Сообщить об ошибке
Алексей Герман
режиссер, сценарист
 
Родился 20 июля 1938 г. в Ленинграде. В 1960 г. окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института им. Островского (мастерская А. Музиля). Работал режиссером в Смоленском драматическом театре, БДТ им. Горького. С 1964 г. — режиссер к/с "Ленфильм". С 1990 г. — худ. рук. Студии первого и экспериментального фильма (СПиЭФ). С 1998 г. ведет режиссерскую мастерскую на ВКСР (совм. с С. Кармалитой).
Автор (совм. с С. Кармалитой) нереализованных сценариев "Печальная и поучительная история Дика Шелтона, баронета, так и не ставшего рыцарем" (по роману Р.-Л. Стивенсона "Черная стрела"), "Долгие ночные стоянки", "Рикки-Тикки-Тави" (по мотивам одноим. повести Р. Киплинга).
Народный артист России (1998).
Премия "Триумф" (1998).
Премия им. В. Высоцкого (1998).
Премия им. С. Довлатова (1998).
Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998).
Орден почета "За большой вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность" (2008).
Умер 21 февраля 2013 г.
Тексты
 

На первый и поверхностный взгляд, ничто не выдавало в Алексее Германе разрушителя основ. Все в его фильмах было вроде бы как положено: советская проза как литературная основа (Юрий Герман, Константин Симонов), советские темы (партизанское движение, будни тыла, борьба милиции с недобитыми врагами), советские герои (командир партизанского отряда, военный корреспондент с «лейкой» и блокнотом, начальник опергруппы уголовного розыска). Он не...

 
 

О фильме «Хрусталев, машину!»

27.08.1999 В санкт-петербургском кинотеатре «Аврора» — долгожданная российская премьера фильма Алексея Германа «Хрусталев, машину!» На показе присутствует «вся питерская интеллигенция» — или, точнее сказать, все, что от нее осталось. «Хрусталева…» в России можно будет причислить к разряду полочных фильмов. Этой премь...

 
 

январь 1989 «Мастерская первого фильма» под руководством Алексея Германа выпускает первые картины

Венецианский успех ретродрамы Бориса Горлова и Нийоле Адоменайте Кома открывает счет фестивальным победам «Мастерской первого фильма», созданной на киностудии «Ленфильм» год назад, в октябре 1988 г.

 В том, что эта Мастерская нашла ленфильмовское прибежище, нет загадки. Именно на «Ленфильм&...

 
 

О фильме «Мой друг Иван Лапшин»

17.08.1986 На МКФ в Локарно «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа получает «Бронзового Леопарда»

Фестиваль в Локарно — первый после майской кинореволюции в СССР крупный международный киносмотр. К этому времени уже ясно, что центральным сюжетом мирового киногода будет открытие материка «Неизвестное советское кино», и потому фест...

 
 

Герман — замечательный устный рассказчик. Его интервью — неизменно яркие и живые. Он свободно владеет письменным словом и с полным основанием получил Довлатовскую премию за свои опубликованные короткие истории. Германовские, написанные вместе с женой Светланой Кармалитой, сценарии, при всех очевидных словесных достоинствах, при всей их литературной самоценности, примечательны еще и тем, что позволяют хоть как-то понять природу соче...

 
 

На первый и поверхностный взгляд ничто не выдавало в Алексее Германе разрушителя основ. Все в его фильмах было вроде бы как положено: советская проза как литературная основа (Юрий Герман, Константин Симонов), советские темы (партизанское движение, будни тыла, борьба милиции с недобитыми врагами), советские герои (командир партизанского отряда, военный корреспонденте «лейкой» и блокнотом, начальник опергруппы уголовного розыска). Он не о...

 
 

Принято Германа так представлять: сибарит, барин, лежит на диване, чешет пузо, в носу ковыряет — вместо того, чтобы кино снимать. Неопрятный толстяк и очень ленивый. Ну хорошо, те, кто меня на съемках видел, — им, конечно, про сибарита и ленивца смешно. Но если бы кто-нибудь мог знать, что происходит и вне съемочной площадки… Если бы кто-нибудь внутрь заглянул… Но внутрь им, слава богу, н...

 
 

Алексей Герман К Стругацким меня тянуло долгие годы. Когда мы начали снимать — нас закрыли. Другой раз начали — бросили сами. Потом пришел Горбачев. О каком тоталитарном терроре стоило говорить? Нам всем было ясно: через четыре года здесь будет город-сад.

Лариса Малюкова Неужели вы, прожженный скептик, снявший, может быть, самые горькие картины о взаимоотношениях людей и власти, настолько верили в близкое прекрас...

 
 

Любовь Аркус Алексей Юрьевич! Я пришла поговорить с Вами про Мастерскую! […]

Алексей Герман Эта Мастерская сейчас нужна как воздух. Я придумал такую структуру, при которой все дали деньги, не рассчитывая получить от этого никакой прибыли. На студиях сейчас дебютанту почти невозможно получить постановку, если только он не приволок с собой кооперативный денежный мешок. У кого-то есть такие способности, у к...

 
 

Режиссером я быть не собирался — хотел стать врачом. Ходил со студентами в анатомички, смотрел, как препарируют трупы, собрал целую библиотеку по медицине, много читал. Режиссером меня уговорил стать отец. Он рассказывал мне про Мейерхольда, который когда-то в самом начале литературного пути отца пригласил его, двадцатидвухлетнего, писать пьесу для своего театра. Он с удовольствием читал первые сочиненные мной опусы, которым сам я н...

 
 

Недавно включил телевизор и с интересом смотрел «Двадцать дней без войны». Снова вспомнил те трудные месяцы, когда в Ленинграде, Калининграде мы работали над фильмом.

Началось, как и большинство приглашений в кино, с телефонного звонка. Звонил писатель И. Меттер.

- Слушай, старик, — начал он энергично, — Алексей Герман, сын покойного писателя Юрия Германа, собирается снимать на «Ленфильме» симоновские «Двадцать дней без войны». По моим сведениям, на роль Лопатина хочет попробо...

 
 

Алексей Герман. Но сначала вопрос: страдала, что больше не снималась у него? Нет. Уж очень мы разные. Интересен этот художник? Это совершенно особый режиссер. Он не подходит ни под одну мерку. И, как каждый особенно одаренный человек, он особенный. Как он сумел досконально, художественно-документально возродить атмосферу прошлого! Равных ему в этом, пожалуй, нет. Во всяком случае, в тот, 1975 год в нашем кино это отмет...

 
 

О фильме "Хрусталев, машину!"

22.05.1998 Самый ожидаемый фильм нынешнего Каннского фестиваля — "Хрусталев, машину!" Алексея Германа — проваливается с оглушительным треском. Премьера заканчивается в полупустом зале, французская пресса публикует разгромные рецензии. Феномен "германовского кинематографа" оказывается европейским интеллектуалам не по зубам

Участие фильма Алексея Германа Хрусталев, машину! в каннском конкурсе вызывает на родине режис...

 
 

О фильме «Хрусталев, машину!»

Поток газетно-критических похвал после выхода «Хрусталева» во французский прокат и лавина русских восторгов, обрушившаяся вслед за питерской и московской его премьерами, вроде бы нейтрализовали горечь каннского происшествия 1998 года.

В самом деле, амплитуда отечественных панегириков раскачалась на удивление неразмашисто — от сопоставлений с Данте и рукоположения в титаны Вырождения (лингвистический кульбит петербурженки Т.Москвиной...

 
 

О фильме «Хрусталев, машину!»

Готическое произведение о сталинской России… Непонятное, но завораживающее… По сути — это вихрь причудливых картинок, целая галерея невероятных портретов, достойных северного Феллини.

Есть что-то и от братьев Маркс в этом сумрачном готическом повествовании, которое требует от зрителя полной отдачи под страхом дальнейшего пребывания в полном неведении… ...

 
 

О фильме «Мой друг Иван Лапшин»

Фильм Алексея Германа [«Мой друг Иван Лапшин»] отличается редкой для нашего кинематографа системностью киноязыка. Взаимоотношения дискурса и повествования являются для него основной смысловой стратегией. Фильм вызвал восторженный отклик нашей критики и был единодушно признан крупнейшим кинематографическим событием. Между тем ощущение смыслового богатства фильма, остававшееся после просмотра, вступало в конфликт с декларативной бедностью и ...

 
 

О фильме «Мой друг Иван Лапшин»

[…] Я думаю о том, что произошло с нашими лидерами 70-х годов. Что произошло с Германом, который казался жертвой 70-х годов? На самом деле он был выразителем той подспудной тенденции, которая актуализировала проблемы 70-х годов на материале 20—30-х годов. И 40-х — в «Двадцати днях без войны». Я теперь понимаю, насколько «Лапшин» ест...

 
 

Наталья Сиривля «Ленинградская школа» в постсоветском кино — понятие достаточно туманное, но все же имеющее под собой некую реальную почву. […] Одна только Мастерская Первого и Экспериментального Фильма, которую возглавлял А. Герман, выпустила восемнадцать картин, и практически все они стали событиями в кинематографе. Возникает ощущение, что руководство «Ленфильма» в свое время сделало ставку не на&n...

 
 

Работы
Режиссер
1967Седьмой спутник
совм. с Г. Ароновым
1971Проверка на дорогах
1976Двадцать дней без войны
1984Мой друг Иван Лапшин
1998Хрусталев, машину!
2009Трудно быть богом
Сценарист
1977Садись рядом, Мишка!
автор сценария совм. с С. Кармалитой
1980Путешествие в Кавказские горы
автор сценария совм. с С. Кармалитой
1983Торпедоносцы
автор сценария совм. с С. Кармалитой
1985Жил отважный капитан
автор сценария совм. с С. Кармалитой
1987Мой боевой расчет
автор сценария совм. с С. Кармалитой
1987Сказание о храбром Хочбаре
автор сценария совм. с С. Кармалитой
1991Гибель Отрара
автор сценария совм. с С. Кармалитой
1998Хрусталев, машину!
автор сценария совм. с С. Кармалитой
2009Трудно быть богом
автор сценария совм. с С. Кармалитой
Художественный руководитель
2001Сидеть в шкафу
совм. С. Кармалитой
2005Мифы моего детства
совм. с С. Кармалитой
2006Кружение в пределах кольцевой
совм. с С. Карамалитой
Актер
1979Рафферти
1980День ангела
текст от автора во 2-й редакции
1980Сергей Иванович уходит на пенсию
1981Личная жизнь директора
1989Канувшее время
1994Замок
1995Мания Жизели
1995Сергей Эйзенштейн. Автобиография
текст за кадром
1995Трофимъ (Киноальманах «Прибытие поезда»)
Персонаж
2002Герман: Ленфильм
2004Алексей Герман — Львиное сердце
2009Герман: по ту стороны камеры


Фестивали и премии
2009КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз города – «Живая легенда Российского кино» ((  ))
2008ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз «За выдающийся художественный вклад в развитие ((  ))
2008Премия «Ника»
«За честь и достоинство» ((  ))
1999Премия «Золотой Овен»
За лучший игровой фильм (1998  Хрусталев, машину!)
1999Премия «Золотой Овен»
За лучшую режиссерскую работу (1998  Хрусталев, машину!)
1999Премия «Ника»
За лучшую режиссерскую работу (1998  Хрусталев, машину!)
1999Премия «Ника»
За лучший игровой фильм (1998  Хрусталев, машину!)
1998МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (1998  Хрусталев, машину!)
1992Премия «Золотой Овен»
«Человек кинематографического года» ((  ))
1988Государственная премия СССР
(1971  Проверка на дорогах)
1987МКФ в Роттердаме
Премия критики (1971  Проверка на дорогах)
1987МКФ в Роттердаме
Премия критики (1976  Двадцать дней без войны)
1987МКФ в Роттердаме
Премия критики (1984  Мой друг Иван Лапшин)
1986Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1984  Мой друг Иван Лапшин)
1986МКФ в Локарно
Приз «Бронзовый Леопард», Приз FIPRESCI, Приз Э. Артариа (1984  Мой друг Иван Лапшин)