М. Кончакивским
Оператор
1965Город мастеров
совм. с М. Ардабьевским
1966Я родом из детства
1969Похищение
1971Ты и я
1973Города и годы
1974Осень
1975Повторная свадьба
1976Подранки
1977Враги
1979Сталкер
1980Из жизни отдыхающих
1981Кольцо из Амстердама
1983Если верить Лопотухину...
1989Жизнь по лимиту
1990Закат
1990Мир в другом измерении
1992Женщина в море


Библиография
  • Михалкович В. Нерв пространства
  • ИК. 1986. № 11; Арканов А. Вкус. Талант. Терпение. Инт. с А. К.
  • ТКТ. 1988. № 9; Княжинский А.: "Печально я гляжу..." Инт. Е. Караевой
  • ДК. 1990. Спецвыпуск к VI съезду СК СССР (дубль два); Княжинский А.: "Не знаю, что такое эстетство". Инт. А. Маркевича
  • Смена. 1990. № 9; Я вспоминаю...
  • ИК. 1994. № 3 (отечественные кинематографисты о Ф. Феллини, в т. ч. монолог А. К.); Заметки о русском. Коллект. лит. запись
  • ИК. 1996. № 4 (в т. ч. монолог А. К.); Княжинский А.: "Нельзя научить, можно только научиться". Из инт. тв-прогр. "Профессионал"
  • ИК. 1999. № 7; Финн П. Эпиграфы
  • ИК. 1999. № 7. Княжинский А.: "Скажи, зачем без цели бродишь?.." Из дневника; "Кино — искусство заразительное". Из лекции во ВГИКе. Публ. М. Мироновой
  • ИК. 1999. № 7.