Сообщить об ошибке
Николай Эрдман
сценарист
 
Родился 16 ноября 1900 г. В 1919 г. окончил Московское реальное училище. Участник Гражданской войны.
Публиковаться начал в 1919 г. Автор либретто для оперетт и балетов, скетчей и куплетов для кабаре. Нередко выступал в соавторстве с В.З.Массом и М.Д.Вольпиным. Автор пьес "Мандат" (1925), "Самоубийца" (1928) и др.
В 1922-1924 гг. — зав. литературной частью Опытно-героического театра.
В 1934 г. был незаконно репрессирован, находился в ссылке; освобожден в 1936 г.
Участник Великой Отечественной войны. В 1941-1948 гг. служил в Ансамбле песни и пляски НКВД.
В 1964 стал консультантом и неофициальным членом Художественного совета Театра на Таганке.
В анимации работал с режиссерами А.Г.Снежко-Блоцкой, сестрами В.С. и З.С.Брумберг, В.И.Полковниковым, И.П.Ивановым-Вано, Д.Н.Бабиченко, Л.А.Амальриком и др. Часто анонимно дорабатывал сценарии других авторов.
Умер 10 августа 1970 г.
Тексты
 

Спектакль «Самоубийца», премьера которого состоялась в 1982 г., был изъят из репертуара после нескольких представлений. Пьеса «Самоубийца», написанная в 1929 г., была официально запрещена приказом Главреперткома в 1930 г. Свою вторую и последнюю пьесу, предназначавшуюся для театра Мейерхольда, Николай Эрдман писал почти 2 года. Пьесу репетировали Мейерхольд в ГосТИМе, Станиславский во&nb...

 
 

Я никогда больше не встречала такого интересного человека, как Николай Робертович Эрдман. Его блестящее остроумие, снисходительно-ироническая манера держаться, элегантность и даже заикание покоряли безвозвратно.

На студии конец картины обычно отмечался банкетом. «Я сдаю вам помещение, все остальное-ваше»,-говорил Николай Робертович, и мы бежали к нему на Васильевский в дом Большого театра. Эрдман никогда не хмелел, только его лаконичные рассказы о людях и событиях становились еще бол...

 
 

Однажды, зайдя к сестрам Брумберг в комнатку, я увидел там сидящего в скромной позе-на краешке стула, с зажатыми между коленями кистями рук-ничем не примечательного человека-человечка, гладко причесанного, чем-то напомнившего мне моего отца (а потому первая ассоциация была с бухгалтерией). Он испытующе и внимательно поглядел на меня. Меня поразили его глаза-такие бывают только у сеттеров. Брови домиком, тянущиеся вверх к перенос...

 
 

Фрагмент из сценария мультфильма «Самый главный»

На гнилом и топком болоте пожилые черти и молоденькие чертенята играли в чехарду. Вдруг из середины болота вырвался сноп огня и повалил черный дым.

Когда дым рассеялся, болотные черти увидели появившегося из-под земли неизвестного черта.

— Ваше болото как называется?-спрашивает новоприбывший.

— Куличики,-отвечают ему местные жители.

 
 

Об анимационнах сценариях

Принято считать, что талант Николая Робертовича Эрдмана успешнее реализовался в анимации, чем, скажем, в театре. Действительно, при участии драматурга на «Союзмультфильме» было снято 24 анимационных фильма, не считая тех, где его фамилия не фигурировала в титрах. Уже первый мультфильм, сценарий которого написал (в соавторстве с М.Д.Вольпиным) Эрдман-«Федя Зайцев» сестер ...

 
 

«Волга-Волга»-это история песни. Безвестная письмоносица из города Мелководска сочинила песню, а ее подхватил весь Советский Союз. «Волга-Волга» — это гимн талантам, растущим недрах народа, раскрывающимся под солнцем социализма во всей своей красоте. Это — восторженное утверждение того нового, доброго и прекрасного, что несет людям социализм, и гневное осуждение того старого, что, затаившись в темных углах, мешае...

 
 

Увы, ни на одном из экземпляров, хранящихся в РГАЛИ, имя Николая Эрдмана не значится. Работал он, так сказать, негром. Но в протоколах обсуждений кое-где оно все же отложилось. Так, в «Дневнике» фильма (впрочем, не ведшемся) зафиксировано, что 2 февраля 1937 г. представлен сюжет сценария, над которым «тт. Александров и Нильсен работали совместно с т. Эрдманом». Действительно, на совещании у тогдашнего зам. директора студии Е.Соколовской Николай Эрдман не только упомянут среди участников, но д...

 
 

О фильме «Волга-Волга»

Выступая в Доме печати, Александров жаловался, что никак не может найти сценариста для фильма и что, возможно, ему и его коллегам придется самим писать сценарий. И, тем не менее, в июне 1936 г., когда все еще шел предварительный этап работы над картиной, Александров написал письмо драматургу, одному из авторов сценария «Веселых ребят» Николаю Эрдману, который в то ...

 
 

О фильме «Волга-Волга»

Мы знаем, что и эти люди не были застрахованы от оборотной стороны Времени. От его чудовищной подозрительности. От его глобально-болезненных капризов. От его неслучайно-случайных ударов. Но это, как правило, приходило к подобным людям неожиданно, и потому иллюзорность их счастливого бытия не слишком доходила до сознания.

«Волга-Волга» сделана такими людьми — хотя и при участии «не совсем таких». Сценаристы картины Михаил Вольпин и ...

 
 

О фильме «Веселые ребята»

Однажды я приехал к Николаю Робертовичу с рассказом о вечере в ЦДРИ. Прекрасная Любовь Орлова и ее муж Григорий Александров. Воспоминания, кадры из «Веселых ребят», ответы на вопросы, цветы и восторги. Однако меня удивило, что Александров, говоря о киношедевре, не упомянул ни Эрдмана, ни В.З.Масса — авторов сценария. Почему это? Что за...

 
 

О фильме «Веселые ребята»

Недостатки первой комедии Александрова велики. В первую очередь — это недостатки драматургические.

Сюжет фильма, по признанию самого Александрова, был неполноценен. «Двенадцать музыкальных аттракционов, соединенных для связи приблизительным сюжетом», не могли содержать достаточно убедительную даже для комедии характеристику человеческих образов.

Отсутствие закономерно разви...

 
 

О фильме «Веселые ребята»

Правда, «Веселые ребята» — статья особая. И я не взялся бы точно определить, кому мы обязаны в первую очередь успехом этой картины. Сдается, всем понемногу. […]

И Утесову с его джаз-оркестром — изначальный расчет был именно на него, на спектакль «Музыкальный магазин», небывалый успех которого в Ленинградском мюзи...

 
 

О фильме «Веселые ребята»

Слово «юмор» происходит от латинского humor — влага. В противовес сухости. Мягкость в противовес жесткости. Я бы сказал, что юмор — сок жизни. Юмор похож на масло, которое нужно для смазки машин. И действительно, всякая машина, даже тяжеловесный танк из крепчайшего металла, не пойдет без смазки.

Значит, комедия может быть не только смешной, но и веселой. Смех может быть добродушным, оптимистичным, воодушевляющим, утверждающим хо...

 
 

За «Самоубийцу» между МХАТом и мейерхольдовским ГосТИМом началась настоящая схватка: кто раньше? Не позволили никому. На генеральную к Мейерхольду должен был приехать Сталин. Вместо него были Каганович, Поскребышев и другие. Хохотали почти до финала громко и безостановочно. Вышли из театра молча, глубокой ночью, никому не сказав ни слова. Всем стало ясно — спектакль закрыт. Намертво.

Это было ударом и д...

 
 

Самые краткие, самые тихие похороны состоялись в Доме кино. Самый узкий круг провожающих. Количество, обратно пропорциональное величине почившего поэта-драматурга. Читателям «Вечерней Москвы» стало известно, что умер какой-то киносценарист. Август 1970-го. Глубокая, сокрушенная речь Алексея Каплера и вслед за тем — его рыдания за портьерой, где находились другие ораторы. Формально-скорбные слова секретаря Союза кино, неверно ставящего ударение в ...

 
 

Работы
Сценарист
1927Митя
автор сценария
1927Турбина № 3
автор сценария совм. с А. Пиотровским
1928Дом на Трубной
автор сценария совм. с Б. Зорич, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем, В. Шкловским
1928Проданный аппетит
автор сценария совм. с А. Мариенгофом
1929Посторонняя женщина
автор сценария совм. с А. Мариенгофом
1934Веселые ребята
автор сценария совм. с В. Массом, Г. Александровым
1938Волга-Волга
автор сценария совм. с М. Вольпиным, Г. Александровым
1940Старый наездник
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1941Эликсир бодрости (в Боевом к/сб. № 7)
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1942Принц и нищий
автор сценария
1943Актриса
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1945Здравствуй, Москва!
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1948Федя Зайцев
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1950Смелые люди
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1951Спортивная честь
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1953Братья Лю
автор сценария
1953Застава в горах
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1953Полет на Луну
автор сценария совм. с В. Морозовым
1953Храбрый Пак
литературная обработка
1954Золотая антилопа
литературная обработка
1954Оранжевое горлышко
автор сценария
1954Шведская спичка
автор сценария
1955Ореховый прутик
литературная обработка
1955Остров ошибок
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1956Двенадцать месяцев
автор сценария совм. с С. Маршаком
1956На подмостках сцены
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1956Палка-выручалка
литературная обработка
1956Приключения Мурзилки
автор сценария выпуска 1 — совм. с О. Эрбергом, Н. Карановым
1957В некотором царстве
автор сценария
1957Верлиока
автор сценария совм. с А. Снежко-Блоцкой
1957Исполнение желаний
литературная обработка
1957Рассказы о Ленине
автор сценария новеллы "Подвиг солдата Мухина" совм. с М. Вольпиным
1957Снежная королева
автор сценария совм. с Л. Атамановым, Г. Гребнером
1957Тихая пристань
автор сценария совм. с В. В. Медведевым
1958Кошкин дом
автор сценария совм. с С. Маршаком
1958Тайна далекого острова
автор сценария совм. с В. Даниловым
1959День рождения
литературная обработка
1959Косолапый друг
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1959Приключения Буратино
автор сценария совм. с Л. И. Толстой
1959Янтарный замок
литературная обработка
1960Королевские зайцы
литературная обработка
1960Человечка нарисовал я
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1961Любушка
автор сценария
1961Мишель и Мишутка
автор сценария совм. с М. Демиденко
1961Три пингвина
автор сценария
1963Каин ХVIII
автор сценария совм. с Е. Шварцем
1963Укротители велосипедов
автор сценария совм. с Ю. Озеровым, Ю. Куном
1964Дюймовочка
автор сценария
1964Морозко
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1965Город мастеров
автор сценария
1965Лягушка-путешественница
автор сценария
1966Поди туда, не знаю куда
автор сценария
1967Огонь, вода и медные трубы
автор сценария совм. с М. Вольпиным
1968Кот, который гулял сам по себе
автор сценария
1969Снегурка
автор сценария
1970Быль-небылица
автор сценария
1970Самый главный
автор сценария при уч. А. Снесарева
1975Дрессировщики
участие в сценариях ф. "Побег", "Приключения медвежонка"
Автор текстов песен
1949Чудесный колокольчик
Персонаж
2006Хранят так много дорогого.., или Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи


Фестивали и премии
1951Сталинская премия
II степени (1950  Смелые люди)
1941Сталинская премия
I степени (1938  Волга-Волга)
Библиография
  • Азарх Лана «Каляевская, 23а» - «Кинограф» № 7, М., 1999. Бородин Г.Н. «Николай Эрдман и анимация», Мигунов Е.Т. «Две встречи с Эрдманом» - «Киноведческие Записки» № 61, М., 2002.