Сообщить об ошибке
Николай Баталов
актер
 
Родился 7 декабря 1899 г. в Москве. В 1915 г. учился в Школе драматического искусства (с 1916 г. — Вторая студия МХТ).  В 1916-1924 гг. — актер Второй студии МХТ. С 1933 г. преподавал актерское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе.
Среди театральных работ:
"Зеленое кольцо" (1916), "Разбойники" (1923), "Младость" (1924), "Сказка об Иване-дураке"  (1928) — Вторая студия МХТ; "Царь Федор Иоаннович" (1924), "Пугачевщина" (1925), "Николай I и декабристы" (1926), "Женитьба Фигаро" (1927), "Бронепоезд 14-69" (1927), "Растратчики" (1928), "Унтиловск" (1928), "Блокада" (1929), "Вишневый сад" (1930), "Мертвые души" (1933) — МХАТ .
Заслуженный артист РСФСР (1933).
Умер 10 ноября 1937 г. в Москве.
Тексты
 

В 1915 году Николай Баталов поступил в Школу драматического искусства при Художественном театре. Вскоре школа закрылась, несколько лучших учеников, в том числе А. Зуеву, А. Тарасову, Е. Телешеву и Н. Баталова, весной 1916 года приняли в театр в качестве сотрудников. Осенью того же года Николай Петрович стал артистом Второй студии МХТ. Началась полноценная напряженная творческая жизнь. […]

В том же 1923 году о...

 
 

Итак, актер на производстве. Каково окружение актера? Актер должен быть первым, ведущим, важнейшим художественным звеном в кинопроизводстве.

Все для актера. Только через актера, через артистическую человеческую индивидуальность можно выразить все, что хочет режиссер, что хочет автор, что хочет художественный руководитель.

Только при исключительном творческом напряжении, при максимальной собранности своих мыслей и ощущений, при наивысшей сосредоточенности возможна ...

 
 

[…] Поражал творческий диапазон Баталова: ему были доступны и комедийные, и характерные, и трагические роли. […]

Его живой глаз, в котором вечно сидел бес, никогда не оставлял партнера в покое. […]

Баталов и в жизни покорял любого. Поражала его удивительная легкость в работе и в отношениях с окружающими. […]

Ему ничего не стоило увлечь собеседника рассказами об искусстве, зар...

 
 

[…] Творческое озорство — одно из отличительных качеств Николая Петровича Баталова. […] Это было озорство, исполненное внутреннего изящества. Оно давало выход силам души художника. Баталов всегда был легок и в восприятии и в отдаче. Он очень тонко чувствовал действующего рядом с ним партнера. И, чувствуя, отдавался его находкам и шел на те приманки, которые появлялись у партнера. […]

Баталовски...

 
 

Он всегда много читал и собирал весь материал по роли, который мог собрать, много записывал, а когда роль была сыграна, уничтожал свои записки. Но никакого священнодействия из своей роли не делал. Старался […] работать незаметно, не мешая никому из домашних. Иногда читал роль в слух. Думать о роли любил на природе, уезжая для этого куда-нибудь за город. […]

АНДРОВСКАЯ О. [Воспоминания] // Нико...

 
 

О фильме «Путевка в жизнь»

Призыв к обществу повернуться лицом к проблеме [беспризорности] становится метафорой, которую фильм блистательно разворачивает в целый игровой эпизод. «Лицо» как фигура речи оборачивается тут прекрасным и простым лицом Николая Баталова — воспитателя Сергеева.

И это лицо — улыбается.

По улыбке беспризорники узнают о своем непосредственном родстве с ...

 
 

О фильме «Третья Мещанская»

Работа над этой картиной [«Третья Мещанская»] началась с лета 1926 года, когда я получила телеграмму от А. М. Роома с предложением исполнить роль жены в фильме по сценарию Виктора Шкловского. Мужа должен был играть Н. Баталов, третью роль — В. Фогель. Сразу выехала из Ленинграда в Москву. Правда, меня немного пугало, что мой партнер Николай ...

 
 

О фильме «Мать»

Несмотря на раздробленность роли по эпизодам, он всегда сохранял естественность и, с какого бы момента сценария ни начинались съемки, сразу входил в образ. Он играл Павла Власова и в то же время выражал самого себя.

Баталов с полуслова понимал Пудовкина и превосходно выполнял все его задания. Их большому внутреннему контакту помогало то, что Пудовкин сам был п...

 
 

О фильме «Мать»

Исполнитель роли Павла [в фильме «Мать»], талантливый актер Баталов, определился сразу. Его внешние данные — крупные черты лица, толстые губы, широкие скулы, курчавые волосы — помогли актеру в лепке образа. Он создал характер исключительного обаяния, цельности и искренности, образ, который можно было любить за его юность, словно в нем отразилась юность русской революции. […]

...
 
 

Работы
Актер
1919Девьи горы
эпизод
1924Аэлита
Гусев, красноармеец
1926Мать
Павел Власов
1927Жена
товарищ Антон
1927Земля в плену
земляк Марии
1927Третья Мещанская
Николай Баталов
1931Путевка в жизнь
Николай Сергеев
1932Горизонт
Лева Горизонт
1934Пастух и царь
Иван
1935Сокровища погибшего корабля
Панов
1935Три товарища
Лацис