Сообщить об ошибке
Лариса Шепитько
режиссер

Родилась 6 января 1938 г. в Артемовске Украинской ССР. В 1963 г. окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. Довженко, М. Чиаурели). С 1961 г. — режиссер к/с "Киргизфильм", с 1964 г. — к/с "Мосфильм".
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974).
Погибла 2 июля 1979 г. в автомобильной катастрофе.

Тексты
 

...Все чаще слышится с экрана звенящая нота, страстное «кредо» художников. В одинаковых обстоятельствах, в одних и тех же условиях жесточайшего испытания по-разному проявляют себя Сотников и Рыбак — персонажи фильма «Восхождение» Ларисы Шепитько по Василю Быкову. Сотников избирает смерть, оставшись верным воинской присяге и собственной совести. Рыбак продался оккупантам. Высокая смерть честного человека и позорная духовная смерть Иуды-предателя противопоставлены с резкостью и назидательностью...

 
 

Но одна лента из этого ряда оказалась великой. Военный кинематограф 60-х находился в состоянии постоянного поиска, задавал бесконечные вопросы, этот же фильм — давал ответ. Поставила его Лариса Шепитько, и назывался он «Крылья». Это история бывшей летчицы, душа которой так и осталась там, на войне. Современная реальность, в которой героиня живет с прежними, прямолинейными установками, не принимает ее. И непонятно вроде, в чем дело. Ведь Надежда Петрухина — хороший, достойный, честный челов...

 
 

О ее дипломном фильме «Зной», снятом в Киргизии, на заседании республиканского ЦК говорили как о страшнейшей идеологической диверсии. Следующая картина — «Крылья» — с горькими и неутешительными размышлениями о драматичной судьбе поколения фронтовиков в послевоенные годы, с трудом пробилась на экран, вызвав острейшие дискуссии и в кинематографической среде, и среди зрителей. «Экранизация» рассказа Андрея Платонова «Родина электричества» вообще угодила на полку. Негатив фильма было приказано от...

 
 

Шепитько удалось снять фильмы, я имею в виду и «Крылья» и «Восхождение» по повести Василя Быкова, очень честные фильмы про войну…

Героиня Булгаковой выдерживает вторую битву уже после войны — битву с отчаянием. Здесь, Шепитько кстати, как и в «Восхождении», опирается на вполне христианскую мысль. Христианская мысль права, когда говорит, что, если человек не отчаялся, то и погибая, может спастись. Если человек отчается — он умрет еще при жизни.

Шепитько любила снимать про экстремал...

 
 

Элем Климов о фильмах Ларисы Шепитько

В творчестве Ларисы был фильм «Крылья». Война там присутствует в воспоминаниях, фрагментарно, но, по сути, населяет всё пространство картины. С войной у героини связаны самые горькие и самые яркие минуты её судьбы. Борьба, любовь и полёт.

Другое дело – «Восхождение». Тут война обступает со всех сторон, от неё некуда деться. Война здесь – ужас и главное испытание. Я считаю «Восхождение» одним из шедевров мирового кино.

П...

 
 

Последнее интервью. 1979 год.

«Повесть Василя Быкова «Сотников» я прочитала тогда, в том новом своем состоянии. Это, говорила я себе, вещь обо мне, о моих представлениях, что есть жизнь, что есть смерть, что есть бессмертие. Заявить о своей потребности, о праве каждого отдельного человека отстаивать уникальность, единственность, неповторимость и бессмертность своей судьбы — вот к чему я стремилась. И выйдя на этот уровень размышлений, я уже никогда не смогу вернуться в ...

 
 

...Вся происходившая в дальнейшем на моих глазах работа с актерами у Ларисы начиналась именно с мгновенных встреч. Приходил актер, заходил к Ларисе, посидел, поговорил, вышел и уже по его виду понимаешь: произошло, не произошло. Эти встречи и для Ларисы определяли главное: да — нет. Естественно, что «да» влекло за собой много встреч, разговоров, репетиций, обрастание костяка мясом, кожей. Иногда этот путь бывал очень и очень негладким, иногда и не приводящим к положительным результатам.

...
 
 

Юрий Визбор о Ларисе Шепитько

Мы работали для Ларисы, конкретно, персонально для нее. В ней была вера, вот в чем дело.

Я встречал режиссеров, которые безоговорочно верили в себя, но это, в общем-то, шло от глупости, от понимания кинематографа как ремесла, а не искусства, от понимания себя как некоего начальника и т.п. В Ларисе была настоящая вера, вера в дело, в искусство, в нас в конце концов. Вера в доброту и необходимость нашей работы, и она, эта вера, была аб...

 
 

Работы
Режиссер
1963Зной
1966Крылья
1967Начало неведомого века (к/а)
в новелле \"Родина электричества\"
1967Родина электричества (в к/а Начало неведомого века)
1969В тринадцатом часу ночи
1971Ты и я
1976Восхождение
Сценарист
1963Зной
автор сценария совм. с И. Ольшанским, И. Поволоцкой, С. Лунгиным, И. Нусиновым
1967Начало неведомого века (к/а)
в новелле \"Родина электричества\"
1967Родина электричества (в к/а Начало неведомого века)
автор сценария
1971Ты и я
автор сценария совм. с Г. Шпаликовым
1976Восхождение
автор сценария совм. с Ю. Клепиковым
1982Прощание
автор сценария совм. с Р. Тюриным, Г. Климовым
Актер
1959Таврия
1960Обыкновенная история
1970Спорт, спорт, спорт
Персонаж
1981Лариса


Фестивали и премии
1990МКФ в Берлине
Участие в Программе «Retrospective» (1976  Восхождение)
1988МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1967  Начало неведомого века (к/а))
1979Государственная премия СССР
«За фильмы последних лет» (посмертно) (1976  Восхождение)
1977"Фестиваль Свободы" в Сопоте
Приз «Статуя Свободы» (1976  Восхождение)
1977ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Главная премия и Приз Союза кинематографистов (1976  Восхождение)
1977МКФ в Берлине
Гран-при «Золотой медведь» (1976  Восхождение)
1977МКФ в Берлине
Приз FIPRESCI (1976  Восхождение)
1977МКФ в Берлине
Премия OSIC Международного католического киноцентра (1976  Восхождение)
1972МКФ в Венеции
Серебряный приз программы «Венеция — молодежь» (1971  Ты и я)
1965МКФ стран Азии и Африки во Франкфурте-на-Майне
Диплом жюри (1963  Зной)
1964ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Премия за режиссуру (1963  Зной)
1964МКФ в Карловых Варах
Большая премия симпозиума молодых кинематографистов (1963  Зной)
1963Смотр-конкурс кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана
Приз (1963  Зной)