Сообщить об ошибке
Отар Иоселиани
режиссер
 
Родился 2 февраля 1934 г. в Тбилиси. Учился на математическом факультете МГУ. Работал ассистентом режиссера, монтажером на к/с "Грузия-фильм", режиссером на Тбилисской студии хроникально-документальных фильмов. С 1961 г. — режиссер и сценарист к/с "Грузия-фильм". В 1965 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. Довженко). С 1979 г. живет и работает во Франции и Грузии.
Автор ряда статей о кино, опубликованных в России и за рубежом.
Народный артист Грузинской ССР (1984).
Премия "Триумф" (1993).
Тексты
 

К пространству и времени Отар Иоселиани относится снисходительно — как мастер, их покоривший. Французы считают его своим, грузины посмеиваются над французами, а О. И. всю жизнь снимает одно кино, не грузинское и не французское. Разумеется, он менялся, но не в общей, а в собственной системе координат. Фильмы Листопад, Жил певчий дрозд и Пастораль — все, что О. И. сдел...

 
 

[…] После того как в начале 80-х он осел в Париже, многие считали, что на его творчестве можно поставить крест: никому из наших киношников не удалось сделать на Западе полноценную карьеру. Но Иоселиани по-прежнему моден. Давно будучи «не нашим» и не очень-то любя Россию, получает «Ники». Столь же высоко ценят его и в Европе. […] Этому мифу уже более тридцати лет, он родился вместе ...

 
 

Наум Клейман. […] Франция знает многоголосие, и Отар своим грузинским многоголосием как бы возвращает французскую стихию к этому многоголосию. Но… при том, что он […] — стопроцентный француз — он не перестал быть грузином, он всегда делал грузинское кино, удачное или неудачное, это неважно. Пожалуй, он единственный из всех наших эмигрантов, не потерял себя, что достигается просто его пор...

 
 

О фильме «Листопад»

[…] О чем же «Листопад»?

Внутреннюю тему фильма заявляют, мне кажется, два плана: планы храмов-в начале и в конце. Я спрашивал своих студентов на Высших режиссерских курсах, видевших фильм: «Скажите, зачем понадобились режиссеру эти два плана?» Удивительно снятые — и первый, и второй. И разные по изобразительному решению. Помните, как возникае...

 
 

О фильме «Жил певчий дрозд»

Между «Листопадом», первой большой картиной Отара Иоселиани, принесшей ему европейскую славу, и следующим его фильмом, «Жил певчий дрозд», прошло четыре года — Иоселиани снимает редко, но, начав, снимает очень быстро. По материалу, фактуре, манере «Жил певчий дрозд» естественно примыкает к «Листопаду». […]

Но в фильме «Жил певчий ...

 
 

О фильме «Жил певчий дрозд»

Фильм этот [«Жил певчий дрозд»], если прочитывать его на уровне бытоописательном, легче легкого толкуется как назидательная повесть о непутевом растратчике времени и таланта, жестоко за это поплатившемся. Иное дело — на уровне философском, а этого уровня фильм достигает при всей своей непретенциозности и непатетичности. В образном единстве фильма заключены вопросы общезн...

 
 

О фильме «Жил певчий дрозд»

Критика по выходе фильма довольно единодушно высказала мысль о том, что «Жил певчий дрозд» — фильм о времени. Но уникальность произведения О. Иоселиани как раз в том и состоит, что категория эта — и как предмет мысли, и как формообразующее начало — проникла и определила собой все элементы структуры: изображение, звук, музыку — в...

 
 

О фильме «In vino veritas»

Фильм Отара Иоселиани «In vino veritas» («Истина в вине»), снятый во Франции и на французские деньги, имеет непереводимое французское название: «Adieu, plancher des vaches!». Если все-таки, перевести, то получится нечто не совсем понятное: «Прощай, коровник». Но в данном случае надо принять во внимание, что фраза эта была некогда лю...

 
 

О фильме «Сады осенью»

«Сады…» легко укладываются в трилогию с двумя предыдущими картинами Иоселиани — «Утро понедельника» и «Истина в вине», в которых его мизантропия смягчена паллиативным, но эффективным соображением: жизнь, конечно, ужасна, и люди в большинстве своем омерзительны, но если с ними выпивать и закусывать, то кое-как дотерпеть до&nbs...

 
 

О фильме «Утро понедельника»

После воскресения. Так я перевел бы «Lundi matin» — название фильма, который идет у нас под титулом «Утро понедельника». Ибо к обычному опохмелу дело тут не сводится. Хотя и опохмел налицо. Притом что действие происходит не в России и даже не в Грузии, а во Франции, где обитает теперь Отар Иоселиани, да еще в Венеции, куда ...

 
 

О фильме «Утро понедельника»

Примерный семьянин и работяга Винсент вдруг бросает в маленьком французском городишке семью и работу и отправляется в путешествие.

В первой — деревенской — части фильма действие закольцовано. Все происходит как по расписанию: порог дома, тапочки, порог машины, тапочки, сигарета, трамвай, сигарета, проходная химкомбината, гудок, возвещающий о конце рабочего дня И т...

 
 

О фильме «Сады осенью»

Наверное, министр из него (Бланше) и впрямь был неважный, раз той осенью на парижских бульварах вместе с кленом зарделся кумач, а возмущенная толпа завела ладно бы «Интернационал» — «Взвейтесь кострами»! За это его — вместе с медалями, арбалетами, статуэтками лошадок и гравюрами кабанов — попросили из кабинета. […] В дов...

 
 

Отар Иоселиани. С ним я даже играл один из этюдов, но он-то играл прекрасно, а я, как всегда, дергался. Его «явление» институту началось с того, что во вгиковской стенгазете появилась эпиграмма. Газета брала интервью у первокурсников разных факультетов, желая выяснить их мнение о ВГИКе, обратились и к Отару. Он нагрубил, за что ему отомстили следующей эпиграммой:

Моя голова над другими стоит,

...

 
 

Дмитрий Савельев […] Вы сталкиваетесь во Франции со сложностями, когда пытаетесь снять свое кино?

Отар Иоселиани Там снять картину так же невозможно, как и здесь. Но если ты приехал отсюда, у них логика немного другая: ты новый фрукт и мы тебе поможем снять фильм. А потом будем хорошо выглядеть в собственных глазах — мы тебе помогли. Но что ты там снимаешь, не волнует ...

 
 

[…] В чем для Вас состоит специфика кинематографа? Его природа? И что для Вас в этом главное?

Отар Иоселиани […] Для меня вдруг стало ясно, что очень немного людей занимались языковой разработкой кино. Я уверен — такой язык существует. Язык, который не требует семантического словесного перевода, который и так всем понятен. С самого начала кино было немое, а значит всем понятное. Развитие шло по двум лин...

 
 

[…] Андрей Плахов Главной темой твоих последних фильмов стала буржуазность и как с ней бороться.

Отар Иоселиани Есть две категории людей, не приемлющих буржуазию. Те, кто думают, что родиться буржуа — это несчастье, это значит быть несвободным, быть рабом своего богатства. Они относятся к буржуазии с иронией. И есть те, кто ненавидят буржуев — но только до того момента, пока не пред...

 
 

Отар Иоселиани Я хотел бы категорически заявить, что не существует ни грузинского, ни французского, ни русского кинематографа. Существует кино как способ выражения личности, которая хочет поделиться своим опытом жизни, и никакой национальный или этнический бульон тут не имеет значения.

Во Франции был чудный писатель Александр Дюма, ведущий происхождение от негров. Пушкин тоже был негр — вы находите в его творчеств...

 
 

Работы
Режиссер
1958Акварель
1962Апрель
1964Чугун
1966Листопад
1971Жил певчий дрозд
1976Пастораль
1982Семь пьес для черно-белого кино
1982Страна басков, лето 1982
1984Фавориты луны
1988Маленький монастырь в Тоскане
1989И стал свет
1992Охота на бабочек
1994Грузия одна
1996Разбойники. Глава VII
1999In vino veritas
2002Утро понедельника
2006Сады осенью
Сценарист
1962Апрель
автор сценария совм. с Э. Ахвледиани
1966Листопад
автор сценария совм. с А. Чичинадзе при участии Д. Чарквиани, Я. Трипольского
1971Жил певчий дрозд
автор сценария совм. с Д. Эристави, О. Мехришвили, И. Нусиновым, Ш. Какичашвили, С. Лунгиным
1976Пастораль
автор сценария совм. с Р. Инанишвили, О. Мехришвили, М. Бебуришвили при уч. Я. Трипольского
1984Фавориты луны
автор сценария совм. с Ж. Брашем при участии К. Фулон, П. А. Бутан, Л. Наскидашвили
1989И стал свет
автор сценария
1992Охота на бабочек
автор сценария
1994Грузия одна
автор сценария
1996Разбойники. Глава VII
автор сценария
1999In vino veritas
автор сценария
2002Утро понедельника
автор сценария
2006Сады осенью
автор сценария
Оператор
1994Грузия одна
Монтажер
2006Сады осенью
совм. с Е. Ленкевич
Продюсер
1994Грузия одна
продюсер
Актер
1982Семь пьес для черно-белого кино
1984Фавориты луны
1999In vino veritas
2002Утро понедельника
Энцо ди Мартино


Фестивали и премии
2003МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Приз "Золотой Витязь" за лучший игровой фильм (2002  Утро понедельника)
2002МКФ в Берлине
Приз «Серебряный Медведь» за режиссуру (2002  Утро понедельника)
2002МКФ в Берлине
Приз FIPRESCI (2002  Утро понедельника)
2000Премия «Золотой Овен»
За лучший зарубежный фильм в российском прокате (1999  In vino veritas)
1999Премия «Феликс» Европейской киноакадемии
Приз FIPRESCI за лучший европейский фильм (1999  In vino veritas)
1998Премия «Ника»
За лучшую режиссуру (1996  Разбойники. Глава VII)
1996МКФ в Венеции
Специальный приз жюри (1996  Разбойники. Глава VII)
1996МКФ в Венеции
Приз FIPRESCI (1996  Разбойники. Глава VII)
1993МКФ в Москве
Премия Фонда А. Тарковского (1992  Охота на бабочек)
1992МКФ в Венеции
Премия итальянской кинокритики им. Ф. Пазинетти (1992  Охота на бабочек)
1992Премия Берлинской академии искусств
За лучшее произведение искусства 1992 г. (1992  Охота на бабочек)
1992Премия им. Серджо Амидеи
За лучший сценарий года (1992  Охота на бабочек)
1992Премия министерства культуры Италии
"За качество в искусстве" (1992  Охота на бабочек)
1992Приз кинопрессы
За лучший зарубежный фильм года (1992  Охота на бабочек)
1989МКФ в Венеции
Специальный приз жюри (1989  И стал свет)
1984МКФ в Венеции
Специальный приз жюри (1984  Фавориты луны)
1982МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1976  Пастораль)
1982МКФ в Западном Берлине
Премия FIPRESCI (1976  Пастораль)
1968МКФ в Каннах
Приз FIPRESCI (1966  Листопад)
1968Премия им. Жоржа Садуля Фонда культуры Франции
За лучший п/м дебют (1966  Листопад)
Библиография
  • Келерас Ю. В ракурсе поэтического назидания
  • Кино (Вильнюс). 1987. № 5 (о ф. Фавориты луны); Брашинский М. Мудрый взгляд "постороннего"
  • ИК. 1987. № 6 (о ф. Фавориты луны); Абдуллаева З. Тбилиси, Париж. Инт. с О. И.
  • СФ. 1988. № 11; Шепотинник П. Индиана Джонс и десять заповедей: Венеция-89
  • ИК. 1990. № 4 (в т. ч. о ф. И стал свет); Омирбаев Д. О поэзии и прозе в кино
  • Син. Ф. 1990. № 17 (в т. ч. об О. И.); Зоркая Н., Козлов Л., Шилова И. Жил певчий дрозд: тогда и теперь
  • КЗ. 1991. № 11; Липков А. Отар Иоселиани. Профессия или призвание
  • В кн.: Профессия или призвание. — М., Киноцентр, 1991; Зархи Н. С высоты человеческого роста
  • ЛГ. 1992. 29 апр. (о ф. Охота на бабочек); Боссарт А. Изгнание из рая
  • Столица. 1992. № 51 (о ф. И стал свет); Без крупных планов. Инт. О. И. корр. франц. журнала "Позитиф"
  • ИК. 1993. № 4; Богомолов Ю. У времени в гостях?
  • ИК. 1993. № 4 (о ф. Охота на бабочек); Иенсен Т. Сочинение фильма. Инт. с О. И.
  • ИК. 1993. № 4; Шилова И. Цвета времени
  • ЭиС. 1993. 25 ноября – 2 дек.; Аннинский Л. Пыльца и пепел
  • МН. 1993. 8 дек. (о ф. Охота на бабочек); Иоселиани О.: "Думая о будущем, трудно не испытывать отчаяния". Лит. запись М. Невзоровой
  • НГ. 1993. 26 дек.; Миллер Л. ...Как ветерок по полю ржи
  • ЭиС. 1994. 6 – 13 янв. (о ф. Охота на бабочек); Плахов А. Отар Иоселиани от Тосканы до Грузии
  • Ъ. 1994. 15 марта; Кулиш А. Назад, в Тоскану. Известный и неизвестный Иоселиани
  • НГ. 1994. 31 марта; Иоселиани О.: "Не думаю, что изменился". Инт. М. Зониной
  • Моск. наб. 1994. № 7-8; Плахова Е. Российская формула киноуспеха: Отар Иоселиани
  • Сеанс. 1994. № 9; Спектр мнений о ф. Охота на бабочек, в т. ч. рецензии М. Дроздовой, М. Трофименкова
  • Сеанс. 1994. № 9; Иоселиани О.: "Фильмы, сделанные живыми людьми, — это считается верхом снобизма". Лит. запись Д. Савельева
  • Сеанс. 1994. № 9; Плахова Е. Десять индейцев Отара Иоселиани
  • ИК. 1996. № 12 (о ф. Разбойники. Глава VII); Иоселиани О.: "Все идет по кругу..." Инт. А. Трошина
  • ИК. 1996. № 12; "Я ничего не воспринимаю всерьез". Фрагменты пресс-конф.
  • ИК. 1996. № 12; Островский Д. Экология формы
  • КЗ. 1996. № 29; Рощина Е. Избранное
  • ЧЗ. 1997. № 5 (в т. ч. об О. И.); Солнцева А. Пули над городом
  • Время МН. 1998. 11 авг. (о ф. Разбойники. Глава VII); Маслова Л. Отар Иоселиани снял "Покаяние-2"
  • Ъ. 1998. 11 сент. (о ф. Разбойники. Глава VII); Норштейн Ю. Туда, в заоблачную келью...
  • КЗ. 1998. № 40 (о ф. Листопад); Михалкович В. Технолог, шагающий к храму
  • Известия. 1999. 15 янв. (о ф. Листопад); Иоселиани О.: "В моих фильмах Париж похож на Тбилиси". Инт. А. Плахова
  • Ъ. 1999. 25 мая; Плахова Е. Enfant terrible уходящей породы
  • Итоги. 1999. 27 июля; Карахан Л. Канн-fiction
  • ИК. 1999. № 10 (в т. ч. о ф. In vino veritas); Малюкова Л. Истина — в кино
  • ЭиС. 2000. № 4 (о ф. In vino veritas). Иоселиани О.: Прощание с бескорыстным ремеслом имитации. Ностальгический взгляд на профессию
  • Кино (Вильнюс). 1987. № 2; "В кинематографе сразу понятно, есть у человека совесть или нет..."
  • НГ. 1992. 25 янв.; Охота на бабочек. Сценарий
  • Киносценарии. 1995. № 2; "Наше занятие — телесное, конкретное, вещественное..."
  • Сеанс. 1995. № 10; Настоящая комедия всегда замешена на страдании...
  • Киносценарии. 1997. № 1; Разбойники. Глава VII. Сценарий
  • Киносценарии. 1997. № 1.