Сообщить об ошибке
Федор Шаляпин
певец, актер
 
Родился 1 февраля 1873 г. в Казани. В 1893 г. приехал в Москву. С 1894 г. пел на сцене сада Аркадия и в Панаевском театре, в труппе Зазулина в Петербурге. В 1895 г. дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 г. — в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве.
Исполнитель главных партий в операх:
"Фауст", "Пиковая дама", "Севильский цирюльник", "Руслан и Людмила", "Русалка", "Князь Игорь", "Жизнь за Царя", "Лакме", "Псковитянка", "Хованщина", "Садко", "Юдифь", "Борис Годунов", "Алеко", "Дон Карлос", "Демон", "Дон-Жуан".
Автор мемуаров "Страницы из моей жизни" (1917), "Маска и душа" (1932).
В 1922 г.уехал из СССР.
Умер 12 апреля 1938 г. в Париже.
Тексты
 

С приходом Шаляпина в кинематограф деятели кино связывали очень большие надежды. В силу целого ряда причин первый фильм Шаляпина не оправдал этих надежд. Объясняется это в первую очередь тем, что Шаляпин видел в кинематографе прежде всего возможность запечатлеть на экране игру выдающихся артистов, но не зрелище, имеющее самостоятельную ценность.

В интервью,...

 
 

16-е октября является началом новой эры в немом царстве победоносного Кино: в этот день венчался на киноцарство Ф. И. Шаляпин.

Рампа и жизнь. 1915. № 43.

...
 
 

16-го октября в присутствии представителей прессы, многих артистов и самого Ф. И. Шаляпина состоялся закрытый просмотр картины "Дочь Пскова", в которой роль Царя Ивана играет знаменитый артист. Шаляпин — на экране! Это, по нашему мнению, первое большое торжество кинематографии. Кинематограф, признанный мировым гением, кинематограф, включивший в свой репертуар картину с участием Шаляпина! Это ли не праздник русской кинематографии...

 
 

Выступая в кинематографе, Ф. И. Шаляпин глубоко обдумал и оригинально обставил лишь материальную сторону своего выступления, а к художественной отнесся с непростительным легкомыслием. […]

Ф. И. Шаляпин принес с собою на экран все условности оперной сцены. Там они диктуются артисту музыкою и скрадываются в своей неестественности пением. Здесь же, на экране о...

 
 

Примечательное выступление на экране гениального, непревзойденного артиста, бесспорно признанного всем культурным миром Ф. И. Шаляпина.

Лично для Шаляпина кинематограф, вероятно, давно уже является великим соблазном.

Восторги, расточаемые во всех концах мира пластичности его тела и жес...

 
 

Весь интерес картины “Дочь Пскова” безусловно сосредоточивался на выступлении в главной роли Ф. Шаляпина. Величайший оперный актер слишком поверил в свою художественную непогрешимость, и это привело к тому, что “Дочь Пскова” оказалась одной из явно слабых страниц русской кинематографии. Весь фильм был выдержан в строго “оперном” стиле. Грим Шаляпина, великолепный для рампы, казался на экране грязной маской, жесты — величественные со сцены, в кино по...

 
 

Снималась сцена: Иван Грозный сидит у шатра в глубоком раздумье, на ладони он держит птенца. Смысл сцены такой: вот ты, птичка, взмахнешь крылами и улетишь в поднебесье, а я прикован цепями к царскому престолу. Шаляпин с большим лиризмом вел эту сцену, у него даже слезы на глазах заблестели. Иванов-Гай, видимо, желая покрасоваться перед артистами, сказал: "Федор Иванович, сцена должна длиться двадцать семь метров, а у нас вышло...

 
 

Он всегда приезжал на съемку в точно назначенное время. Гримировал его знаменитый гример Шаргалин, добившийся поразительного портретного сходства с Иваном IV. Могучая фигура Федора Ивановича Шаляпина, облаченная в царские одежды, пальцы, унизанные перстнями, сжимающие посох, гордо взметенные брови над всевидящими пронзительными глазами производили впечатление незабываемое.

Он всегда приезжал на съемку в точно назначенное время. Гримировал его знаменитый гример Шаргалин, добившийся поразительного портретного сходства с Иваном IV. Могучая фигура Федора Ивановича Шаляпина, облаченная в царские одежды, пальцы, унизанные перстнями, сжимающие посох, гордо взметенные брови над всевидящими пронзительными глазами производили впечатление незабываемое.

Он всегда приезжал на съемку в точно назначенное время. Гримировал его знаменитый гример Шаргалин, добившийся поразительного портретного сходства с Иваном IV. Могучая фигура Федора Ивановича Шаляпина, облаченная в царские одежды, пальцы, унизанные перстнями, сжимающие посох, гордо взметенные брови над всевидящими пронзительными глазами производили впечатление незабываемое.

В кино Шаляпин старался с еще большей силой вскрыть духовный мир великого царя, его непреклонную железную волю, его могучий темперамент и страстность. Партнеры, которые играли вместе с Шаляпиным в кинокартине "Псковитянка", чувствовали себя серьезно и неуверенно. Это раздражало Федора Ивановича, и часто на репетициях перед съемкой он сам старался добиться от них сыгранности, нужного результата. […]

"Псковитянку" Шаляпин совершенно справедливо считал одной из своих удач, именно в плане мимическом.

Съемка была произведена под диктовку великого певца, который стремился сохранить полностью свою свободу в привычной, выработанной упорным трудом роли. Казалось, съемочному аппарату остается лишь точно зафиксировать мимическую игру артиста так, как это делает граммофонная пластинка, записывая пение. Аппарат именно это и сделал, но результат оказался совершенно неожиданным.

При просмотре на экране, вместо грандиозного по силе образа Ивана Грозного, созданного Шаляпиным на сцене, появился человек с грубо выпачканным черной и белой краской лицом. Мимика оказалась рядом свирепым гримас, жесты — диким размахиванием руками и ногами. Вся работа глубокого, умного и вдохновенного артиста оказалась как будто бы издевательски изуродованной кривым зеркалом.

Ошибка произошла только вследствие незнания особых условностей кинозрелища, резко отличных от зрелища театрального.

ПУДОВКИН В. Предисловие // АЛЕЙНИКОВ М. Пути советского кино и МХАТ. М., 1947.

 
 

Лично я ничего против кинематографа не имею. Нельзя отрицать того, что в настоящее время многие предприниматели злоупотребляют экраном кинематографа. При серьезном отношении к делу кинематографии можно использовать экран и для остальных задач театра и искусства. Что стоит дать провинции, хотя бы на экране, увидеть лучших представителей нашей сцены?

ШАЛЯПИН Ф. [О кинематографе] // Театральная газета. 1914. № 1.

...
 
 

Признаться, я никогда так не уставал духовно в опере, как теперь, играя Грозного для кинематографа.

Я, в данном случае, как новичок, был в исключительно благоприятных условиях. Мне было все время съемки приятно работать, так как компания подобралась более чем хорошая.

Повторяю, первый ...

 
 

Работы
Вокал
1932Дон Кихот
Актер
1915Царь Иван Васильевич Грозный ("Дочь Пскова", "Псковитянка")"
Иван Грозный
1932Дон Кихот