Сообщить об ошибке
Даниил Демуцкий
оператор, фотограф

Родился 4 июля 1893 г. в с. Охматив Киевской губернии. В 1917 г. окончил Киевский университет. Работал фотографом, сотрудничал с журналами "Вестник фотографии", "Солнце России". В 1925 г. — заведующий фотоцехом ВУФКУ. С 1926 г. — кинооператор. Основные работы создал с режиссерами Г. Стабовым и А. Довженко. С 1935 г. работал на ташкентской студии кинохроники, затем — на к/с "Узбеккино". После 1946 г. — на Киевской к/с.
Золотая медаль на Международной выставке прикладных искусств (1925, за фотографии).
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944).
Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1954).
Умер 7 мая 1954 г. в Киеве.
Тексты
 

Родился Даниил Демуцкий в 1893 году в семье известного украинского композитора и собирателя народных песен Порфирия Демуцкого. Окончив гимназию, он в 1913 году поступает в Киевский университет на юридический факультет, но, выйдя из его стен, избирает своей профессией художественную фотографию.

Пятнадцать лет работы принесли Д. Демуцкому славу одного из лучших фотографов Советского Союза. Его произведения получают первые...

 
 

О фильме «Ягодка любви»

Более интересным из этих фильмов была «Ягодка любви» Александра Довженко. Это была вторая работа режиссера и вторая его встреча с Демуцким на съемочной площадке. «Ягодка любви» была экспериментом и для режиссера и для оператора. Всевозможные ракурсы, цейтрафер и рапид, короткий монтаж, панорамы и проезды и многие другие трюки испробовали молодые авторы, осваивая кинематографическую технику. И следующий, 1927 год ознаменовался для обоих пе...

 
 

О фильме «Два дня»

[…] снимал картину оператор Демуцкий, в работе которого заметно влияние живописных приемов немецких операторов, в частности, экспрессионистический стиль К. Фрейнда («Последний человек»).

Кино. Л., 1928. 21 февр.

...
 
 

О фильме «Два дня»

 В изобразительном плане фильм был своеобразной реакцией на монотонность, серость и невыразительность массовой продукции. Яркая, эмоциональная форма помогла авторам впечатляюще показать драматические события.

Динамично и почти хроникально снято начало фильма — бегство хозяев от приближающейся Красной Армии. В тихий, размеренный барский быт ворвалась суровая действительность, и все...

 
 

О фильме «Два дня»

Молодые операторы, как правило, начинают работать при большом освещении. Они включают все прожекторы и потом не знают, как справиться с таким потоком света. Для опытного оператора самая благодатная съемка — ночная. Тут поле деятельности оператора — безгранично. Несколькими полосками света можно создавать бесконечные композиции.

Демуцкий считал, что самые удачные сцены в «Двух д...

 
 

О фильме «Арсенал»

[…] единомышленником стал для Александра Петровича [Довженко] и всех нас оператор Даниил Порфирьевич Демуцкий. Он снял к тому времени не так много картин, но уже выделялся своей исключительной одаренностью. Демуцкий привлекал необыкновенным лиризмом. Его пейзажи были всегда тонки и органичны, а композиции отличались мощной экспрессией. Именно в «Арсенале» ярко проявилась его...

 
 

О фильме «Арсенал»

Уже при первом прочтении сценария Демуцкий увидел будущие трудности. На 1800- 2400 метрах пленки нужно было передать содержание революционной борьбы на Украине. Постановщикам предстояло найти новые формы и новые способы воздействия на зрителя. […]

Было решено, что фото-графика «Арсенала» должна быть сухой, жесткой и максимально насыщенной. Но она все же не была д...

 
 

О фильме «Земля»

Демуцкий был выдающимся мастером портрета. […] прекрасный по своей пластичности и психологической насыщенности портрет отца Василя […] мастерски вписывается в кадр, он выполнен на тончайших световых нюансах. Крестьянин сидит у стола и ест хлеб, а глаза его лучше всяких слов говорят о том, что он хорошо знает цену куску хлеба. […]

А как изумительно реш...

 
 

О фильме «Земля»

[…] незабываемые кадры из фильма «Земля», когда все величие, эпическая мощь рассказа достигается съемкой с движения, как будто над всей землей несут друзья гроб с телом убитого кулаками Василя. В этих кадрах — искусство работы камерой, здесь в «технический прием» вложено отношение к теме, здесь нет голой техники, а найдена подлинно выразительная композиция.

 
 

О фильме «Земля»

О, Даня Демуцкий! Наш неусыпный оператор! Соратник и друг Довженко! Ничто не пройдет мимо его аппарата, мимо его веохватывающего внимания художника; и в ясную погоду, и в дождь он ищет возможность снимать. Вот он уже вглядывается из-под козырька в «глазок» своего аппарата и что-то снимает. Ага! Дождь немного уменьшился, так он снимает капли дождя в саду, скатывающиеся с яблока на яблоко. А вот он высмотрел большой, пузатый арбуз […]. Даня и его ...

 
 

О фильме «Земля»

Очень много написано о том, как снята «Земля»,- о поэтической дымке, обволакивающей пейзажи; о золотистой — это в черно-белом-то фильме! — пыли, взбиваемой сапогами Василя в лунную ночь; о бесконечных бороздах, прокладываемых дядькой Опанасом и раскрывающих тяжесть крестьянского труда; о подсолнухах, яблоках, дожде и т. д. Отдавая должное мастерст...

 
 

О фильме «Земля»

 В отличие от картин Эйзенштейна и Пудовкина единство его ленты есть прежде всего поэтическое единство — поэтическое в строгом смысле слова […]. С другой стороны, операторской работе присуще необычайное живописное качество, временами заставляющие вспоминать Сезанна, а временами Веласкеса и отражающее необыкновенно сильное и убедительное ощущение конкретной вещественности окружающ...

 
 

О фильме «Иван»

Сейчас надо пересмотреть понятие кадра. До сих пор мы мыслили кадр как некоторую статичную единицу. Мне кажется, что вопрос композиции кадра заключается в полнейшем уничтожении перехода между кадрами.

Мне хочется отметить работу Довженко и оператора Демуцкого в картине «Иван». […] это картина замечательных предвидений. В ряде кусков это картина завтрашнего кинематографа, так же&n...

 
 

О фильме «Иван»

Картина Днепростроя развернута Довженко, в синтетическом плане. Он сумел, как никто до него, с чрезвычайной цельностью и ощутимостью показать стройку во всем ее величии и во всей ее мощи. Здесь интересно раскрыть, каким способом этого достиг Довженко, какие новые творческие приемы ввел он для того, чтобы полностью воплотить свой замысел: отобразить пафос строительства, дать синтетич...

 
 

О фильме «Иван»

Экспозицию фильма составляли днепровские пейзажи. А. П. Довженко ставил перед оператором сложную задачу: показать красоту, необъятность реки, величавую тишину ее вод, воспетых когда-то Гоголем. Реализация этого замысла осложнялась тем, что в изобразительном искусстве — живописи — ничего в этом плане не было создано. Да и Днепр уже был не такой, как во времена Гогол...

 
 

О фильме «Иван»

У меня, очевидно, все операторы — Демуцкие. Кадры я всегда ставлю сам, ввиду того, что люблю работать быстро, но чем больше вы можете взять от оператора, тем лучше для вас, чем меньше, тем для вас хуже… […]

Картину «Иван» у меня снимали три оператора. Один был мальчик — Екельчик, другой — Глидер. а третий — старый оператор Д...

 
 

О фильме «Иван»

Будут [у Демуцкого] и другие фильмы, в том числе довженковский «Иван», где замечательно сняты уходящие под воду Днепровские пороги. А потом случится страшное. Его арестуют. Сначала в 1932 году. «Тогда, — объяснит он на допросе через три года, — мне было предъявлено обвинение в оглашении данных допроса и сокрытии сценария Фауста Лопатинского „Украи...

 
 

О фильме «Страна весны»

Мелькнула беспокойная мысль: а кто будет снимать? Ведь сегодня тут жара — плюс 50. Актиничность света, может быть, втрое больше, чем на Украине. Нужен высококвалифицированный оператор. Кто же? Да, конечно, Демуцкий! Он тоже где-то тут — немного раньше меня оказался в Узбекистане.

Я написал, что необходимо: «1. Кинооператор Демуцкий. 2. Две автомашины […]».

Не только на Украине, а и в Узбекистане работают сейчас первоклас...

 
 

В написанном уже после войны, в июле 46-го, письме на имя генерального прокурора СССР Демуцкий расскажет […]: «19 октября 1934 года я был арестован НКВД УССР в г. Киеве, где работал в студии художественных фильмов в качестве оператора и где прожил почти всю свою жизнь.

Единственный допрос, на который я был вызван следователем, заключался в том, что я должен был подробнейшим образом перечислить всех своих родственников, как близких, так и дальних по линии отца и по линии матери — как ...

 
 

О фильме «Два дня»

Что касается операторского исполнения — это образец блестящего «фотопейзажа».

Фильм «Два дня» в самой своей сути камерного психологического этюда — глубоко лиричен и импрессионистичен.

Он не «захватывает», не «ошарашивает» или убеждает, но создает настроение и «трогает».

Где молодой оператор (снимает в...

 
 

Работы
Оператор
1926Вася-реформатор
совм. с И. Рона
1926Свежий ветер
1926Ягодка любви
совм. с И. Рона
1927Два дня
1927Каприз Екатерины II
1927Лесной человек
1929Арсенал
1930Земля
1931Фата моргана
совм. с А. Панкратьевым
1932Иван
совм. с Ю. Екельчиком, М. Глидером
1936Киргизстан
совм. с Н. Голубевым
1937Страна весны
1942Синие скалы (в Боевом к/сб № 9)
1943Годы молодые
1943Насреддин в Бухаре
1945Тахир и Зухра
совм. с М. Краснянским, М. Карюковым, В. Морозовым
1946Похождения Насреддина
1947Подвиг разведчика
1950В мирные дни
1951Тарас Шевченко
оператор натурных съемок совм. И. Шеккером
1953Калиновая роща
совм. с Н. Слуцким, В. Филипповым


Фестивали и премии
1951МКФ в Карловых Варах
Премия за лучшую операторскую работу (1950  В мирные дни)
1951Сталинская премия
I степени (1951  Тарас Шевченко)