Сообщить об ошибке
Дмитрий Месхиев
оператор
                                                            
Родился 25 августа 1925 г. В 1951 г. окончил операторский факультет ВГИКа (1951, мастерская А. Москвина). С 1951 г. — оператор, оператор-постановщик к/с "Ленфильм".
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
Умер 16 апреля 1983 г.
Тексты
 
Воспоминания о Д. Месхиеве
Сами понятия болезни и смерти удивительно не вязались с Дмитрием Месхиевым, человеком, необыкновенно любившим жизнь и знавшим ее вкус, ее цену. Настоящее мудрое жизнелюбие, доставшееся ему, как видно, от предков, от родителей, от самой земли Грузии, где он вырос и которой он остался верен, хоть и провел большую часть жизни на севере, в Ленинграде, всегда было свойственно ему, обеспечивая ту особую, цепкую зоркость глаза, которая определила его призв...
 
 
Москвин решил взять асситентом на фильм «Над Неманом рассвет» Д.Д. Месхиева (москвинское прозвище – Дэдэ) и после короткого разговора поручил ему светотехнические расчеты: определить минимальное, но достаточное число приборов для каждой декорации. Месхиев оказался в группе, сделав это без ошибок. «По существу, Москвина художнические вопросы гораздо больше интересовали, он на них тратил больше времени, чем на технические вопросы исполнения. Это странная история…» - сказал мне Месхиев. Странным он...
 
 

О фильме «Драма из старинной жизни»

Рассказ [«Тупейный художник»] был написан Н.С. Лесковым в 1883 году, посвящен памяти 19 февраля 1961 года – дня отмены крепостного права, и действие развертывается где-то на рубеже XVIII и XIX веков – дела давно минувших дней! И как соблазнительно было бы воскресить эту «драму из старинной жизни»в дымке ушедшей красот...

 
 

Летом Дима Месхиев пригласил Леву быть режиссером его дипломного фильма «Виноград Кахетии», который он должен был снимать в Грузии. Лева с радостью согласился. Много лет спустя они любили вспоминать этот рейд по Кахетии и рассказывали его в юмористических тонах. В период «малокартинья» многие студии для того, чтобы занять чем-нибудь своих штатных сотрудников, охотно запускали видовые очерки, такие, например, как «Телецкое озеро» и т.п., но самым поч...

 
 

Работы Дмитрия Давыдовича Месхиева удивительным образом узнаваемы, хотя он никогда не использовал одни и те же отработанные приемы построения света или способы съемки (в отличие от некоторых собратьев по профессии). Его методы изобразительного решения фильмов были настолько разнообразны, что даже влияют на стилистику описания снятых им кадров.

Узнаваемость месхиевского почерка объясняется, прежде...

 
 

О фильме «Долгая счастливая жизнь»

Первый же кадр выстроен с применением пиротехнического дыма, использованного не совсем традиционно: дым визуально вырывает девочку, качающуюся на качелях,  из окружающей среды. Смягчая дальний план, чуть убирая его, оператор оставляет на переднем плане заборчик, который ка...

 
 
О фильме «Помни, Каспар!»
В 1979 году в интервью Я. Бутовскому Месхиев сказал, что «Дама с собачкой» была для Москвина своеобразной подготовкой к их совместной работе над «Гамлетом» Г.Козинцева. Москвин представлял себе «Гамлета» решенным в крупных тональных массах, интересовался тем, «как облака дыма вместе с облаками небесными укладываются на сером небе - вот такие космические вещи», и считал, что в фильме не должно быть навязчивых эффектов. Но творческим планам не суждено ...
 
 

Работы
Оператор
1955Максим Перепелица
1956Приключения Артемки
1957Смерть Пазухина
1957Шторм
1959Под стук колес
1960Дама с собачкой
совм. с А. Москвиным
1960Кроткая
1961Полосатый рейс
1962Черная чайка
1963Знакомьтесь, Балуев!
совм. с В. Левитиным
1964Помни, Каспар
1966Два билета на дневной сеанс
1966Долгая счастливая жизнь
1968Всего одна жизнь
1970Угол падения
1971Драма из старинной жизни
1972Игрок
1972Монолог
1975Звезда пленительного счастья
1976Доверие
1976Сентиментальный роман
1977Труффальдино из Бергамо
1978Уходя — уходи
1978Человек, которому везло
1979Путешествие в другой город
1980Ты должен жить
1980Холостяки
1981Други игрищ и забав