Сообщить об ошибке
Игорь Савченко
режиссер
 
Родился 11 октября 1906 г. в Виннице (Украина). В 1926-1929 гг. учился в режиссерской мастерской Ленинградского института сценических искусств (мастерская Л. Вивьена). С 1919 г. — помощник костюмера, художник и актер в передвижных театрах. В 1929-1932 гг. — актер и режиссер Бакинского, в 1932-1935 гг. — главный режиссер Московского ТРАМА. С 1933 г. — режиссер к/с "Межрабпомфильм", с 1938 г. — режиссер Киевской к/с. В 1941-1945 гг. — режиссер Ашхабадской к/с, художественный руководитель к/с "Союздетфильм", режиссер к/с "Мосфильм". В 1945-1950 гг. — педагог ВГИКа, руководитель режиссерской мастерской.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).
Умер 14 декабря 1950 г.
Тексты
 

При экранизации небольшой поэмы Жарова еще неопытный кинорежиссер, каким в те годы был Савченко, столкнулся с определенной трудностью: ему приходилось искусственно растягивать действие и чем-то восполнять неизбежные купюры стихотворного текста (нельзя же было перенести всю поэму, написанную от первого лица, в текст ролей героев фильма).

Может быть, именно поэтому обыгрывание различных моментов действия, не нанизанных на единый драматургическ...

 
 

Внешние совпадения «Гармони» с «Землей», сразу бросающиеся в глаза: нива, подобная морю под ветром, сцена жатвы с молодыми задорными женскими лицами, данными в энергичном монтаже, кулацкий сын, в финале мечущийся кругами в бессильной ярости по полю, разбрасывая снопы, песня, буквально сметающая его с лица земли, финальная пляска, снятая рапидом, напоминающим о торжественном эпическом ритме. Язык высокой поэзии — п...

 
 

В дни съемок «Тараса Шевченко» в саду Киевской киностудии часто можно было видеть Савченко, идущего в обнимку с С. Бондарчуком. Выйдя из просмотрового зала, они долго вполголоса беседовали, гуляя по зеленым аллеям. Обычно никто не тревожил их в это время, но однажды случайный свидетель беседы с удивлением рассказал:

«Савченко совсем не говорит с ним о снятом материале, об ошибках. Отвлеченные к...

 
 

Это был человек среднего роста. Даже чуть-чуть меньше. Худощавый и как бы немного инфантильный. Но в отсутствии физической силы «обвинить» его было нельзя. Мне запомнилось, как в раздражении на своих незадачливых помощников, которые не могли подвинуть груженую телегу так, как нужно было оператору, а солнце уходило, обозленный режиссер сам приподнял задок этого тяжелого «экипажа» и передвинул его на несколько десятков са...

 
 

«По калорийности одна минута смеха равна килограмму моркови»,- любил повторять Савченко.

И в творчестве своем он очень любил смешное и глубоко понимал его природу. Он не боялся оскорбить идею иронией. Он лишь делал идею эту значительнее и крупнее, разворачивая ее другим боком, переводя из плоского, банального состояния в состояние объемное и напряженное.

[…]

[…] Во многих, казалось бы,&n...

 
 

Докладная записка Б. З. Шумяцкого В. М. Молотову

о снятии с проката кинокартины «Гармонь»

27 августа1936 г.

Секретно

Председателю СНК Союза ССР тов. Молотову В. М.

На Вашу телеграмму о фильме «Гармонь», полученную 26.VIII. с. г., сообщаю, что названный фильм:

1. Изготовлен не входившей в систему ГУКФ студией Межрабпомфильм весною 1934&nb...

 
 

Предложения Министерства кинематографии СССР по исправлению фильма «Тарас Шевченко»

14 февраля 1951 г. 

Проект

Секретарю Центрального Комитета ВКП(б) 

товарищу Сталину И. В.

В соответствии с Вашими указаниями Министерство кинематографии намечает провести следующие исправления по фильму «Тарас Шевченко»:

1. Шире представить Шевченко как поэта. Для этого намечается за...

 
 

Я не очень ошибусь, если скажу, что жанр музыкальной комедии — оперетты — не только кинематографом, но даже его более счастливым соседом театром — до сих пор не освоен. Многочисленные попытки создания советской комедии настолько безнадежно проваливались, что это дало повод одному из критиков заявить, что юмор вообще не свойственен победившему пролетариату.

Вокруг этого парадоксального суждения разгорелась жаркая диску...

 
 

Осенью 1926 года […] я поехал в Ленинград. Был принят на режиссерское отделение Института сценических искусств (ИСИ) в мастерскую замечательного педагога Леонида Сергеевича Вивьена. Учебу в ИСИ совмещал с работой по самодеятельности. В 1929 году поехал на производственную практику в бакинский ТРАМ и… в Ленинград уже не вернулся. Так у меня до сих пор остался не сданным зачет профессору Мокульско...

 
 

Работы
Режиссер
1931Никита Иванович и социализм
сорежиссер
1932Люди без рук
1934Гармонь
1936Случайная встреча
1937Дума про казака Голоту
1939Всадники
1941Богдан Хмельницкий
1942Квартал №14 (в Боевом к/сб №9)
1942Левко (в Боевом к/сб Юные партизаны)
1942Партизаны в степях Украины
1942Пленный из Дахау
1943Трофеи великих битв
1944Иван Никулин — русский матрос
1946Старинный водевиль
1948Третий удар
1951Тарас Шевченко
фильм закончен А. Аловым, В. Наумовым, Л. Файзиевым
Сценарист
1931Никита Иванович и социализм
автор сценария совм. с Л. Перельманом, А. Максимовым
1932Люди без рук
автор сценария
1934Гармонь
автор сценария совм. с А. Жаровым
1936Случайная встреча
автор сценария
1937Дума про казака Голоту
автор сценария
1939Высокая награда
автор сценария
1943Годы молодые
автор сценария совм. с Л. Дмитерко, А. Головко
1943Трофеи великих битв
автор сценария
1946Старинный водевиль
автор сценария
1951Тарас Шевченко
автор сценария
Художественный руководитель
1943Годы молодые
Актер
1932Двадцать шесть комиссаров
лидер эсеров
1934Гармонь
Тоскливый
1935Любовь и ненависть


Фестивали и премии
1952МКФ в Карловых Варах
Особый почетный Диплом за режиссуру (1951  Тарас Шевченко)
1952Сталинская премия
I степени (1951  Тарас Шевченко)
1949Сталинская премия
(1948  Третий удар)
1948МКФ трудящихся в ЧССР
Главная премия (1948  Третий удар)
1942Сталинская премия
(1941  Богдан Хмельницкий)