Сообщить об ошибке
Станислав Говорухин
режиссер, сценарист, актер
 
Родился 29 марта 1936 г. в Березниках Свердловской обл. В 1958 г. окончил геологический факультет Казанского государственного университета. Работал геологом, затем редактором и журналистом в газетах "Советская Татария" и "Горьковский рабочий"; редактором, ассистентом режиссера на Казанской студии телевидения. В 1967 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Я. Сегеля). В 1965-1988 гг. — режиссер-постановщик Одесской к/с. В 1987-1988 гг. — председатель Одесского отделения СК СССР. Инициатор, создатель, президент КФ "Одесская альтернатива" (1987) и КФ "Золотой Дюк" (1988). В 1992-1994 гг. — председатель совета АО "Киноцентр". С 1993 г. — депутат Государственной Думы РФ, с 1995 г. — председатель Комиссии по расследованию событий в Чечне. В 1996-2000 гг. — председатель Комитета по культуре, с 2000 г. — зам. председателя Комитета по культуре и туризму.
Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1986).

Станислав Говорухин устроен сложно, и эта сложность иррациональна. Она вводит в интеллектуальное затруднение тех, кто пытается вывести алгоритм его убеждений и взглядов — что на искусство, что на политику. С. Г. соткан из противоречий, он их взрывчатая сумма, причем сумма, интригующая своей стихийной и талантливой небанальностью, сколь бы ни было уязвимо каждое из отдельно взятых слагаемых.

Убежденный противник...

 
 

О роли в фильме \"Асса\"

Съемки были полныкаких-тонеожиданных, будто бы случайных совпадений. Слава Говорухин поначалу сниматься в роли Крымова совсем не хотел. Я приехал уговаривать его в Одессу, его не было в городе, вечером он объявился, приехал за мной в гостиницу на белом автомобиле в белом спортивном костюме «Адидас». «Мама моя! Живой Крымов приехал...» — с радостным у...

 
 

[...] Андрей Морозов. Прошло 15 лет с тех пор, как вы сняли нашумевший фильм «Так жить нельзя». А так, как мы сегодня живем, жить можно?

Станислав Говорухин. Стало еще хуже. Упаси господи, чтобы я мечтал о возврате советских времен. Но в те годы мы ведь мечтали о другом. Надеялись построить демократическую Россию, ради этого я и стал заниматься политикой. Но я ж...

 
 

Светлана Хохрякова. Станислав Сергеевич, что вы думаете по поводу заявления одного из гостей форума, что мы с вами присутствуем на старомодном фестивале старомодного кино?

Станислав Говорухин. Недаром же говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Сегодня общество выздоравливает, и естественно, что параллельно с этим возрастает интерес к хорошей литературе. Возможно, мы при...

 
 

[...] Галина Переверзева. Фильм «Не хлебом единым» вызвал полярные отклики — от восторженных («Это настоящее кино!») до уничижительных («Как режиссер он «исписался»). Многие недоумевают, зачем заниматься реанимацией соцреализма. Что вы можете на это ответить?

Станислав Говорухин. Ну а что можно на это ответить? О том, что «Не хлебом единым&...

 
 

О фильме «Не хлебом единым»

Уже второй (первым было довольно неловкое «Благословите женщину») раунд борьбы Станислава Говорухина с безыдейной современностью. Счет 1:1 — Говорухин таки уловил медлительный, но строгий ритм советского кино и снял фильм старомодный, но излучающий чистый рубиновый свет, словно сердце Данко или первое, газетное, издание «Господина Гексогена». [...]

СЕРЕБРЯНАЯ Д. [О ...

 
 

О фильме «Не хлебом единым»

[...] Авторам фильма «Не хлебом единым» удалось достичь безукоризненного единства формы и содержания. [Оператор] Юрий Клименко иногда позволяет себе невинные шалости со светом, например, заставляя крышку графина блестеть немножко буржуазно, но в целом строгое черно-белое изображение вполне соответствует аскетичной стилистике50-х. Тема фильма — творческая деятельность миллионов трудящихся, характерн...

 
 

О фильме «Не хлебом единым»

Говорухин, экранизирующий оттепельного социального гуманиста и проповедника Дудинцева, — это даже не Сорокин в постановке Кроненберга, это в миллион раз слаще. Читавшие же первоисточник [...] и вовсе не должны находить себе места, гадая, как именно Станислав Сергеевич подойдет к переносу на экран вот этой, например, фразы: «Надя покраснела. Еще в библиотеке, увидев статью о ...

 
 

О фильме «Благословите женщину»

[...] Станислав Говорухин — мастер по части народного кино. Обычная история благородного мстителя в его руках приобретает размах национального мифа, и вокруг «Ворошиловского стрелка» разворачиваются баталии: что это — призыв к оружию? или право мужчины защитить честь и достоинство в бесправном государстве?

Конечно, если киномастер берется воспеть Женщину, продолжи...

 
 

О фильме «Благословите женщину»

[...] Каждый эпизод, каждая реплика вызывают здоровый смех: не может быть, что такое снято всерьез. Увы, может. А комичен фильм, поскольку режиссер уверен, что снимает классическое советское кино про трудную, но счастливую жизнь офицерской жены, эпопею, охватывающую период с середины1930-хпо конец1950-х, но постоянно промахивается, ни разу не находит точной интонации. То, что происходи...

 
 

О фильме «Благословите женщину»

[...] Этот фильм снят в абсолютно новой манере — беглой, фрагментарной, подчеркнуто нейтральной; у режиссера была масса возможностей, что называется, коленом надавить на слезные железы зрителя — он этого не сделал, и все равно даже я, не самый удобный зритель с изрядной долей профессионального цинизма, пару раз с трудом удерживался от слез. Как это у Говорухина...

 
 

О фильме \"Вертикаль\"

Темой будущего фильма предполагалась восхождение в горы, без чего не могут жить романтики, хоть однажды испытавшие эти необычные ощущения. Воспевались в сценарии братство альпинистов, взаимовыручка, бесстрашие перед опасностями.

[...]

Авторы фильма хотели показать, как труден подъем в горы (а спуск еще труднее), как карабкаются альпинисты по скалам, отполированным ветрами и дождями, часто отвесным. Как...

 
 

О фильме \"Вертикаль\"

Первая же картина Говорухина показала, какое большое значение режиссер придает музыкальному фону. Музыка Софьи Губайдуллиной, если вслушиваться чутко, сама по себе создавала сильное эмоциональное напряжение, которое органично соединялось с происходящим на экране.

В единстве музыки, песен и действия была несомненная удача и режиссеров-дебютантов, и композитора, и автора-исполнителя песен. [...]

<...
 
 

О фильме \"Вертикаль\"

«Вертикаль» — дебют ныне маститых режиссеров Станислава Говорухина и Бориса Дурова. Оба тогда только закончили режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Якова Сегеля) и, не найдя работы в Москве, сняли первую свою картину в Одессе. Несколько лет назад в одном из интервью С. Говорухин рассказывал:

— Об альпинизме знал я не по книгам — с альпи...

 
 

Работы
Режиссер
1964Аптекарша
1966Вертикаль
совм. с Б. Дуровым
1968День ангела
1969Белый взрыв
1972Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
1974Контрабанда
1977Ветер "Надежды"
1979Место встречи изменить нельзя
1981Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна
1985В поисках капитана Гранта
1987Десять негритят
1988Брызги шампанского
1990Так жить нельзя
1992Россия, которую мы потеряли
1993Александр Солженицын
1994Великая криминальная революция
1999Ворошиловский стрелок
2003Благословите женщину
2005Не хлебом единым
2007Артистка
2008Пассажирка
Сценарист
1969Белый взрыв
автор сценария совм. с Э. Володарским
1974Контрабанда
автор сценария
1977Ветер "Надежды"
автор сценария совм. с Б. Лобковым
1979Пираты XX века
автор сценария при уч. Б. Дурова
1980Вторжение
автор сценария
1981Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна
автор сценария
1985В поисках капитана Гранта
автор сценария
1986Тайны мадам Вонг
автор сценария
1987Десять негритят
автор сценария
1988Брызги шампанского
автор сценария совм. с В. Кондратьевым
1990Так жить нельзя
автор сценария
1992Россия, которую мы потеряли
автор сценария
1994Великая криминальная революция
автор сценария
1994Подмосковные вечера
автор литературной основы
1995Черная вуаль
автор сценария совм. с А. Дмитриевым, А. Прошкиным
1999Ворошиловский стрелок
автор сценария совм. с А. Бородянским, Ю. Поляковым
2000Русский бунт
автор сценария совм. с Г. Арбузовой, В. Железниковым
2003Благословите женщину
автор сценария совм. с В. Валуцким
Автор текстов песен
1980Вторжение
Актер
1982Возвращение Баттерфляй
1983Среди серых камней
Судья
1987Асса
Крымов
1990Сукины дети
1991И возвращается ветер...
1992Анкор, еще анкор!
1992Ка-ка-ду
1995Орел и решка
Зосима, шеф
1996Милый друг давно забытых лет...
2002Женская логика
Стрельцов
2002Женская логика 2
Стрельцов
2002Радости и печали маленького лорда
Граф
2003Благословите женщину
Комдив
2003Женская логика 3
Стрельцов
2003Завтра будет завтра
2004Женская логика 4
Cтрельцов
20059 рота
Комполка в учебке
2005Не хлебом единым
Министр
2008Пассажирка
российский консул
Персонаж
2000Сергей Бондарчук
2005Сны Ахиллеса (в цикле Встань и иди)


Фестивали и премии
2009РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Спец. приз жюри «За неизменную любовь к хорошей литературе» (2008  Пассажирка)
2008КФ «Окно в Европу» в Выборге
«Большая Золотая ладья» по итогам конкурса «Выборгский счет» - первое\второе место (2008  Пассажирка)
2008МФ продюсерского кино России и Украины «Кино-Ялта»
«За верность профессии» (2008  Пассажирка)
2008РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Гран-при «Гранатовый браслет» (2007  Артистка)
2008РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Приз зрительских симпатий (2007  Артистка)
2007КФ «Московская премьера»
Гран-при — "Приз зрительских симпатий" (2007  Артистка)
2007КФ «Окно в Европу» в Выборге
«Большая Золотая Ладья» по итогам конкурса «Выборгский счет» - первое место (2007  Артистка)
2006КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз за лучшую режиссуру (2005  Не хлебом единым)
2006РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Гран-при «Гранатовый браслет» (2005  Не хлебом единым)
2005КФ «Окно в Европу» в Выборге
Приз «Большая Золотая ладья» по итогам конкурса «Выборгский счет» (2005  Не хлебом единым)
2005МКФ «Лiстапад» в Минске
Приз «Золото «Лістапада»» (2005  Не хлебом единым)
2004КФ «Амурская осень» в Благовещенске
Главный приз имени В. Приемыхова (2003  Благословите женщину)
2004РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Специальный приз «За лирическое воплощение эпической темы» (2003  Благословите женщину)
2003МКФ «Pacific meridian» во Владивостоке
Приз зрительских симпатий (2003  Благословите женщину)
2000МКФ в Берлине
Участие в Программе «Panorama» (1999  Ворошиловский стрелок)
2000РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Специальный приз жюри (1999  Ворошиловский стрелок)
1999МКФ «Лiстапад» в Минске
Гран-при «Золото «Лістапада»» (1999  Ворошиловский стрелок)
1999ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз Президентского совета фестиваля (1999  Ворошиловский стрелок)
1997РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Специальный приз жюри (1996  Милый друг давно забытых лет...)
1994МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Приз «Золотой Витязь» за лучший видео- и телефильм (1994  Великая криминальная революция)
1990МКФ в Монреале
Премия (1990  Так жить нельзя)
1990Премия «Ника»
За лучший документальный фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий (1990  Так жить нельзя)
1987КФ «Одесская альтернатива»
Приз «За воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом» (1987  Десять негритят)
Библиография
  • Кодолов В. Станислав Говорухин. — М., Союзинформкино, 1989. Скоп Ю. Кто ты? Что ты?
  • Сов. культура. 1988. 19 янв. (в т. ч. о ст. С. Г. "Заметки ретрограда"); Михалкович В. Десять негритят
  • СК. 1988. № 3 (об одноим. ф.); Елин Г. Любовь в Зазеркалье
  • Лит. Россия. 1988. 18 марта (о ф. Асса, в т. ч. о С. Г.); Кузнецова М. Живые души в мертвый сезон
  • Лит. Россия. 1988. 18 марта (о ф. Асса, в т. ч. о С. Г.); Десять негритят. Спектр мнений: Баскаков В., Липков А., Разлогов К., Ревич В.
  • Сов. культура. 1988. 21 мая; Демин В. Случай Говорухина
  • Сов. культура. 1989. 11 февр.; Плахов А. Зачем я не Спилберг? Ответ на ст. С. Г. "Марш завистников"
  • Сов. культура. 1989. 24 авг.; Лаврентьев С. Стиль и жизнь
  • СФ. 1989. № 12 (о ф. Брызги шампанского); В поисках новых ценностей. Дискуссия критиков
  • ИК. 1990. № 5 (в т. ч. о ф. Брызги шампанского); Говорухин С.: "От гласности — к правде". Инт. А. Ниточкиной
  • Сов. культура. 1990. 2 июня; Волчек Д. Соблазн деспотии
  • Рус. мысль. 1990. 17 авг. (о ф. Так жить нельзя); Говорухин С. – Кохановский И. "Период полураспада закончился, начался распад". Лит. запись А. Титова
  • ИК. 1990. № 12; Сукины дети. Спектр мнений: Демин В., Иванов В., Сулькин М.
  • Сов. культура. 1991. 5 мая (в т. ч. о С. Г.); Виноградов И. Лик, лицо и личина народа
  • ИК. 1991. № 5 (в т. ч. о ф. Так жить нельзя); Казьмина Н. Театральный роман
  • Мнения. 1991. Вып. 3 (о ф. Сукины дети, в т. ч. о С. Г.); Аннинский Л. Что имеем, не храним
  • МН. 1992. 24 мая (о ф. Россия, которую мы потеряли); Лаврентьев С. Русский вопрос: возможны варианты — Говорухин, Каневский, Хотиненко
  • НГ. 1992. 17 июля; Владимов Г. Россия, которую не потеряли
  • Рус. мысль. 1992. 21 авг. (о ф. Россия, которую мы потеряли); Аннинский Л. Говорухин у Солженицына
  • МН. 1992. 13 сент. (о ф. Александр Солженицын); Любимов Б. Что пока не сбылось — сбудется
  • ЛГ. 1992. 16 сент. (о ф. Александр Солженицын); Пути России. Обсуждение в редакции
  • ИК. 1992. № 9 (о ф. Россия, которую мы потеряли); Чудакова М. Облик и мысль великого соотечественника
  • Культура. 1992. 19 окт. (о ф. Александр Солженицын); Богомолов Ю. Слуга двух господ Станислав Говорухин
  • Столица. 1992. № 49; Богомолов Ю. Станислав Говорухин: победа профессионала и поражение моралиста?
  • Кино-глаз. 1993. № 1; Титов А. Станислав Говорухин получил возможность заняться политикой
  • Ъ. 1993. 10 дек.; Горелов Д. Героев нужно убивать в последний день войны из-за угла, чтобы потом не морочили голову
  • Сегодня. 1994. 23 февр.; Говорухин С. — Гербер А. — Карахан Л. Россия, которую мы выбираем. Лит. запись Л. Калгатиной
  • ИК. 1994. № 9; Быков Д. Маленькая нормальная эволюция
  • ИК. 1994. № 11 (о ф. Великая криминальная революция); Радзиховский Л. Имитатор скорби
  • ИК. 1994. № 11 (о ф. Великая криминальная революция); Толстых В. Почему я "за"
  • ИК. 1994. № 11 (о ф. Великая криминальная революция); Шемякин А. Режиссура как частный случай политики
  • ИК. 1994. № 11 (о ф. Великая криминальная революция); Белопольская В. Станислав Сергеевич сердится
  • Огонек. 1994. № 42-43; Богомолов Ю. Место встречи с Говорухиным изменить нельзя
  • МН. 1995. 9 – 16 апр.; Аркус Л. История вопроса. История подмены (в т. ч. о С. Г. в ф. Асса)
  • Сеанс. 1998. № 16; Гладильщиков Ю. Роковые яйца
  • Итоги. 1999. 27 апр. (о ф. Ворошиловский стрелок); Леонова Е. Каменюка — орудие коммуняки, или Говорухин отвечает Михалкову
  • ЭиС. 1999. № 18 (о ф. Ворошиловский стрелок); Седых М. Яйца всмятку
  • ЛГ. 1999. 19 мая (о ф. Ворошиловский стрелок); Говорухин С.: "Все мы вышли из Пушкина". Инт. Л. Донец
  • ИК. 1999. № 6; Савельев Д. Пришел — и Говорухин. Инт. с С. Г.
  • Playboy. 1999. Дек. Говорухин С.: Россия, которую мы потеряли. — М., Ассоциация "Ротация", 1991; Но остались ни с чем егеря... — М., Библиотека альманаха "Весы", 1992; Великая криминальная революция. — М., НИИК, Андреевский флаг, 1993; Пираты ХХ века. Сб. — М., Крим-Пресс, 1994; Страна воров на дороге в светлое будущее. — Нарва, Шанс, 1994; Неизвестное об Известных. — М., Ассоциация "Книга. Просвещение. Милосердие", 1996. Серые начинают и... выигрывают
  • Сов. культура. 1986. 25 окт.; До и после
  • ИК. 1987. № 1; Перепалка?
  • Сов. культура. 1988. 9 апр.; Семь грехов кино
  • Сов. культура. 1988. 10 сент.; Марш завистников
  • Сов. культура. 1989. 13 июля; Война с преступностью
  • Сов. культура. 1989. 29 июля; "За все заплачено". Московский кинофестиваль в криминальном аспекте
  • Сов. культура. 1989. 1 авг.; Наблюдения за ходом боевых действий
  • Сов. культура. 1989. 30 сент.; Жуть!
  • Сов. культура. 1989. 7 окт.; В горах
  • В сб.: Вспоминая Владимира Высоцкого. — М., Сов. Россия, 1989; Такую жизнь нельзя считать короткой
  • В кн.: Высоцкий В. Четыре четверти пути. — М., Физкультура и спорт, 1989; Место встречи изменить нельзя
  • В сб.: Владимир Высоцкий в кино. — М., Киноцентр, 1989; Заметки ретрограда
  • В сб.: Экран’89. — М., Искусство, 1989; Мысли с похмелья
  • Сов. культура. 1990. 24 ноября; Знаю такое, о чем должен сказать
  • МН. 1992. 5 янв.; Катенька Измайлова. Сценарий
  • ИК. 1992. № 7 (в соавт. с М. Шептуновой); Войны не будет, но волокита с Киноцентром продолжится
  • НГ. 1992. 17 сент.; Россия, которую мы потеряли. Сценарий
  • Киносценарии. 1992. № 3, 4; Окаянные дни
  • Известия. 1993. 9 окт.; Дай порулить!
  • Завтра. 1996. № 44. Более подробную библиографию С. Говорухина с 1963 по 1998 гг. см. в журнале "Кинограф", 1998, № 5.