Сообщить об ошибке
Юрий Толубеев
актер

Родился 1 мая 1906 г. в Петербурге. В 1929 г. окончил Ленинградский институт сценических искусств. С 1926 г. работал в различных театрах Ленинграда, а также в Самарском краевом театре. В 1937-1941 гг. — актер Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. С 1942 г. — актер Ленинградского Академического театра драмы им. Пушкина. С 1977 г. — актер БДТ им. Горького (ныне — БДТ им. Товстоногова).

Среди театральных работ:

«Последние» (1936, Красный театр); «Без вины виноватые» (1938, Театр им. Ленинского комсомола); «Дядя Ваня» (1946), «Лес» (1948), «Ревизор» (1952), «Чайка» (1954), «Гамлет» (1954), «Оптимистическая тра

Тексты
 

Юрия Толубеева называли русским Жаном Габеном. В зрелом возрасте он действительно был похож на того, уже немолодого Габена, какого мы узнали по «Сильным мира се­го» или «Грому не­бесному». В обоих ощущалась плот­ность кряжистой фи­гуры, размеренность обдуманных жестов, отчетливо просматривалась связь с земной осно­вой. Потом мы уви­дели раннего Габена в фильмах «Великая иллюзи...

 
 

 

О роли в фильме «Человек с ружьем».

На экране — «музыка революции»: тяжелый ход броневиков, напряжен­ный и неудержимый марш красно­гвардейских колонн, движение огромных масс, проснувшихся для творче­ства истории. И вот из этого по...

 
 

О роли в фильме «Дон Кихот»

Санчо Панса — на редкость «почвенный» и, вместе с тем, поэтичный образ, создан­ный Толубеевым в кино. Одухотворенный и практичный, мужиковатый и трогательный — таким пришел на экраны в исполнении Толубеева вер­ный оруженосец Дон Кихота. Подвиж­ный увалень с живым заинтересован­ным взглядом и остры...

 
 

В коротком эпизоде фильма «Яков Свердлов» в кабинет председателя ВЦИК приходит железнодорожник. С хозяйской заинтересованностью он рассказывает о неполадках на транс­порте. Но предложение Свердлова стать комиссаром на железной дороге застает его врасплох: ведь он радел за дело потому, что оно общее, народ­ное, а вовсе не потому, что мыслил себя командиром.

 
 

О ролях в фильмах «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона»

Героям Толубеева чужда рефлексия. Актер организует их внутренний мир на фундаменте прочном и как бы изна­чально данном. Даже самый слабый

О ролях в фильмах «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона»

Героям Толубеева чужда рефлексия. Актер организует их внутренний мир на фундаменте прочном и как бы изна­чально данном. Даже самый слабый

О ролях в фильмах «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона»

Героям Толубеева чужда рефлексия. Актер организует их внутренний мир на фундаменте прочном и как бы изна­чально данном. Даже самый слабый

духом из всех киногероев Толубеева — штрейкбрехер из «Возвращения Макси­ма»— и тот заблуждения свои и ошибки берется исправлять без сомнения и решительно. Разве можно, например, представить, что этот врывающийся в редакцию рабочий в грязной спецов­ке, с измазанным углем лицом и силь­ными трудовыми руками обдуманно предал своих товарищей? Его просто­душная улыбка с ямочками на щеках, его убежденность, что в редакции не­пременно помогут «грех искупить», свидетельствуют, что перед нами боль­шой ребенок, абсолютно наивный в социальных вопросах.

Когда Максим садится за стол, чтобы поправить его покаянное письмо в ре­дакцию, этот рабочий с уважением и восхищением следит за тем, как быстро идет работа. Он даже подпрыгивает на месте и движениями своих тяжелых, запачканных мазутом рук как бы со­провождает каждое появившееся на бумаге слово. И по тому, с какой охо­той он берется охранять сон сморен­ной усталостью Наташи, которая тут же в редакции засыпает за своим ра­бочим столом, видно, как ценит этот недавний штрейкбрехер покой трудо­вого человека. А его восторженные и даже нежные слова о своей железной дороге убеждают нас окончательно, что революционную науку среди на­стоящих товарищей, которых он уже нашел, этот рабочий человек постиг­нет быстро и навсегда. В нем есть основа — чувство классовой принад­лежности.

Вряд ли стоит утверждать, что этот самый штрейкбрехер, мелькнувший в эпизоде фильма «Возвращение Макси­ма», и Егор Бугай из «Выборгской сто­роны» — одно и то же лицо. Но, глядя на экран, начинаешь думать, что могло случиться и так. И в этом заслуга акте­ра, который сумел с предельной до­стоверностью показать закономер­ность и неизбежность превращения многих и многих прежде отсталых ра­бочих в подлинных революцио­неров.

В «Выборгской стороне» почти нет массовых сцен, где бы рядом с Макси­мом не появлялась грузная и, вместе с тем, подвижная фигура в широкой шинели и с ружьем через плечо. Дело революции стало кровным делом Егора Бугая, но пока это не столько осмыс­ленный, сколько вдохновенный порыв. Поэтому в поведении Бугая еще много наивного простодушия, образ лепится актером на сочетании могучей силы и детскости.

Когда служащие банка саботируют распоряжение Максима, Егор готов в них гранату швырнуть, а потом, сму­щенно вертя ее в руках, признается, что она не заряжена. Без тени колеба­ния, «именем пролетариата... к черто­вой матери» реквизирует он диплома­тическую машину, срочно необходи­мую для подавления анархистского мятежа, а потом увлеченно крушит прикладом винные бутылки, из-за ко­торых и вспыхнул этот мятеж.

Особенно достоверно сыграна акте­ром сцена, когда Егор отдает свой хлеб

Евдокии. Эту женщину только что су­дили за участие в разгроме винного склада. Ей грозил расстрел, но народ рассудил иначе. Люди поняли, что голодная женщина потеряла голову. Евдокии и ее детям решено помочь. А пока каждый из своего скудного пайка тут же дает ей, кто что может. Разламывает свою пайку хлеба и Егор Бугай. Отдает половину. А потом, вдохновленный всеобщим подъемом, неловко сует и остальное. И тут же прячется за спины окружающих.

Радостью большого дела, в котором и он участник, светится лицо Егора, а смышленые глаза внимательно и как-то по-прежнему детски восторженно и пытливо вглядываются в происхо­дящее: Егор Бугай на ходу постигает науку революции, не только дух, но смысл эпохи. В поведении Бугая — стихийная сила и мощь народа, разбу­женного революцией, народа, который еще не во всем умело, но уже навсегда взял власть в свои руки.

ИЛЬИНА М. Юрий Толубеев // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1974. С. 184-197.

 
 

О роли в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика»

В буквальном смысле слова рядовым несет военную службу на фронтовом аэродроме совсем пожилой авиацион­ный механик Кузьмичев, или попросту Кузьмич, в фильме «Хроника пикирую­щего бомбардировщика»....

 
 

О роли в фильме «Ревизор»

Страшным символом самодержав­ной России предстает на экране его Городничий в фильме «Ревизор». Этого уездного держиморду играли многие великие русские актеры, и одним из первых — Щепкин, последователем школы которого часто и по...

 
 

О роли в фильме «Гамлет»

Играя Полония в фильме «Гамлет», Толубеев, собственно, обличает тот же социальный слой. Но здесь его герой — чуткий и послушный инстру­мент власти. Характер этот в прочте­нии Толуб...

 
 

Работы
Актер
1935Лунный камень
Попов
1935Совершеннолетие
матрос Андрей
1936На отдыхе
Лебедев
1937Великий гражданин
Земцов (2 серия)
1937Возвращение Максима
штрейкбрехер
1937Дочь Родины
председатель собрания
1937Тайга золотая
директор прииска
1937Шахтеры
Чуб
1938Выборгская сторона
Бугай
1938Профессор Мамлок
Фриц
1938Человек с ружьем
дядя Володя
1939Доктор Калюжный
Пархоменко
1939Патриот
Григорий Матвеевич
1941Жених с миллионами
кузнец
1941Фронтовые подруги
Брагинский
1942Принц и нищий
Генрих VIII
1945Великий перелом
генерал Лавров
1945Простые люди
Еремин
1946Остров безымянный
начальник зимовки
1947Грозная опасность
полковник
1948Спутники
Супругов
1949Александр Попов
Петрушевский
1949Великая сила
академик Абуладзе
1949Константин Заслонов
секретарь ЦК
1949Сталинградская битва
А.А. Жданов
1951Белинский
М.С. Щепкин
1952Ревизор
городничий
1953Лес
Несчастливцев
1953Честь товарища
генерал Пашков
1954Гоголь — обличитель царской России
городничий в "Ревизоре"
1955Михайло Ломоносов
сенатор Шувалов
1955Неоконченная повесть
инженер Сладков
1957Дон Кихот
Санчо Панса
1958День первый
извозчик
1959Путь советского актера
городничий в "Ревизоре"
1959Шинель
портной Петрович
1960Положительная девочка
эпизод
1961Горизонт
Голованов
1961Раздумья
Мигунов-отец
1962Душа зовет
Суханов
1964Гамлет
Полоний
1964Чайка
1965Авария
Пилипенко
1965Рассказы Чехова
1967Его звали Роберт
1967Хроника пикирующего бомбардировщика
старшина Кузьмичев
1968Интервенция
Соломон Шустман, аптекарь
1968Удар! Еще удар!
академик Вахрамов
1969Мертвые души
1970Ночная смена
Павел Пономарев
1971Достояние республики
Доброво
1972Меченый атом
Сергей Константинович
1972Пятая четверть
Кондриков
1973Сказки старого Арбата
1977Искусство — солдату
1977Фронт за линией фронта
Беляев
Персонаж
1974Мир Николая Симонова