Сообщить об ошибке
Вера Марецкая
актриса

Родилась 31 июля 1906 г. в д. Барвиха под Москвой. Училась в Московском университете на философском факультете, в Шаляпинской студии. В 1924 г. окончила Школу-студию при театре им. Е. Вахтангова. В 1924-1940 гг. — актриса Театра-студии (затем — Театра) под рук. Ю. Завадского в Москве и Ростове-на-Дону, с 1940 г. — актриса театра им. Моссовета.
Среди театральных работ:
"Простая вещь" (1927), "Компас" (1928), "Волки и овцы"(1934), "Школа неплательщиков" (1935), "Любовь Яровая" (1936), "Горе от ума" (1937) — Театр-студия под рук. Ю. Завадского; "Хозяйка гостиницы" (1940), "Машенька" (1941), "Надежда Дурова" (1941), "Встреча в темноте" (1944), "Госпожа министерша" (1946), "Без вины виноватые" (1948), "Рассвет над Москвой" (1950), "Кража" (1954), "Катрин Лефевр" (1956), "Дали неоглядные" (1957), "Бунт женщин" (1962) — Театр им. Моссовета.
Сталинская премия (1942, 1951, за театральную работу).
Герой Соц. Труда (1976).
Народная артистка СССР (1949).
Умерла 17 августа 1978 г. в Москве.

Тексты
 

Решив стать актрисой, держала экзамены сразу в три театральных училища. В два из них ее приняли, и Марецкая выбрала Третью студию Художественного театра под руководством Е. Вахтангова. Ю. Завадский вспоминал, что было трудно "угадать" актерское будущее этой "нескладной с виду девочки с явно негероической внешностью", слишком разными были жанры и стили произведений, которые она декламировала на вступительных экзаменах с "...

 
 

Сквозь прожитые годы она пронесла, не расплескав, такое ценнейшее качество, как студийность, которое смолоду прививал нам Завадский. В нашем маленьком театре мы не только играли — мы строили театр. И вот как строитель театра Вера Петровна буквально до последних дней была незаменима и в духовном и в практическом, житейском, смысле. Не занимая никакой — ни административной, ни общественной должности, она оказывалась первой во все...

 
 

Трагедийная патетика, с которой Марецкая сыграла партизанку Прасковью Лукьянову, позже — в "Сельской учительнице" М. Донского — сменилась лирической сосредоточенностью, плакатная резкость удара уступила место плавному движению сквозь время. Роль начиналась с юности Вареньки Мартыновой, с выпускного бала в Смольном институте, задолго до Октября, роль завершилась в преклонных годах Варвары Васильевны, уже после Великой ...

 
 

Вера Тулякова. Вера Петровна, думаю, что ваша актерская судьба как никакая другая богата такими счастливыми днями. На вашу долю выпали такие интересные, ответственные фильмы, как "Член правительства", "Она защищает Родину", "Сельская учительница". Успех этих работ трудно переоценить. Скажите, а как вы создавали образ учительницы Варвары...

 
 

Когда ей присвоили звание Героя Социалистического Труда, она была уже очень больна. Накануне говорила мне (в последнее время мы общались в основном только по телефону), что очень волнуется, надо ехать в Кремль на вручение награды, а там лестницы... У нее очень болели ноги. Конечно, поехала. Неожиданно ее попросили выступить от имени всех награжденных. Выступила — очень взволнованно...

 
 

Во всяком случае, зная Веру Петровну Марецкую — звезду кино и сцены, Веру Петровну — мудрую и глубокую женщину, и маму Веру — чудо из чудес доброты и любви, я могу достоверно утверждать одно: она одарила нас своим талантом. Она помогла нам в трудные минуты. Это случилась в наши дни.

Во всяком случае, зная Веру Петровну Марецкую — звезду кино и сцены, Веру Петровну — мудрую и глубокую женщину, и маму Веру — чудо из чудес доброты и любви, я могу достоверно утверждать одно: она одарила нас своим талантом. Она помогла нам в трудные минуты. Это случилась в наши дни.

Во всяком случае, зная Веру Петровну Марецкую — звезду кино и сцены, Веру Петровну — мудрую и глубокую женщину, и маму Веру — чудо из чудес доброты и любви, я могу достоверно утверждать одно: она одарила нас своим талантом. Она помогла нам в трудные минуты. Это случилась в наши дни.

Прасковья мстящая из фильма "Она защищает Родину" в иных днях могла бы обернуться Антигоной. Вера Марецкая была в нашем времени напоминанием о вечных человеческих началах любви, смелости, чистоты душевной.

ВАСИЛЬЕВА Л.

Страницы жизни // Воспоминания о Вере Марецкой. М., 1985

 
 

Ma ленькая уличка в Сормове оцеплена милицией и охрипшими работниками киногруппы "Мать". [...]

[...] съемка начинается с крупного плана Ниловны, лицо ее обращено к дому, а в данном случае к аппарату. Этот план режиссеру придется склеивать с эпизодом, снимавшимся еще месяц назад в декорации, пре...

 
 

Марецкая умела ощутить роль целиком, сразу, с первого к ней прикосновения. Поняв и почувствовав диапазон характера и его "героизм", она легко и смело исчерпывала роль, насыщая игру яркими деталями, нюансами, оттенками.

Марецкая всегда играла вдохновенно, концентрированно и темпераментно. Не помню ролей непроработанных, "размы...

 
 

Я думаю, каждый, кто знает Веру Петровну, кто встречался с ней в работе, дружил с ней, а может быть, и не дружил, легко может вспомнить ее готовность прийти на помощь товарищу, умение забыть себя и отдать все силы делу. Сколько раз в трудные минуты помогал мне ее трезвый практический ум, который дочь Марецкой, Маша, назвала однажды "крестьянским", вернее, не просто ум, а народная мудрость, определяющая основу и суть т...

 
 

Смотрим титры. В том числе и тот, который должен прервать на самом трагическом месте фрагмент из картины "Она защищает Родину". На изображении мгновенно поседевшей Прасковьи Лукьяновой, только что потерявшей сына, по нашему замыслу, должна появиться надпись, которая соединит судьбу героини и судьбу актрисы:

Смотрим титры. В том числе и тот, который должен прервать на самом трагическом месте фрагмент из картины "Она защищает Родину". На изображении мгновенно поседевшей Прасковьи Лукьяновой, только что потерявшей сына, по нашему замыслу, должна появиться надпись, которая соединит судьбу героини и судьбу актрисы:

Смотрим титры. В том числе и тот, который должен прервать на самом трагическом месте фрагмент из картины "Она защищает Родину". На изображении мгновенно поседевшей Прасковьи Лукьяновой, только что потерявшей сына, по нашему замыслу, должна появиться надпись, которая соединит судьбу героини и судьбу актрисы:

"Во время съемок фильма “Она защищает Родину” Вера Марецкая узнала, что ее муж погиб на фронте"...

Впечатление у всех, кто был в зале, — на грани слез.

В. П., кажется, довольна тем, как этот фрагмент нашей картины действует на аудиторию. А поздно вечером звонок:

— Снимите, обязательно снимите этот титр. Не хочу вызывать жалость к себе, пусть сочувствие взывают мои героини.

И хотя была у нас предварительная договоренность и многие друзья Веры Петровны убеждали ее, что нет ничего неправомерного в таком решении биографического фильма-портрета, — она настояла на своем: титр о гибели ее мужа был изъят.

ШЕРЕЛЬ А.

Парадоксы Марецкой // Воспоминания о Вере Марецкой. М., 1985

 
 

Фильм начинается бурным потом радости.

Рассыпая бубенцы, взметая снежные сугробы, мчится тройка, и, выпрямившись во весь рост, лихо натянув вожжи, весело покрикивая, гонит крестьянка вороных. Сани полны народу — смех, крики, песни. Взмах кнута, и кони взвиваются птицей и летят, летят по бескрайним просторам. ...

 
 

Весной 1943 года, когда шли к концу съемки фильма "Она защищает Родину", на студию пришла телеграмма с фронта в адрес Марецкой В. П. от командира части, в которой воевал ее муж. Эту телеграмму ночью получил ответственный дежурный, который имел право вскрывать все телеграммы, с тем чтобы тут же сообщать мне по телефону, если в них были срочные задания. Дежурный позвонил мне и сообщил, что Вере Петров...

 
 

Мера ее реализма, ее представление о правде не позволяли ей, как это порой бывает, играть становление характера, теряя с каждой следующей ступенью что-то ранее бывшее в нем, так что от старта до финиша едва ли не весь прежний человек испаряется, а на месте его оказывается уже кто-то другой. Героини Марецкой были узнаваемы во всех превращениях, иногда очень далеко отстоящих от первоначально заданного. На трибуне Кремле...

 
 

Работы
Актер
1925Его призыв
Варя
1925Закройщик из Торжка
Катя
1927Земля в плену
проститутка
1928Дом на Трубной
Параша
1929Два-Бульди-Два
секретарь ревкома
1929Живой труп
дамочка
1929Сто двадцать тысяч в год
Доленко
1934Четыре визита Самуэля Вульфа
Ольга
1935Любовь и ненависть
Вера
1936Зори Парижа
матушка Пишо
1936Поколение победителей
Варька
1940Член правительства
Александра Соколова
1941Дело Артамоновых
Наталья
1942Котовский
Ольга
1943Она защищает Родину
Прасковья Лукьянова
1944Свадьба
Змеюкина
1947Сельская учительница
Варвара Мартынова
1949У них есть Родина
мать Саши
1951Ночь перед Рождеством
озвучание
1955Мать
Ниловна
1956Полюшко-поле
Лизавета Ураганова
1962Среди добрых людей
Михайлина
1964Легкая жизнь
Василиса Муромцева
1969Ночной звонок
Варвара
Персонаж
1948Памяти С. Эйзенштейна
1976Что вы знаете о Марецкой?


Фестивали и премии
1948Сталинская премия
I степени (1947  Сельская учительница)
1946Сталинская премия
II степени (1943  Она защищает Родину)