Сообщить об ошибке
Сергей Урусевский
оператор, режиссер

Родился 23 декабря 1908 г. в Петербурге. В 1929 г. окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум, в 1935 г. — Московский институт изобразительных искусств (бывш. ВХУТЕИН, мастерская В. Фаворского). В институте увлекся фотографией. Фаворский рекомендовал его В. Пудовкину и А. Головне, которые пригласили его ассистентом оператора на фильм "Победа" (к/с "Межрабпомфильм"; с 1936 г. — к/с "Союздетфильм"). Затем работал ассистентом и 2-м оператором у Ю. Фогельмана. Первый самостоятельный фильм завершил в 1940 г. С 1951 г. — оператор и режиссер к/с "Мосфильм".
Участник Великой Отечественной войны (1941–1942), оператор фронтовых киногрупп (1942–1943). Кадры, снятые им, вошли в документальные фильмы "69 параллель", "Битва за нашу Советскую Украину" и др.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).
Орден "Знак почета" (1965).
Умер 12 ноября 1974 г. в Москве.

Тексты
 

Во ВХУТЕИНе сотрудничали крупнейшие мастера изобразительного искусства Советской России. На графическом факультете […] преподавали такие корифеи, как В. А. Фаворский (руководитель факультета), С. В. Герасимов, Д. С. Моор, […] а также молодой А. Д. Гончаров, с которым Урусевский будет дружить всю последующую жизнь.

Эти художники-педагоги дали своему ученику добротную и разностороннюю профессиональную подготовку. Уже в&...

 
 

Он учился внимательно и весело, рисовал увлеченно, легко и неожиданно, схватывая натуру в сложных ракурсах, и мечтал, как о чем-то недостижимом, о работе в кино. […]

Фаворский, которому Урусевский оставался глубоко признательным всю свою жизнь, открывал и воспитывал в нем и художника и человека, приверженного добру и справедливости. Он учил его видеть, чувствовать, думать, уметь удивляться увиденному и решать ...

 
 

Был тот период довольно-таки левый. Такая эпоха — Маяковский, Родченко, Мейерхольд. Отрицание станковой живописи… Нужно выходить на площади… Монументальное искусство… Искусство — народу… Я и увлекся массовым искусством — кинематографом. Уже на третьем курсе понял, что стану оператором.

УРУСЕВСКИЙ С. // Меркель М. Угол зрения: (Диалог с Урусевским). М., 1980.

...
 
 

О фильме «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

[…] уже эта первая самостоятельная проба сил показывала возможности Урусевского-оператора. Первая попытка сказать свое слово в искусстве обнаружила присущую Урусевскому черту, которая проявилась затем во всей дальнейшей работе оператора и стала наиболее характерной чертой его художественно-творческой манеры.

Эта черта — лиризм.

Мягкая, лирическа...

 
 

О фильме «Синегория»

У Эраста Павловича Гарина была способность пробуждать в людях творческое начало. […] Он и Х.А. Локшина пригласили меня — тогда никому не ведомого оператора — снимать «Синегорию», фильм по повести Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки». […] Я был обрадован, но как снимать «Синегорию», не представлял себе. Замысел был невероятно сло...

 
 

О фильме «Сельская учительница»

Как вы относитесь к «Сельской учительнице»?

Все-таки она была очень красивой, сладкой. Там только две вещи. Одна — достигли некоторой романтичности. Второе — встреча с Верой Петровной Марецкой. Мы с ней так хорошо работали! Считается, что задача оператора — снять, а все, что касается актеров, дело режиссерское. Неверно… Иной раз все...

 
 

О фильме «Сельская учительница»

Нужно было срочно выезжать на выбор натуры в Сибирь. […] оператор Б.С. Монастырский, соратник Донского по его предыдущим картинам, был еще занят на другом фильме. Тогда мы [художники фильма Д. Виницкий и П. Пашкевич] предложили, чтобы […] поехал с нами Сергей Урусевский — снявший к этому времени всего лишь две картины (не считая фронтовой кинохроник...

 
 

О фильме «Сельская учительница»

Еще во время путешествия по Сибири Урусевский высказал ряд интереснейших соображений относительно будущего фильма, его изобразительной стилистики. […]

Призывая нас к выявлению и подчеркиванию выразительной стороны предмета, детали, плоскости или какой-либо другой формы и фактуры, Урусевский мыслил уже […] и как оператор, которому предстоит все это донести до экрана. А ...

 
 

О фильме «Сельская учительница»

Если можно говорить о колорите черно-белого фильма […], то «Сельская учительница» выдержана в серебристо-серой гамме.

Особенно наглядно это выражено в сценах, показывающих юную Вареньку, в ее портретах. Оператору нужно было не только помочь актрисе раскрыть душу молодой девушки, но и создать внешний образ действительно молоденькой в этих сценах Вареньки...

 
 

О фильме «Сельская учительница»

Жизненный путь Варвары Васильевны в фильме охватывает почти полстолетия: от юности до глубокой старости. Наибольшую трудность для съемки представляла первая половина фильма, где актриса играла восемнадцатилетнюю девушку. Необычайно молодые глаза Марецкой подсказали оператору С. Урусевскому своеобразный световой прием: использование в световом рисунке портретов яркого, несколько условного по форме с...

 
 

О фильме «Алитет уходит в горы»

[…] инсценировка романа была сделана механически, диалоги весьма невыразительны. И фильм, поставленный по сценарию буквально, мог оказаться добротным, но скучным произведением.

Но весь секрет в том, что за одним фильмом, предусмотренным сценарием, на экране шел другой, не запечатленный в сценарных диалогах и ситуациях фильм, сделанный Донским и Урусевским. И&n...

 
 

О фильме «Алитет уходит в горы»

[…] до меня не «доходило» кино, я еще был не два — не полтора, не актер кино и не актер театра.

Помощь и поддержка пришла незаметно, неожиданно. […] Однажды успокоил меня Урусевский. Когда кто-то крикнул мне: «Не ту профессию выбрал», он сказал уверенно: не злись, парень, все у тебя получится, тольк...

 
 

О фильме «Алитет уходит в горы»

[В этом фильме] заметно обостряются и как бы абсолютизируются приемы, найденные в «Сельской учительнице». […] изобразительная форма обретает самостоятельную жизнь, стилистика фильма теряет свое единство.

Гальперин А. [Выступление в беседе за круглым столом] // Современный кинематографический процесс. М., 1979.

...
 
 

О фильме «Алитет уходит в горы»

Съемки шли трудно, но никто не жаловался. Подготовка кадра занимала у Сергея Павловича много времени, но он работал так, что все мы его благоговейно уважали. И всегда ждали — что он еще придумает? […] Это был удивительный человек. Но отнюдь не благостный, не «святой». Напротив, человек твердого, сильного характера, волевой, целеустремленны...

 
 

О фильме «Кавалер Золотой Звезды»

[…] даже в этом фильме есть Урусевский, которого мы знаем сегодня. А уж по тем временам «Кавалер», несомненно, был операторской удачей. […]

Для Урусевского, живописца от рождения, экранный цвет в те годы был невыносим. Не одолев анилиновости зелени, он не мог и помыслить о каких-либо зрительных эффектах. И он отбрасывае...

 
 

О фильме «Возвращение Василия Бортникова»

Мне кажется, что говорить о картине не следует. Картина говорит сама за себя, но следует говорить о людях, которые картину делали, т.е. о ее авторах. […] В этой картине видно несколько вещей. Например, видна чистота в работе и в людях. Затем виден ум, люди знали, как делать, что делать и зачем делать. В-третьих, видно сердце, потому что без с...

 
 

О фильме «Возвращение Василия Бортникова»

«Возвращение Василия Бортникова» — снова светопись. Экспрессия этого выразительного средства здесь достигает, по-видимому, крайней степени. Помнится драматическая сцена возвращения героя в родной дом, который перестал быть родным: жена не дождалась, вышла замуж. Помнится физически ощущаемое пространство, в которое погружены герои. От источников света ширятся раструбы видимых ...

 
 

О фильме «Возвращение Василия Бортникова»

В фильме, явно идущем навстречу настроениям широкой аудитории, намечается возвращение к упомянутым выше ценностям военного периода — и, главное, к миру сложных личных чувств человека.

[…] Сквозь каноническую производственную проблематику с примесью «утепляющей» беллетристики (переживания героя по поводу невольной измены жены) пробивается &mdash...

 
 

О фильме «Урок жизни»

«Урок жизни»? Пожалуй, он меня не очень взволновал. Правда, стройка была интересная: краны подставляли, строили декорации… Да-да, по сценарию было так: когда она приезжала к нему, они сидели на берегу Волги и разговаривали о своих делах. Мне казалось, что правильнее было бы, если бы он, влюбленный в дело, говорил бы Наташе: «Правда, красиво?» Он&nb...

 
 

О фильме «Урок жизни»

Снимал фильм Сергей Урусевский […]. […] в пору работы над «Кавалером Золотой Звезды» и «Уроком жизни» он формировался как оператор. Урусевский в изобразительном решении склонялся к романтическому колориту, но в то же время разделял мои стремления к предельной достоверности. Строительный пейзаж, то очень динамичный, то лирический, внимательное на...

 
 

О фильме «Сорок первый»

Может быть, я был слишком щепетилен в вопросах своего режиссерского права, может быть, иногда я был недостаточно скромен в своих требованиях, но мне казалось, что раз мизансцена построена, а актер уже играет, надо снимать. Я был нетерпелив. А он находил в себе силы терпеливо объяснять мне: «Поймите, Гриша, будущий фильм и эту сцену зритель увидит моими глазами, и если мн...

 
 

О фильме «Сорок первый»

Пересмотрел фильм […] — и сразу стал перечитывать лавреневскую повесть. «А время пришло грохотное, смутное, кожаное». «Промерзшим голосом» говорил комиссар Евсюков, а Марютка «смотрела в огонь пустыми, немигающими кошачьими зрачками» и размазывала «слезу по облупившемуся грязному лицу».

Иначе в фильме, совсем иначе. Нет в не...

 
 

О фильме «Летят журавли»

[…] Люди спокойно и уверенно готовятся к съемке, актеры отдыхают, и только Палыч (так мы его звали на площадке), поминутно теребя волосы, мечется от прибора к прибору, точно его только что привели в павильон и заставляют снимать новую чужую декорацию.

Он все просит отсрочек, отпускает исполнителей покурить и, кажется, просто не помещается с каме...

 
 

О фильме «Летят журавли»

[…] я признаю знание, которое дают опыт, свободное владение теорией, но определить, почему эта картина, например, черно-белая, а та — цветная, не могу. Знания должны работать подспудно. А кроме того, есть интуиция, в которой вы совершенно свободно плаваете. Я ей придаю огромное значение. Это основа для творчества. Не надо все объяснять. Интуиция приведет к цели в...

 
 

О фильме «Летят журавли»

Всего только за год до «Журавлей» Урусевский снял с Чухраем «Сорок первый», этот апофеоз медлительного и вкусного жизнелюбия. Достаточно сравнить эти плавные красоты с безумным, нервным бегом камеры в «Журавлях», чтобы представить себе всю меру неожиданности, сокрытой в Урусевском. Работа оператора «Журавлей» описана в учебниках: живая камера, ката...

 
 

О фильме «Летят журавли»

[…] Проводы — это не эпизод, а целая глава, состоящая из нескольких связанных единым действием сцен. Начинается она с внешне беззаботной возни влюбленных в комнате Вероники, где они устраивают светомаскировку. Эта ситуация служит для оператора фильма Сергея Урусевского бытовым оправданием для того, чтобы под видом дневного света, проникающего через затемнение, совершенно свободно наносить на&...

 
 

О фильме «Летят журавли»

Посмотрим, как под покровом фабулы фильма «Летят журавли» живет и претерпевает свои взлеты и падения человек с киноаппаратом.

Вступительные кадры — лирическая манифестация внутренней свободы. Глубина пространства подчеркивается сначала строгой линией набережной, потом увиденной издали журавлиной стаей… Рассветающая тональность изображения: серый гранит набережной, рассеченный белизно...

 
 

О фильме «Летят журавли»

Знаменитый Сергей Урусевский сделал ручную камеру своим постоянным «фирменным знаком». Его камера проходила вместе с ним через густую толпу, имитируя субъективную точку зрения героини, а потом поднималась вверх, и героиня, появившись на мгновение в кадре, терялась среди людей. (Речь вдет о фильме «Летят журавли». По ходу съемки Урусевский всходил на операторский кран, под...

 
 

О фильме «Летят журавли»

Фильм «Летят журавли» […]. Современность его была прежде всего в содержании, что не все и не сразу поняли. Сила фильма о судьбах людей, через жизнь которых прошла война, поставив их перед нравственным выбором, состояла в том, что в ситуации выбора, осознания своего отношения к героям оказывались и зрители. Немаловажным для этого было органичное включение персонажей в...

 
 

О фильме «Неотправленное письмо»

[…] с нежностью я вспоминаю «Неотправленное письмо». Даже не «Журавлей». Мне кажется, они больше в традициях. А «Письмо» более поэтично, и там меньше разговоров. Что-то удалось сделать, но не довели мы ее до конца, не дотянули — это моя точка зрения. […]

По-разному можно преподносить жизнь на эк...

 
 

О фильме «Неотправленное письмо»

Мы постоянно были свидетелями того, как актеры наши, оказавшись в тайге, стали заметно преображаться физически, нравственно. Их поведение на съемочной площадке стало более раскованным, более открытым, а если попытаться это определить с точки зрения пластики, то можно сказать, что оно воспринималось нами более стереоскопично, что ли. Мы видели своих героев как бы с нескольких то...

 
 

О фильме «Неотправленное письмо»

[…] Урусевский — великолепный оператор, который умеет снимать картины по-разному, и если бы в сценарии, который поставил Калатозов, были бы созданы автором человеческие образы, эта же фотография Урусевского была бы великолепной; поверьте мне, что Урусевский умеет снимать и портреты, и пейзажи, но он умеет также и видеть мир в бесконечном разнообразии...

 
 

О фильме «Неотправленное письмо»

Так откуда же смутное чувство неудовлетворенности, которое примешано к ощущению силы этого фильма?

[…] Отбросим вообще бытовую интригу. Весь треугольник, первую треть ленты — с Сергеем, влюбленным в Таню и избивающим Андрея. Забудем их. Их нет.

Что осталось? Вернее: кто становится героем той очищенной ленты, которая мерещилась Калатозову и Урусевскому? Тан...

 
 

О фильме «Неотправленное письмо»

У нас в свое время говорили очень много о фильме Калатозова и Урусевского «Неотправленное письмо». Его обвиняли главным образом в схематичности и незавершенности характеров, в банальности «треугольника», в несовершенстве сюжетного построения, а на мой взгляд, беда фильма была не в этом. Беда была в том, что авторы — и в общ...

 
 

О фильме «Я — Куба»

Три четверти фильма снято ручной камерой. Со стационарной у меня ничего не получалось. Все было мертвое, монументально-статичное. А когда брал ручную камеру, ходил с ней, изображение чуть приближалось, чуть перекашивалось и становилось живым, трепетным. Я не мог обходиться без ручной камеры даже тогда, когда, казалось бы, можно снять и стационарной. Стационар фиксировал бы с...

 
 

О фильме «Я — Куба»

В фильме «Я — Куба» речь идет уже не о построении кинематографического пространства, а о возможности присутствия на экране мира в его реальной протяженности. Однако живая материя не может не сопротивляться такому кинематографическому захвату, тем самым создавая некую напряженность взаимодействия. Кажется, что Урусевский абсолютно свободен в своих решениях, насто...

 
 

О фильме «Я — Куба»

Когда смотришь картины, снятые Урусевским-оператором, всегда заметно, где ему было радостно снимать, а где скучно. Потому что радость творчества у него всегда связана с открытием. И там, где режиссер не стремится к художественному открытию, а довольствуется пересказом сценария, Урусевскому снимать неинтересно. Но, конечно, он превосходный профессионал, ему нетрудно сделать и крас...

 
 

О фильме «Я — Куба»

[…] другой раз видишь, что снято одним куском и тебе становится тошно, потому что у […] режиссера это превращается в самоцель. Ну, скажем, в фильме «Я — Куба», где покойный Урусевский снимал кадры чуть ли не из-под воды бассейна, в котором кто-то там купается на небоскребе, а потом садится на лифт, едет на площадку, где какие-то танц...

 
 

О фильме «Я — Куба»

После абсолютного успеха и триумфа «Журавлей» Урусевский, выступая как-то в Доме кино, сказал, что этот фильм в его великолепном изобразительном качестве мог родиться в содружестве с таким режиссером, как М. Калатозов, который сам был прекрасным оператором и превосходно понимал и видел изобразительную форму картины. Вслед за этим они снимают «Неотправленное письмо&ra...

 
 

О фильме «Бег иноходца»

«Прощай, Гульсары!» Айтматова — повесть. Но, по существу, это поэма. Потому что художник видит мир настолько образно, настолько необычны в его прозе метафоры, сравнения, гиперболы, что любой поэт может ему позавидовать. Айтматов может написать: «Смеялась под солнцем зеленеющая трава». Попробуйте передать это на экране буквально: трава не будет смеяться, земля не будет сме...

 
 

О фильме «Бег иноходца»

…Фильм Урусевского дает серьезную основу для размышления о творческом методе художника. О конкретном опыте его реализации. В образный гармонический строй картины временами врываются диссонансы. Урусевскому не всегда удается слить до конца или хотя бы умиротворить разные кинематографические стихии: слово — актерскую игру — изображение.

А ведь именно к такой слитности...

 
 

О фильме «Бег иноходца»

…Всеми цветами радуги искрится мир юного Гульсары. Во сне может привидеться такое: блестящим дождем брызг осыпаны земля и небо, в радужном венце снежные вершины — свидетели счастливых свиданий Гульсары с гнедой кобылицей. Красочные световые короны окаймили и предметы, на тысячи бликов и бличков раскололся свет, исчертил экран сеткой солнечных лучей, Закрыл звездным покрывалом.

Ирре...

 
 

О фильме «Пой песню, поэт»

[…] Я чрезвычайно признателен за честно высказанные мнения. Мнения противоположные, защищать фильм мне бессмысленно, потому что я все сказал на экране, и что бы я ни добавил сейчас, это уже не имеет никакого значения. Не скрою, что многое в выступлениях меня огорчило. Действительно, у каждого свой Есенин. Но если стать на эту точку зрения и попытаться ...

 
 

О фильме «Пой песню, поэт»

Процесс поиска был увлекателен и многообещающ. Увлекательным казался уже и сам замысел — проследить не житейскую, так сказать, а лирическую, литературную судьбу Есенина, создать не бытовой, а поэтический образ — тот, что встает перед нами в глубоко личных всегда есенинских строках. Ведь и сам поэт, как известно, писал, что «биографические сведения…- в мо...

 
 

О фильме «Пой песню, поэт»

Да, мы сразу узнавали его почерк и тогда, когда он работал в содружестве с режиссером М. Калатозовым, узнаем и теперь, когда он сам является постановщиком уже двух картин. Но что же так явственно отличает его […]? Уж не пристрастие ли к так называемому анаморфированному изображению, когда в кадре все предметы почему-то вдруг сжимаются по горизонта...

 
 

О фильме «Пой песню, поэт»

[…] их [сценаристов Г. Шпаликова и С. Урусевского] не интересовало то, что осталось за кромкой стихов Есенина. Они как бы убеждены, что ничего такого и не было, или оно, — то, что было, — не имеет специального интереса. Они занялись только стихами. Стихи звучат как диалоги персонажей, стихи взяты как ремарки и развернуты в пейзажные ил...

 
 

О фильме «Пой песню, поэт»

Это был красивый человек — красивый лицом и душой, тем, как он думал о людях, как видел мир, как показывал его в своих картинах. […]

Сергей Павлович работал с разными режиссерами, художниками ярких индивидуальностей — с Донским, Пудовкиным, Чухраем, Калатозовым, — но ни с одним из них он не терял своеобразия своего почерка, он&...

 
 

Фестивали и премии
1958МКФ в Каннах
Приз высшей технической комиссии Франции (1957  Летят журавли)
1958МКФ в Мехико
Диплом международного смотра (1957  Летят журавли)
1956КФ молодых кинематографистов к/с "Мосфильм"
Лучшая операторская работа (1956  Сорок первый)
1951Сталинская премия
I степени (1950  Кавалер Золотой Звезды)
1948Сталинская премия
I степени (1947  Сельская учительница)