Сообщить об ошибке
Людмила Зайцева
актриса
 
Родилась 21 июля 1946 г. на хуторе Восточном Краснодарского края. Работала лаборанткой в Усть-Лабинском педагогическом училище, рабочей на Усть-Лабинском сахарном заводе, актрисой вспомогательного состава в Рязанском ТЮЗе. В 1970 г. окончила актерский факультет Театрального училища им. Щукина (мастерская М. Тер-Захаровой). Работала по договорам. С 1976 г. — актриса Театра-студии киноактера.
Народная артистка РСФСР (1989).
Тексты
 

Семидесятые предложили героине нашего кино, советской женщине, ударнице кирки и лопаты, трудовой и боевой подруге, — новое личное самоощущение. Настало время независимости от мужчины, который к тому времени заметно обесценился: замучился, занервничал, задергался — перестал быть мужиком. Пришел черед героинь Людмилы Зайцевой — гордых, независимых, удалых, резких.

Семидесятые предложили героине нашего кино, советской женщине, ударнице кирки и лопаты, трудовой и боевой подруге, — новое личное самоощущение. Настало время независимости от мужчины, который к тому времени заметно обесценился: замучился, занервничал, задергался — перестал быть мужиком. Пришел черед героинь Людмилы Зайцевой — гордых, независимых, удалых, резких.

Семидесятые предложили героине нашего кино, советской женщине, ударнице кирки и лопаты, трудовой и боевой подруге, — новое личное самоощущение. Настало время независимости от мужчины, который к тому времени заметно обесценился: замучился, занервничал, задергался — перестал быть мужиком. Пришел черед героинь Людмилы Зайцевой — гордых, независимых, удалых, резких.

Уже в первой своей роли помкомвзвода Кирьяновой (А зори здесь тихие...) она только и делала, что ставила на место старшину Васкова по всякому поводу, однако эта бабская стервозность проистекала из неутоленной жажды любить и быть любимой.

И в дальнейшем не одной ее героине придется осадить мужика — не столько крепким словцом, сколько поступком, решительным и толковым, на который сильный пол окажется абсолютно не способен.

Устойчивый, казалось бы, миропорядок распадается, и если кто и может подпереть осыпающуюся жизнь плечом, так это "простая русская женщина", причем без натуги, с видимой легкостью, не теряя присутствия духа, с очень здоровым юморком.

Последним свойством, которого было напрочь лишено большинство женщин советского кино, Л. З. наделила героиню фильма Здравствуй и прощай, чей талант жить взошел именно на дрожжах неизысканного, простецкого остроумия. Хотя в лукавом ее прищуре, в насмешливых интонациях будет проступать скрытая горечь: все складывается не так, как хотелось бы, жизнь оборачивается к ней далеко не праздничной стороной. Да, видно, суждена бабе такая судьба, и размышлять о первопричинах незачем.

Кажется, что психологическое пространство всегда было чуждым для ее героинь. Эта актриса привыкла испытывать к своим героиням не одно лишь сострадание, но и уважение, порой даже восторженное. В "достоевском" контексте, предполагавшем иную гамму чувств, она ощущала себя менее уверенно. Куда легче давалась Л. З. характерно-гротесковая стихия: после мегеры-домовладелицы в Рассказе неизвестного человека было еще несколько работ, исполненных в подобном ключе. И, наконец, мать в Маленькой Вере — самая пока что значительная (после Здравствуй и прощай) роль Л. З. в кино. Здесь она "остранила" всех своих героинь и, вывернув наизнанку их доброкачественные свойства-качества, напрочь лишила мать Веры мифологического ореола "простой русской женщины". Получился шарж, но не веселый, а страшный. И тончайший, выверенный в малейшем жесте, в самой незаметной повадке этой пьющей рабоче-крестьянской тетки — изнуренной, скандальной, ограниченной в душевных потребностях и при этом участливой жене, заботливой клуше-матери. Есть в ней свойственная прежним зайцевским героиням легкость восприятия жизни, но окрашена она в мышиное безмыслие.

Однако и явленная не в карикатурном, а в "реалистическом" обличье былая обитательница теплого советского жанрового стана (мелодрамы, народного сериала), выстуженная на перестроечных ветрах, обрела холодную дистиллированную статуарность. В фильмах последнего десятилетия героини Л. З. в совокупности походили на Родину-мать работы какого-нибудь советского скульптора средней руки. И не было в том вины актрисы. Ее призвание — вочеловечивать миф — новым временам оказалось без надобности: советское человечество, смеясь, прощалось с прошлым и порожденной им мифологией. Из всех умений актрисы надобность имелась в гротеске — с блеском сыграны ею партийная матрона в Сукиных детях; кухарка, управляющая бесхозным кораблем, будто государством, в Летучем голландце; начальственная дама в Мечтах идиота. Сыграны остро и даже лихо, но без живого в них участия: так выполняет работу безукоризненный профи, поставленный перед необходимостью подтвердить свою репутацию.

Сегодня бытовое пространство, раскуроченное на переломе восьмидесятых-девяностых, потихоньку собирается, самоорганизуется. Складывается новая мифология повседневности, которой, скажем, питаются сериальные страсти, и потому возвращение Л. З., игравшей в последние годы до обидного мало, было бы очень естественным.

Александр Шпагин

 

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, “Сеанс”, 2001

 

 

 
 

Работы
Аниматор
1977Побег из тюрьмы
Капитолина Бауман
Актер
1967История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
1972А зори здесь тихие...
сержант Кирьянова
1972Здравствуй и прощай
Шурка Ярмолюк
1972Печки-лавочки
Людмила
1972Чудак из пятого "Б"
продавщица
1973Цемент
Даша Чумалова
1974Второе дыхание
Татьяна
1974Ксения, любимая жена Федора
Валентина
1974Ливень
Павла
1974Москва, любовь моя
медсестра
1976Двадцать дней без войны
эпизод
1976Долги наши
Тоня
1976Кадкина всякий знает
Пелагея Кадкина
1976Строговы
Анна Строгова
1977Воскресная ночь
Зубрич
1977Журавль в небе
Лиза
1977По семейным обстоятельствам
продавщица
1978В день праздника
Зина
1978Проводы
Лидия Горчакова
1979Дождь в чужом городе
Кира Андреевна
1979По следу властелина
Татьяна
1980Рассказ неизвестного человека
Полина
1981Праздники детства
Мария Попова
1981Хочу, чтоб он пришел
мать Витьки
1982Остановился поезд
Тимонина
1982Транзит
Клавдия
1983Крылатые слова (в к/а Фитиль № 255)
1983Ураган приходит неожиданно
Березина
1984Затерянные в песках
Хозяйка
1984Лев Толстой
эпизод
1984Я за тебя отвечаю
Анна
1985Город невест
Одинцова
1986Говорит Москва
Борисова
1986Завещание
Серафима
1987Верь — не верь
озвучание
1988Маленькая Вера
мать
1988Огурец со слезой
1990Мальчики
Агафья
1990Сукины дети
Анна Кузьминична
1991Летучий голландец
Марсевна
1993Маэстро с ниточкой
1993Мечты идиота
председатель исполкома
1997На заре туманной юности
1997Царевич Алексей
2000Тайны дворцовых переворотов. Россия. Век XVIII... Ф. 1-й: Завещание императора
Екатерина Мекленбургская
2000Тайны дворцовых переворотов. Россия. Век XVIII... Ф. 2-й: Завещание императрицы
Екатерина Мекленбургская
2001На полпути в Париж
2001Саломея
2001Тайны дворцовых переворотов. Россия. Век XVIII... Ф. 3-й: Я — император
Екатерина Мекленбургская
2001Тайны дворцовых переворотов. Россия. Век XVIII... Ф. 4-й: Падение Голиафа
Екатерина Мекленбургская
2002Тезка
2003Оперативный псевдоним
2003Сель
2003Тайны дворцовых переворотов. Россия. Век XVIII... Ф. 5-й: Вторая невеста императора
Екатерина Мекленбургская
2003Тайны дворцовых переворотов. Россия. Век XVIII... Ф. 6-й: Смерть юного императора
Герцогиня Мекленбургская
2004Красная площадь
2007Агитбригада „Бей врага!“
2008Виват, Анна!
Екатерина Макленбургская
2009Ласковый май
бабушка Андрея Разина
2009Палата №6


Фестивали и премии
2009Всероссийский Шукшинский кинофестиваль на Алтае
Диплом "За воплощение ярких образов" ((  ))
1989КФ «Созвездие»
Приз за лучшую женскую роль второго плана (1988  Маленькая Вера)
1986Серебряная медаль им. А. Довженко
((1986  Говорит Москва))
1983Государственная премия СССР
((1981  Праздники детства))
1977ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Приз за лучшую женскую роль (1977  Воскресная ночь)
Библиография
  • Логинова Л. Учить чувству
  • Сов. культура. 1986. 22 февр.; Зайцева Л.: "Завтрашний день — это день надежды". Инт. Е. Кабалкиной
  • Сов. культура. 1989. 7 февр.; Лындина Э. Кубанская казачка
  • СЭ. 1989. № 18; Зайцева Л. Прямо из кочегарки. Инт. корр.
  • Сов. культура. 1990. 30 июня; Зайцева Л.: "Я не Джульетта". Инт. Ю. Славича
  • В сб.: Экран’90. — М., Искусство, 1990; Зайцева Л.: "Не люблю ряженых актрис". Инт. В. Верника
  • Неделя. 1993. № 36; Зайцева Л.: "Меня потрясает равнодушие нашего общества". Инт. Л. Колобовой
  • Правда. 1994. 11 марта; Зайцева Л.: "Наше знамя у нас не отнять". Инт. Л. Ягунковой
  • Правда. 1996. 29 июня; Зайцева Л.: "Я не человек супермаркета". Инт. корр.
  • Смена. 1997. 8 февр. Зайцева Л.: Что мешает актеру?
  • Сов. культура. 1986. 11 янв.; Без хрестоматийного глянца
  • Сов. культура. 1989. 14 февр.; Без праздничной эйфории. Август. Год спустя
  • Культура. 1992. 15 авг.; Нужно играть классику
  • Москва. 1994. № 2.