Сообщить об ошибке
Сергей Мартинсон
актер
             
 
Родился 6 февраля 1899 г. в Санкт-Петербурге. В 1923 г. окончил Институт сценических искусств в Петрограде. Выступал в эстрадных театрах Петрограда: "Вольная комедия" и "Свободный театр", входил в объединение ФЭКС. В 1924-1941 гг. работал в театре Революции, в 1925-1926, 1929-1933, 1937-1938 гг. — актер театра им. Мейерхольда, 1933-1936 гг. — Мюзик-холла. С 1945 г. — актер Театра-студии киноактера.
Народный артист РСФСР (1964).
Умер 2 сентября 1984 г.
Тексты
 

Тяга к театру появилась у Мартинсона очень рано. Будучи учеником пятого класса, он вступил в любительский кружок, сыграл в популярной оперетте главную роль водевильного героя в сатирическом ключе. Годом позже Сергей Мартинсон организовал театральную студию, где в спектакле "Ревизор" исполнял роль Петра Ивановича Добчинского. [...] Мартинсон поступил в Петроградский институт сценического искусства, избрав для вступительного экзам...

 
 

У нас, мальчишек сороковых годов, наверное, самым любимым фильмом был "Подвиг разведчика". […] не менее популярным, чем победительный герой-разведчик в исполнении Павла Кадочникова, был глупый и наглый фашистский адъютант Вилли, которого блистательно играл Сергей Мартинсон. Острая сатира, доведенная до гротеска, в сочетании с жизненной органичной правдой поведения, — такое актерское исполнение отличало редкую индивидуальность, м...

 
 

Сергей Александрович Мартинсон, недавно перешедший в Театр Революции из ликвидированного Театра имени Мейерхольда, вошел в так называемый ансамбль, как раскаленный утюг в снежный сугроб — только шипение раздавалось вокруг. [...] Мартинсон в Театре Революции, несмотря на не лучшую форму коллектива перед войной, достиг наивысших достижений в своем творчестве, сыграв две роли: к его Хлестакову у Мейерхольда и Скайду в Мюзик-холле...

 
 

Меня решительно покоряет профессионализм Сергея Мартинсона. Я часто наблюдаю за этим артистом. Именно артистом, а не актером. Работая над Скайдом, он максимально собран. Он понимает, насколько ответственна его роль. Не говоря уже о том, что эту же роль в Берлинском театре Макса Рейнгардта играл Михаил Чехов. Сергей очень рано начал заботиться о костюмах, в которых ему предстояло играть Скайда. "Очень рано" — это мне так кажетс...

 
 

О фильме "Марионетки"

Сергей Мартинсон, начавший работу в кинокомедии еще во времена "Похождений Октябрины", несколько лет не появлялся на экране [...]. После "Марионеток" Мартинсон становится одним из популярнейших артистов кинокомедии. В образе парикмахера Соль Мартинсон удачно раскрыл тему чужой злобно...

 
 

О фильме "Похождения Октябрины"

... пришлось увидеть Мартинсона на экране в каком-то фильме, название которого не удержалось в памяти. Режиссеры эксцентрически подали сценарий. Замелькали кадры с Мартинсоном в черных неимоверно туго охватывающих его трусиках, в обычных ботинках на шнурках, скелетно-худым...

 
 

Мартинсон убедителен и неповторимо оригинален как в области водевиля и ядовитой сатиры, так и в мире поэтической сказки, в образе героя лирической комедии, в образе героя психологической драмы.

Он органически сочетает в одном образе комедийное с трагическим.

Мартинсон убедителен и неповторимо оригинален как в области водевиля и ядовитой сатиры, так и в мире поэтической сказки, в образе героя лирической комедии, в образе героя психологической драмы.

Он органически сочетает в одном образе комедийное с трагическим.

Мартинсон убедителен и неповторимо оригинален как в области водевиля и ядовитой сатиры, так и в мире поэтической сказки, в образе героя лирической комедии, в образе героя психологической драмы.

Он органически сочетает в одном образе комедийное с трагическим.

Смех — самый сильный союзник Мартинсона. Нередко звучащий сквозь" горечь и слезы, он вызывает то добродушную иронию, то яростный гнев. Каждая, самая незначительная роль актера, отделанная с классической тщательностью, всегда воодушевлена страстями, каждый его образ волнует, пробуждает негодование или презрение, сочувствие или сострадание. [...]

Актер широко пользовался средствами гротеска, этой наиболее острой формой комедийного и сатирического преувеличения. Его парикмахер-король [в ф. "Марионетки"] во внешних чертах был очень близок к образам народных зрелищ. Обычно герои этих площадных представлений, попадая в глупое положение, становились предметом насмешек и бурного ликования зрителей.

Среди своих талантливых партнеров Мартинсон выделялся подчеркнутой буфонностью. "Шут гороховый на троне" — так метко назвал созданный Мартинсоном образ парикмахера-короля один из рецензентов, отмечая, что во внешнем рисунке артист талантливо передал существо этого никчемного человека-марионетки.[...]

Образ парикмахера-короля в "Марионетках" открыл новую грань в сатирическом даровании Мартинсона. Средствами сильного гротеска он умело пользуется теперь для политического обличения. Проявилась в фильме еще одна особенность творческой индивидуальности Мартинсона — его стремление к взаимообогащению разных видов искусств. Злободневность, динамичность, эксцентриада, присущие эстраде, пришли на экран. [...]

Роль парикмахера Соль в протазановском фильме "Марионетки" была первой крупной комедийной ролью Мартинсона в кино. В роли короля-самозванца широко развернулся талант замечательного мастера смеха. [...]

Керосинов. Новый успех артиста в роли Керосинова, героя кинокомедии "Антон Иванович сердится", подтверждал, как неразумно такое редкое использование этого оригинального киноактера в комедийном жанре.

Съемки фильма "Антон Иванович сердится" по сценарию Евгения Петрова режиссер А. Ивановский начал в довоенное время, заканчивал — в дни войны. Возвращение к комедийному жанру в кино было радостным. Мартинсон снова брал в руки "оружия любимейшего род".

От обобщенного, условно трактуемого, действующего в анекдотических условиях, резко гротескового образа в "Марионетках" — к сатирическому бытовому образу современника. Таков был скачок от парикмахера-короля к Керосинову. [...]

В образе Керосинова Мартинсон разоблачал разновидность своего старого врага — мещанина. Его герой являл собой образ трагической загадочности. […]

Мастер психологической детали, Мартинсон показал себя вдумчивым интерпретатором образов классической драматургии и на сцене и на экране.

Телеграфист Ять. В 1944 году он снимался в роли телеграфиста Ятя, в поставленном режиссером И. Анненским к 40-летию со дня смерти А. П. Чехова водевиле "Свадьба". [...]

Несмотря на упрощенную трактовку режиссером чеховских образов, в герое Мартинсона жил словно сошедший со страниц книги образ телеграфиста.

Не изменяя своему приему преувеличенного изображения смешных черт характера героя, Мартинсон был на этот раз сдержанней, мягче, лиричней. Образ Ятя раскрывался как бы под сурдинку. Посмеиваясь над своим телеграфистом, типичным маленьким человеком чеховской эпохи, с его убогими интересами, артист щадил его. Было даже жаль этого не очень умного человека, который так невпопад делает комплименты и ради лишней рюмки водки способен сносить унижения и обиды. В том, как Мартинсон с разными тонкими оттенками произносил слово "восторг", адресованное глупой кокетке Змеюкиной, действительно ощущалась наивная восторженность его героя. [...]

В небольшой эпизодической роли Фердинанда [в ф. "Корабли штурмуют бастионы"] Мартинсон создал острый, злой и издевательский рисунок образа неаполитанского короля. Его Фердинанд был придурковат, болтлив, постоянно высказывался некстати, невпопад. [...]

Для Мартинсона не существует маленьких ролей. В них, как и в крупных работах, всегда присутствуют зрелая сатирическая мысль, пристрастное отношение к своим героям, тонкая наблюдательность над природой человека и гражданская зоркость художника.[...]

Как-то Мейерхольд назвал Мартинсона мастером жеста. Действительно, его жест графически четок, лаконичен, закончен и при этом всегда точно нацелен. Сколько бы мы ни всматривались в актера — на сцене или на экране,— нам не найти ни одного случайного движения, взгляда, поворота головы. Отнимите один жест, одну интонацию — и уйдет что-то важное из характера героя.

Мартинсон никогда не злоупотребляет гримом, очень редко применяет разного рода толщинки, наклейки. Почти во всех ролях, за исключением тех, в которых этого требует фактура роли (например, князь в "Дядюшкином сне" или Филипп в "Алых парусах"), у него минимальный грим: общий тон лица, несколько штрихов, придающих необходимую характерность; Мартинсон умеет гримировать глаза почти без грима, делать их по-разному смотрящими на мир, придавать им разный возраст. Почти полное отсутствие грима позволяет актеру свободно пользоваться мимикой.

Каким же образом Мартинсону удается все-таки становиться неузнаваемым, вопреки его характерному облику? Этот "секрет" открыла в свое время В. Юренева. "Он,— писала актриса, Кино потребовало от актера постоянного напряжения фантазии. Оно заставляло быть предельно лаконичным, уметь точно и окончательно отбирать детали.

— Многому, что впоследствии связало меня с кино, — вспоминает Мартинсон, — я научился в театре. — Он рассказывает, как Мейерхольд, работая с актером, всегда вносил в игру то, что мы называем теперь кинематографичностью. Игра на сцене проходила в очень стремительном ритме. Быстрые, динамичные смены мизансцен, переброски действия с одного края площадки на другой — по горизонтали, диагонали, создавали, как в кино, множество ракурсов и рождали напряженный ритм, близкий к монтажному. [...] — гримирует всю свою фигуру, каждый раз меняя облик.

ШАХОВ Г.

Сергей Мартинсон. М., 1966

 
 

Мартинсон строит свою игру отдельными кусками. Каждому куску он дает резкое очертание. Это напоминает калейдоскоп: смотришь в стеклышко и видишь четкое расположение отдельных, разбросанных кусочков, встряхиваешь — все очертания изменились, опять встряхиваешь — все новое. Бесконечная вереница комбинаций. Пестрые кусочки как будто живые, такие точные в движении, хотя это движение механическое и слепое.

...
 
 

Работы
Актер
1924Похождения Октябрины
Кулидж Керзонович Пуанкаре
1925Чертово колесо
дирижер оркестра
1926Братишка
директор треста
1932Две встречи
1933Дезертир
прохожий
1934Марионетки
Соль, парикмахер
1936Приключения Петрушки
человек рассеянный
1938Друзья из табора
Головин
1938Семья Оппенгейм
поэт Гутветтер
1939Золотой ключик
Дуремар
1939Степан Разин
Федор Шпынь
1940Ветер с Востока
1940Ивась
озвучание
1941Антон Иванович сердится
Керосинов
1941Волшебное зерно
Живоглот
1941Самый храбрый (в Боевом к/сб. № 7)
Гитлер
1942Учительница Карташова (в Боевом к/сб Юные партизаны)
1942Швейк готовится к бою
немецкий офицер и манекен в новелле "Моды Парижа"
1943Лермонтов
две роли: барон де Барант и Степан Степанович
1943Мы с Урала
эпизод
1943Новые похождения Швейка
Гитлер
1944Свадьба
телеграфист Ять
1944Сильва
Бони
1945Пропавшая грамота
озвучание
1947Подвиг разведчика
Вилли Поммер
1948Третий удар
Гитлер
1948Федя Зайцев
озвучание
1951Незабываемый 1919-й
эпизод
1951Пржевальский
Шатило
1952Садко
инок
1953Корабли штурмуют бастионы
Фердинанд
1953Налим
Николя
1953Сеанс гипноза
Аркадий Мигалкин
1956Безумный день
Миусов
1956Илья Муромец
Мышатычка
1956Миллион в мешке
озвучание
1957Снежная королева
озвучание
1958Идиот
Лебедев
1958Кошкин дом
озвучание
1958Мальчик из Неаполя
озвучание
1958Петя и Красная шапочка
озвучание
1958Тайна далекого острова
озвучание
1959В нашем городе
управдом
1959Легенда о завещании мавра
озвучание
1959Произведение искусства
доктор
1959Черноморочка
Омельский
1960Впервые на арене
озвучание
1960Лиса, бобер и другие
озвучание
1960Непьющий воробей. Сказка для взрослых
озвучание
1960Спасите наши души
Нортон Мейсфилд
1960Человечка нарисовал я
озвучание
1961Алые паруса
Филипп
1961Вечера на хуторе близ Диканьки
Дьяк
1961Вольный ветер
кабатчик
1961Дорогая копейка
озвучание
1961Ключ
озвучание
1962Веселые истории
дядя с собакой
1962Дикие лебеди
озвучание
1963Дочь солнца
озвучание
1963Укротители велосипедов
Сибуль
1964Дюймовочка
озвучание
1964Москва — Генуя
Барту
1964Сказка о Мальчише-Кибальчише
Дядина 518-й
1964Сказка о потерянном времени
Прокопий Прокофьевич
1965Иные нынче времена
князь Борис
1965Пастушка и трубочист
озвучание
1965Спящий лев
Телегин
1965Тридцать три
Фельдшер
1966Дядюшкин сон
князь К.
1966Сказка о царе Салтане
опекун Салтана
1967Маугли. Ракша
озвучание
1968Калиф-аист
1968Маугли. Похищение
озвучание
1968Полчаса на чудеса
в новелле \"Полчаса на чудеса\"
1968Улыбнись соседу
1969Время счастливых находок
эпизод
1969Красавица
старик
1969Маугли. Последняя охота Акелы
озвучание
1970В тридевятом царстве
герцог де Моллюск
1970Дети
1970Любовь к трем апельсинам
1971Как ослик счастье искал
озвучание
1971Маугли. Возвращение к людям
озвучание
1972Летние сны
эпизод
1972Руслан и Людмила
иностранный посол
1972Утенок, который не умел играть в футбол
озвучание
1973Города и годы
Перси
1973Маугли
озвучание
1974Большой аттракцион
дед Матвей
1974Мешок яблок
озвучание
1976Про дракона на балконе, про ребят и самокат
1977Вооружен и очень опасен
мистер Тротт
1978Новые приключения капитана Врунгеля
1978Ярославна, королева Франции
епископ Роже
1979Про щенка
озвучание
1981Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей
1984И жизнь, и слезы, и любовь
Егошкин
2000Воспоминания о Шерлоке Холмсе
Mиcтep Фpэнклин