Сообщить об ошибке
Николай Охлопков
актер

Родился 15 мая 1900 г. в Иркутске. В 1918-1919 гг. учился в школе живописи, ваяния и зодчества, в консерватории по классу виолончели. Во время учебы работал в Молодом театре Иркутска — декоратором, актером, режиссером. С 1920 г. — режиссер-постановщик массовых действ в честь пролетарских праздников в Иркутске. С 1923 г. — актер театра В. Мейерхольда, учился ГЭКТЕМАСе. В 1924-1930 гг. работал на различных к/с страны. С 1930 г. — худ. рук., главный режиссер Реалистического театра, в 1936-1937 гг. — зам. художественного руководителя Камерного театра. С 1938 г. — худ. рук. Академического театра им. Е. Вахтангова. В 1943-1966 гг. — худ. рук., главный режиссер Московского театра революции. Режиссер спектаклей в театрах Москвы

Тексты
 

[…].

Охлопков идеально играет роль рабочего Василия. В чем секрет его игры, тайна обаяния этого образа? Что играет Охлопков? Любовь к Ленину. Находясь рядом с Лениным, счастливый, что на его долю выпало встречаться с Лениным, разговаривать с ним, охранять его, он не мог не выразить того, что чувствует каждый зритель, глядя на Ленина. Любовь к Ленину. Он словно представитель зрителя, народа в этой...

 
 

Николай Охлопков — человек из поколения художников первых лет Октября, из поколения Маяковского. Это, в сущ­ности, люди одной породы. Охлопков вспоминает Маяковского. Вспоминает о том, как поддержал его поэт в трудные дни, когда Охлопкова, молодого режиссера кино, постигла неудача с фильмом «Путь энтузиастов».

Николай Охлопков — человек из поколения художников первых лет Октября, из поколения Маяковского. Это, в сущ­ности, люди одной породы. Охлопков вспоминает Маяковского. Вспоминает о том, как поддержал его поэт в трудные дни, когда Охлопкова, молодого режиссера кино, постигла неудача с фильмом «Путь энтузиастов».

Николай Охлопков — человек из поколения художников первых лет Октября, из поколения Маяковского. Это, в сущ­ности, люди одной породы. Охлопков вспоминает Маяковского. Вспоминает о том, как поддержал его поэт в трудные дни, когда Охлопкова, молодого режиссера кино, постигла неудача с фильмом «Путь энтузиастов».

«Люблю стихи Маяковского. О себе. О мире. О революции. О любви». Это слова Охлопкова, которыми он выразил свое понимание смысла поэзии наших дней. Поэзии беспокойной и целеустремленной. Поэзии улиц и пло­щадей. Поэзии человеческого сердца, которое способно вместить в себя и движение  времени,  и очень личные чувства, соединяющие людей.

Ему было двадцать лет, когда на сцене Иркутского театра он попробовал свои силы в режиссуре, поставив «Мистерию-буфф». Пьеса в ту пору еще не имела сценической истории, постановка ее была для Охлопкова внутрен­ней потребностью. Он ощутил в ней близкий себе масштаб искусства. Не случайно постановке «Мистерии-буфф» предшествовало осуществленное Охлопковым на Тихвинской площади города «массовое действо», посвящен­ное гибели капитала и победе освобожденного труда. Публицистика и образ, поиски новых средств театральной выразительности, активное воздействие на зрителя и включение зала, зрительских эмоций в партитуру театрального зрелища — такова была программа молодого режиссера.

Не прошло и двух лет, как на экранах Москвы появились фильмы с участием Охлопкова. Правда, в первых фильмах он играл эпизодические роли: и в «Гонке за самогонкой», картине А. Роома, и в нашумевшей в те времена картине А. Разумного «Банда батьки Кныша», где Охлопков сыграл в эпизоде роль скрипача. Но этого оказалось достаточно, чтобы молодого актера заметили. Режиссер Ч. Сабинский, задумав фильм о гражданской войне в Донбассе «Черное сердце», приглашает Охлопкова на роль часового. А. Роом снимает его в роли матроса в фильме «Бухта смерти». Его замечают зрители, пресса, о нем пишут как об интересном актере, который «обратил на себя внимание» «выразительной, сочной игрой», «запоминающейся в мельчайших деталях». В следующем своем фильме «Предатель» А. Роом поручает Охлопкову одну из главных ролей. Виктор Шкловский пишет сце­нарий «Третья Мещанская», имея в виду определенных актеров на главные роли. Среди них — Николай Баталов, артист Художественного театра, который вскоре станет исполнителем роли Павла Власова в фильме Вс. Пудовкина «Мать», и Николай Охлопков. Но в эту пору Охлопков увлекает­ся кинорежиссурой и ставит свой первый художественный комедийный фильм «Митя» по сценарию Н. Эрдмана.

На студии ВУФКУ, где снимался этот фильм, шла работа над двумя сце­нариями В. Маяковского «Дети» и «Слон и спичка». Поэт рассматривал кино как «интернациональное искусство». Охлопков искал эту интернациональ­ную силу кинематографа в совершенной естественности и простоте. «Меня всегда раздражали те актерские манеры, которые допускали наигрыш»,— говорил он. Вспоминая виденные им еще в Иркутске фильмы с участием Мозжухина и Лисенко, плакаты с изображением знаменитых актеров, ко­торые он рисовал для кинотеатра «Дон Отелло» и носил по городу, он рас­сказывал об этом с иронической усмешкой, как о чем-то очень далеком не только по времени, но и по душе, по убеждениям. «Я рад, — говорил он, — что с первых же дней, с первых шагов в советской кинематографии боль­шинство актеров, без какого-либо сговора между собой, сразу же утвердили принцип правды, простоты и естественности в своей игре, и мне очень приятно, что критика тех лет причислила и меня к этому большинству актеров».

БЕЙЛИН А. Николай Охлопков // Актеры советского кино. М.:  Искусство, 1970. С. 221 -232.

 
 

О фильме «Александр Невский»

В журнале «Советский экран» за 1926 год читаем: «Эйзенштейн, Роом, фэксы, Охлопков — разнородные и разноценные мастера. Но все они — в той молодой плеяде, которая делает новую нашу кинематографию... Искусство начинается!»

 
 

В фильме Сергея Юткевича «Яков Свер­длов» он сыграл в эпизоде Федора Шаляпина, а несколько лет спустя, уже в годы войны, был приглашен режиссером Владимиром Петровым на роль Барклая-де-Толли в картине «Кутузов». Узнать актера в этих фильмах чрезвычайно трудно. Особенно выразительна и колоритна была фигура Шаля­пина. На сцене театра в костюме и гриме Мефистофеля, в артистической уборной, где о...

 
 

Работы
Режиссер
1927Митя
1928Проданный аппетит
1930Путь энтузиастов
Сценарист
1930Путь энтузиастов
автор сценария совм. с Г. Павлюченко
Актер
1924Банда батьки Кныша
скрипач
1924Гонка за самогонкой
1925Черное сердце
1926Бухта смерти
матрос
1926Предатель
1927Митя
Митя
1932Дела и люди
1937Ленин в Октябре
1938Александр Невский
Василий Буслай
1939Ленин в 1918 году
1940Яков Свердлов
1941Белая ворона (в Боевом к/сб № 7)
1941Настоящий патриот (в Боевом к/сб № 7)
1943Кутузов
Барклай Де Толли
1947Свет над Россией
1948Повесть о настоящем человеке
комиссар Воробьев
1950Далеко от Москвы
1950Огни Баку


Фестивали и премии
1951Сталинская премия
I степени ((1950  Далеко от Москвы))
1949Сталинская премия
II степени (1948  Повесть о настоящем человеке)
1941Сталинская премия
I степени (1937  Ленин в Октябре)
1941Сталинская премия
I степени (1939  Ленин в 1918 году)