Сообщить об ошибке
Юлий Райзман
режиссер
 
Родился 15 декабря 1903 г. в Москве. В 1924 г. окончил факультет общественных наук 1-го МГУ. Работал литературным консультантом на к/с "Межрабпом-Русь", ассистентом режиссера у Я. Протазанова. С 1926 г. — режиссер к/с "Госвоенкино" и "Востоккино". С 1931 г. — режиссер к/с "Мосфильм". В 1944-1964 гг. — педагог ВГИКа, руководитель режиссерско-актерской мастерской, профессор.
Народный артист СССР (1964).
Герой Соц. труда (1973).
Умер 11 декабря 1994 г.
Тексты
 

Райзман начинал ассистентом у Эггерта и Протазанова. «Медвежья свадьба» и «Процесс о трех миллионах» — боевики 20-х годов — были его кинематографической школой.

Здесь можно убедиться в том, что человеку одаренному даже самая дурная школа серьезно повредить не может. Райзман брал в «Межрабпоме» то, что мог получить, — режиссерскую профессию. Более того, он безусловно разделял некоторые творческие пристрастия своего мэтра Я. А. Протазанова. […]

Райзмана, как показала вся его дал...

 
 

На протяжении всей своей шестидесятилетней кинобиографии Юлий Райзман сторонился резких жестов — и в своем поведении, и в своих фильмах. Его присутствие в кинематографе всегда было внятным, но не громким — особенно на фоне шумного поколения «бури и натиска», одновременно с которым Райзман пришел в кинематограф 1920-х гг. Не было в его биографии ни юношески крикливых маниф...

 
 

О фильме «Летчики»

Режиссер Ю. Райзман является, по моему мнению, первоклассным мастером. Остроумие, тонкость, сочность и, пожалуй, некоторая фантастичность — таковы отличительные черты его мастерства. От Райзмана можно ждать многого.

В «Летчиках» есть главное — лирика, настоящее чувство.

Многие наши кинематографисты прибегают к лакировке, прикрашиваются вещи, природа, быт. Люди же о...

 
 

О фильме «Летчики»

[…] «Летчики» — казалось, само название предопределяет и диктует смысл и сюжет картины. Умопомрачительные рекорды, за которыми, затаив дыхание, следит страна, незаурядные характеры молодых летчиков, штурмующих пространство и высоту. Необжитые суровые девственные земли под крылом самолета. Эпические страсти и конфликты. […] Райзман и автор сценария Александр Мачерет показывают...

 
 

О фильме «Последняя ночь»

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Андрееву А. А.

Кинофабрика Мосфильм закончила производство картины «Последняя ночь» (режиссер Райзман). Фильм рассказывает о последних днях борьбы за октябрь в Москве в 1917 году. Фильм сделан художественно просто, правдиво, захватывающе. Его герои жизненны и убедительны.

Однако основной порок кинокартины заключается в том, что в ...

 
 

О фильме «Машенька»

Стремление найти и утвердить характер высокого нравственного смысла и подробная, поразительно достоверная разработка среды, образа времени сошлись […] в фильме «Машенька», последней и, может быть, лучшей картине Юлия Райзмана довоенных лет. Картина эта вышла на экран в 1942 году, когда жизненные прототипы ее героев уже сражались на полях войны, выполняя свой главный долг и&nbs...

 
 

О фильме «Машенька»

…«Машенька» Е. Габриловича и Ю. Райзмана — это повесть о счастливой любви. О счастливой не потому, что она легка и ничем не затуманена, а потому, что это повесть о победившей любви.

А победа — это всегда счастье, и мы это особенно остро чувствуем именно сейчас, во время войны.

И когда на экране мы видим Машеньку&...

 
 

О фильме «Машенька»

«Машенька» Е. Габриловича и Ю. Райзмана — это повесть о счастливой любви. О счастливой не потому, что она легка и ничем не затуманена, а потому, что это повесть о победившей любви. А победа — это всегда счастье, и мы это особенно остро чувствуем именно сейчас, во время войны.

В картине нет грани между миром и войной (я го...

 
 

О фильме «Машенька»

[…] В большой степени «Машенька» продолжает линию замечательного, стяжавшего себе широкую известность фильма «Фронтовые подруги». И там и здесь героини — простые, обыкновенные советские девушки. Но Габрилович в своем сценарии пошел еще дальше. Он довел до предела обыкновенное в характере своей героини. Он с максимальной наглядностью выписал все черты...

 
 

О фильме «Небо Москвы»

С пути высокого реализма, от героики, от романтики, которые так нужны нам во время войны, в эпоху высоких чувств и героических подвигов нашего народа, мастера уходят в сторону примитивизма и натурализма. Поэтому они не могут подняться до своей эпохи, до своих героев, обобщить их поступки и окружающие явления.

Это и есть одна из причин того, что в фильме &la...

 
 

О фильме «Небо Москвы»

Этот фильм с нетерпением ждали. […] Однако главное, что питало наше нетерпение, — это тема фильма, решительно и лаконично выраженная в его заглавии. […]

Основная сила режиссерского творчества Юлия Райзмана — работа с актером, понимание оттенков человеческого характера и умение раскрыть индивидуальность актера с такой естественностью и полнотой, что даже самые м...

 
 

О фильме «Коммунист»

[…] В содружестве с драматургом Евгением Габриловичем режиссер Юлий Райзман поставил фильм «Коммунист». Это было удивительное произведение! С ним вместе вошли в историю кино два отлично вылепленных образа — образ одного из миллионов, рядового партии коммуниста Василия Губанова в исполнении Евгения Урбанского и образ Федора Фокина в исполнении Е. Шутова. Своеобразие ...

 
 

О фильме «Коммунист»

Картина «Коммунист» появилась на экране более чем своевременно. […]

В «Коммунисте» мы встречаемся с гармоничным сочетанием авторской и режиссерской работы, с деятельностью двух единомышленников в искусстве, и в этом одна из главнейших причин успеха картины. […]

События картины развертываются на строительстве первой советской электростанции...

 
 

О работе Евгения Урбанского и Софьи Павловой в фильме «Коммунист»

Мучительно готовилась я к съемкам эпизода «У березы», где Василий впервые поцеловал Анюту. Я просто с ужасом думала о предстоящем. Я так нервничала, что, когда Урбанский подошел ко мне и стал неловко обхватывать рукой, пытаясь поцеловать, я взо?рвалась: «Ты что, не знаешь, как это делают?» И о...

 
 

О работе Евгения Урбанского в фильме «Коммунист»

Помню, как Райзман срочно вызвал меня на студию: перед нами стоял Василий Губанов. Все было так, как мы о нем думали, — резкое, вырубленное лицо, крупные брови и губы, крупный торс, сильные плечи, сильные ноги, крепко стоящие на кривых каблуках.

Звали актера Женей. Только гораздо позже, едва ли не по программке премьеры в Доме кино, я ...

 
 

О работе Евгения Урбанского в фильме «Коммунист»

Мы искали, и долгое время тщетно, актера на роль коммуниста Губанова для фильма «Коммунист».

Внешний облик Жени, его фактура, голос, темперамент, вместе с тем спокойная и неторопливая манера говорить, все это в какой-то мере соответствовало моему представлению о том, каким должен быть образ задуманного нами коммуниста Губанова.

Пугала его м...

 
 

О фильме «А если это любюовь?»

Такой тип киноповествования можно озаглавить не слишком научно, зато по существу верно, как фильм-диспут. Авторы оперируют судьбами героев в качестве доказательств. Художники не скрывают полемической заостренности своего выступления с экрана. Им важно вызвать спор: из зрительного зала и кинематографических аудиторий он перекинется в жизнь. Они не щадят себя, оставля...

 
 

О фильме «А если это любовь?»

Этот фильм является идейно ошибочным произведением. Сосредоточивая внимание зрителя только на теневых сторонах, на показе уродливых, отрицательных явлений, заслоняющих все чистое и светлое в нашей жизни, фильм «А если это любовь?» создает одностороннее, искаженное представление о нашей действительности. […]

Изображая трагедию молодых людей на фоне башенных кранов и&...

 
 

О фильме «А если это любовь?»

[…] одним из лучших образцов «прозаического» кино 1964 года может служить картина Ю. Райзмана «А если это любовь?». Лучшим в смысле полноты осуществления замысла, последовательности его прозаической природы и просто в смысле уровня режиссерского мастерства. Всегда психологически тонкое и жизненно достоверное мастерство Юлия Райзмана поднялось здесь на новую ступень. В нашем киноискусстве последних лет я не знаю другой такой логически ясной и...

 
 

О фильме «Странная женщина»

[…] герои «Странной женщины» — люди серьезные, умные, дельные — «каждый, со своей позицией, со своим взглядом на любовь». Они ошибаются, эти ошибки оборачиваются против их близких, против них самих, меняют многое в их жизни, осмысливаются, исправляются, а в результате накапливается новый опыт. Люди становятся умнее, сильнее, человечески интереснее и богаче. К восполнению человеческого опыта, к воспитанию чувств ведет Райзман своего героя, свое...

 
 

О фильме «Частная жизнь»

[…] Взгляд на официальную сферу как бы со стороны жизни частной — это и та не совсем обычная «точка съемки», с которой ведется весь кинорассказ. Присмотримся к некоторым отличительным принципам его поэтики. К стилевым особенностям«драматургических и режиссерских решений. […]

[…] с первых […] шагов мы, привыкшие к&...

 
 

[…] мы стали с ним делать сценарий картины «Последняя ночь».

[…] широкое, массовое, «потемкинское» представлялось тогда (да и представляется многим сейчас) непременным свойством большого политического партийного кинематографа. Все остальное — внимание к исследованиям психологического порядка, к сложным чертам характера, к событиям частной, личной жизни, к семейным и любовным перипетиям &m...

 
 

- Ну что ж, отлично, можно снимать, — произносит режиссер на полном серьезе.

Мы переглядываемся, озадачены. Мы — это Петр Алейников, Иван Кузнецов, Евгений Немченко и я.

Подрепетировав и прогнав пару раз текст нашей сцены, мы явились на первую репетицию по фильму «Небо Москвы» к режиссеру-постановщику Юлию Яковлевичу Райзману в номер куйбышевской гостиницы.

«Интересно, думаю я, ...

 
 

Я окончил университет (1-й Московский государственный) в 1924 году. К этому времени относится и мое первое знакомство с искусством кинематографа […]. Я смутно помню виденные мною в ту пору фильмы и не берусь оценить их художественные достоинства, я помню лишь, что в те годы мое отношение к кинематографу определили не столько достоинства этих фильмов, сколько поразившие меня при просмотре их свойства са...

 
 

Бесспорно, у каждого режиссера есть фильмы, под которыми он может подписаться много лет спустя, и есть такие, от которых хотелось бы отказаться. Такова же реакция и зрителей. Одни картины прекрасно идут в дни выхода на экран, а затем стареют, тускнеют, сходят с репертуара, другие живут многие годы.

Картиной-долгожительницей оказалась «Машенька», фильм, начатый нами перед Великой Отечественной войной и вышедший в самые трудные военные годы. Я люблю эту работу. Но уже в момент выхода ка...

 
 

Работы
Режиссер
1927Круг
совм. с А. Гавронским
1928Каторга
1930Земля жаждет
1932Рассказ об Умаре Хапцоко
1935Летчики
1936Последняя ночь
1939Поднятая целина
1942Машенька
1944К вопросу о перемириии с Финляндией
1944Небо Москвы
1945Берлин
1947Поезд идет на Восток
1949Райнис
1950Кавалер Золотой Звезды
1955Урок жизни
1957Коммунист
1961А если это любовь?
1968Твой современник
1972Визит вежливости
1977Странная женщина
1982Частная жизнь
1984Время желаний
Сценарист
1929Темное царство
автор либретто
1936Последняя ночь
автор сценария совм. с Е. Габриловичем
1961А если это любовь?
автор сценария совм. с И. Ольшанским, Н. Рудневой
1968Твой современник
автор сценария совм. с Е. Габриловичем
1972Визит вежливости
автор сценария совм. с А. Гребневым
1982Частная жизнь
автор сценария совм. с А. Гребневым
Художественный руководитель
1959Все начинается с дороги
1959Неподдающиеся
1961Девчата
Актер
1925Шахматная горячка
помощник аптекаря
Персонаж
1968Евгений Урбанский


Фестивали и премии
1990МКФ в Берлине
Участие в Программе «Retrospective» (1945  Берлин)
1987Премия «Ника»
«За честь и достоинство» ((  ))
1983ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Главный приз (1982  Частная жизнь)
1983Государственная премия СССР
(1982  Частная жизнь)
1983МКФ в Берлине
Участие в Программе «Panorama» (1982  Частная жизнь)
1982МКФ в Венеции
Приз «Золотой лев» (1982  Частная жизнь)
1982Премия «Оскар» Американской академии киноискусства
Номинация на приз за Лучший фильм на иностранном языке (1982  Частная жизнь)
1974МКФ документального кино в Нионе
Гран-при "Золотой Систерций" за участие в ретроспективе советских фильмов ((  ))
1969МКФ в Лагове
Премия "Варшавская сирена" жюри клуба критиков (1968  Твой современник)
1968ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Премия за лучшую режиссерскую работу (1968  Твой современник)
1959ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Первая премия по разделу художественных фильмов (1957  Коммунист)
1959ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Первая премия за лучшую режиссерскую работу (1957  Коммунист)
1951МКФ в Карловых Варах
Большая премия (1950  Кавалер Золотой Звезды)
1951МКФ в Картахене
Большая премия (1950  Кавалер Золотой Звезды)
1951Сталинская премия
I степени (1950  Кавалер Золотой Звезды)
1950Сталинская премия
II степени (1949  Райнис)
1946МКФ в Каннах
Большая Международная премия «За лучший полнометражный документальный фильм» (1945  Берлин)
1946Сталинская премия
(1944  К вопросу о перемириии с Финляндией)
1946Сталинская премия
(1945  Берлин)
1943Сталинская премия
II степени (1942  Машенька)
1941Сталинская премия
II степени (1936  Последняя ночь)
1937Международная выставка декоративных искусств в Париже
Гран-при (1936  Последняя ночь)
1935МКФ в Москве
Почетная грамота (1935  Летчики)