Сообщить об ошибке
Эдуард Тиссэ
оператор, педагог

Родился 13 апреля 1897 г. Учился в частной студии живописи и фотографии в Лиепае. С 1914 г. — оператор кинохроники, в 1916-1918 гг. — военный кинооператор Скобелевского кинокомитета. В 1919-1923 гг. снимал важнейшие события в Москве и на фронтах Гражданской войны (Урал, Сибирь, Крым) как оператор Всероссийского кинофотоотдела, затем Кинокомитета и Госкино, а также снимал и монтировал документальные и научно-популярные фильмы. В 1924 г. встретился с С. Эйзенштейном на фильме "Стачка", в дальнейшем был оператором всех его фильмов. Снимал также с Г. Александровым и другими режиссерами. В 1931-1932 гг. вместе с Эйзенштейном и Александровым был за рубежом в связи с изучением техники звукового кино и съемками фильма "Да здравствует Мексика!". С 1921 г. преподавал операторское мастерство в Госкиношколе (ныне — ВГИК), с 1943 г. — профессор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Орден Трудового Красного Знамени (1939).
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947).
Умер 18 ноября 1961

Тексты
 

О фильме «Стачка»

Первым ярким проявлением операторского таланта Тиссэ была картина «Стачка». В ней замечателен ряд кадров — как по своей композиции, так и в особенности некоторые кадры по своим приемам.

По композиции можно указать ряд кадров в первой части картины, где дана рабочая молодежь на заводе. Это кадры и детали съемок наверху у машин, съемки частей машин в движении и остановке, таинственное оставление в разных местах молодыми рабочими воззваний, призыва...

 
 

О фильме «Стачка»

[…] «Стачка» была в свое время прейскурантом кинематографических приемов и в области операторского искусства она была тем же прейскурантом операторской техники. Это была эффектная демонстрация художественных возможностей киноаппарата. […] Временами демонстрация эта поднималась до искусства большого значения, искусства еще невиданного в ту пору.

ИЕЗУИТОВ Н. [Выступление на творческом вечере Э. Тиссэ. 1940 г.] // КЗ. 1996—1997. № 32...

 
 

О фильме «Броненосец „Потемкин“»

Поиски средств реалистической передачи подлинной жизни и фактуры материала, полный уход от плоскостных однопланных построений композиции к большой развернутой перспективе кадра — вот те устремления, с которыми мы пришли к «Броненосцу „Потемкин“».

Моя основная задача заключалась в том, чтобы организовать и подчинить все изобразительные средства одной задаче — выражению идеи и сущности героического восстания 1905 года. Здесь впервые...

 
 

О фильме "Броненосец “Потемкин”"

Рожденное музыкой изображение неминуемо стремится звучать.

Интересно, что наиболее "звучащими" примерами пейзажа оказываются пейзажи, связанные с туманами. [...]

Да и сами "туманы" "Потемкина" [...].

Это наиболее наглядный и доступный случай, ибо эффекту пластической передачи звучания здесь сильно способствует еще одна пластически уловленная особенность звука — размытость очертаний отдельных элементов изображения: ...

 
 

О фильме «Броненосец „Потемкин“»

Что касается работы оператора Тиссэ, то, конечно, она превосходна во всей натурной части, составляющей 9/8 ленты.

Знаменитый рассвет создан, конечно, классически, превосходно, но, может быть, слишком красив, недостаточно локализирован для этой картины.

Громадным достоинством съемки картины является необыкновенная логичность операторских приемов. Правильно, смысловым образом, оправда...

 
 

О фильме «Броненосец „Потемкин“„

Позволю себе […] в заключение опубликовать выдержки из письма тов. Эдуарду Тиссэ одного видного работника германской кинематографии:

“То, что вы сделали, ставит русскую кинотехнику наравне с европейской, а по тонкости чувства и художественному чутью превосходит ее».

АСИЛОВ Ст. // Кино-фронт. 1926. № 4.

...
 
 

О фильме «Броненосец „Потемкин“»

Если в «Стачке» центр тяжести достижений съемки лежит в условно символическом изображении сцен при помощи двойной экспозиции, то в «Броненосце „Потемкине“» кульминацию достижений съемки нужно искать в композиции кадров.

Таких кадров, показывающих необычайную художественную чуткость и композиционное мастерство Э. К. Тиссэ, великое множество в картине. И в сценах на корабле, и в эпизодах массовок, и еще и еще. Эти кадры каждого эпиз...

 
 

О фильме «Октябрь»

В фильме «Октябрь» было сделано еще много нового в смысле операторского мастерства… По размаху, по композиции — это было невиданное тогда в киноискусстве зрелище. Пожалуй, изобразительная культура была выше в этом фильме, чем его идейная сторона.

ИЕЗУИТОВ Н. [Выступление на творческом вечера Э. Тиссэ. 1940 г.] // КЗ. 1996—1997. №...

 
 

О фильме «Октябрь»

Центром действия и объединением многообразия киномотивов повествования был, разумеется, Смольный, организационный центр восстания. Постановщик избрал ночной вариант его фасада, что давало возможность показать свет, прорывавшийся из его бесчисленных окон, сквозь окружающую тьму октябрьского ненастья. Поэтому фасад этот был черным на черном фоне и определил собой тональность всей картины: она выдержана в глубоких черны...

 
 

О фильме «Старое и новое» («Генеральная линия»)

Задача «Генеральной линии» показать широкие масштабы строительства сельского хозяйства по всему Союзу ССР.

«Генеральная линия» охватывает разнообразный материал, широкий круг видов сельского хозяйства, грандиознейшие пространства, наряду с существенными мелочами.

В съемках проводится экономия во времени и максимальное использование съемочного дня. Отсюда исключительная сложность работы над фильмой. Достаточн...

 
 

О фильме «Старое и новое» («Генеральная линия»)

В «Старом и новом» Тиссэ поставил себе задачей доказать фотогеничность деревенского материала. И он с этой задачей великолепно справился.

ИЕЗУИТОВ Н. [Выступление на творческом вечера Э. Тиссэ. 1940 г.] // КЗ. 1996—1997. № 32.

...
 
 

О фильме «Старое и новое» («Генеральная линия»)

Скрещенные лучи прожекторов с обеих сторон рисовали световую кайму на фигурах, предметах, архитектурных рельефах. В освещенных таким образом кадрах была экспрессия, сочетались динамика и живописность.

Этот способ освещения дал весьма интересные образцы. Оператор Э. Тиссэ построил все свои работы со светом в павильоне и на натуре, пользуясь эффек...

 
 

О фильме «Старое и новое» («Генеральная линия»)

Фильм бесконечно богат смелыми находками и решениями, раздвигающими возможности киноискусства. Если, скажем, замечательный по своей атмосфере эпизод «запоздалая жатва» явился развитием принципов «тонального монтажа», найденных в «Потемкине», и примером того, что Эйзенштейн назовет «неравнодушной природой», то эксперименты режиссера и оператора над созданием глубинных композиций кадра предвосхитили то, что было достигнуто ми...

 
 

О фильме «Да здравствует Мексика!»

[Фильм] «Да здравствует Мексика!», о котором журнал «Америкен синематографер» в 1933 году писал: «Это подлинный триумф оператора Тиссэ, совершенный образец художественной фотографии, предельно реалистической и выразительной». А профессор А. Шорин отметил: «Если бы все фильмы снимались так, как снята картина „Да здравствует Мексик...

 
 

О фильме «Да здравствует Мексика!»

В этой новелле [«Магей»] содержится потрясающий эпизод расправы над пленными пеонами: полузарытых в землю, их топчут разгоряченными лошадьми. Крайняя жестокость этой сцены искупается и поднимается до высот пафоса изумительной красотой композиций кадров. В финале невеста, склонившаяся над головой своего убитого жениха, напоминает лучшие живописные композиции Ренессанса.

О фильме «Да здравствует Мексика!»

В этой новелле [«Магей»] содержится потрясающий эпизод расправы над пленными пеонами: полузарытых в землю, их топчут разгоряченными лошадьми. Крайняя жестокость этой сцены искупается и поднимается до высот пафоса изумительной красотой композиций кадров. В финале невеста, склонившаяся над головой своего убитого жениха, напоминает лучшие живописные композиции Ренессанса.

О фильме «Да здравствует Мексика!»

В этой новелле [«Магей»] содержится потрясающий эпизод расправы над пленными пеонами: полузарытых в землю, их топчут разгоряченными лошадьми. Крайняя жестокость этой сцены искупается и поднимается до высот пафоса изумительной красотой композиций кадров. В финале невеста, склонившаяся над головой своего убитого жениха, напоминает лучшие живописные композиции Ренессанса.

ЮРЕНЕВ Р. Сергей Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод. М., 1988.

 
 

О фильме «Бежин луг»

Я лично, просмотревши сотни картин, не видал ничего более возвышенного и выделяющегося, более выразительного, чем операторское искусство в «Бежином луге». Поэма цветущих садов, пейзажей, русских равнин, трактора, выезжающего ночью или в предутренние часы на работу — это было сделано изумительно совершенно, как может быть совершенно операторское искусство.

ИЕЗУИТОВ Н.&nbs...

 
 

О фильме «Бежин луг»

Свой стиль съемки они [Эйзенштейн и Тиссэ] довели до виртуозного мастерства в мексиканском фильме, построенном как кинофреска. Затем был «Бежин луг», судя по сохранившимся срезкам, вершина всего творчества Тиссэ.

БУТОВСКИЙ Я. Андрей Москвин, кинооператор. СПб., 2000.

...
 
 

О фильме «Александр Невский»

Еще до начала постановки фильма «Александр Невский» нами — режиссерами-постановщиками и операторами была проделана большая и сложная предварительная работа по изучению исторического материала, которая предопределила и стиль картины и метод работы. […]

В изобразительной гамме картины мы поставили перед собой задачу; дать синтез — сочетание живописной ...

 
 

О фильме «Александр Невский»

Наличие в большинстве кадров, которые мы на протяжении немалого количества лет производим совместно с Эдуардом Тиссэ на экране, именно пластического подтекста, я думаю, и есть наиболее характерное в области зрительной стороны нашей работы.

Композиция для нас нигде и никогда не служит самоцелью, а всегда старается (с большим или меньшим успехом!) служить тому,...

 
 

О фильме «Александр Невский»

Огромное напряжение создали авторы фильма в эпизодах, показывающих русских бойцов перед битвой.

Именно в этих кадрах особенно ярко показал себя Эдуард Тиссэ. Он нашел исключительно удачные моменты для того, чтобы запечатлеть на пленке сумрачность небосклона, зловещие облака и тучи, бескрайние дали, пейзажи, вводящие зрителя в атмосферу «Ледового побоища».

[…] Мастерство операторского искусства [в сценах побоища] достигло огром...

 
 

О фильме «Александр Невский»

Он на один год старше меня по возрасту. И на десять лет дольше меня работает в кино. Он стоял у аппарата еще тогда, когда я и не думал о работе в кинематографии. […]

Сперва война, а затем революция окончательно определяют его поприще лучшего советского кинооператора. Его биографию они закрепили. Мою биографию революция и фронт гражданской войны пере...

 
 

О фильме «Встреча на Эльбе»

Фильм снимал мой старый боевой товарищ Эдуард Тиссэ — оператор, видевший остро, масштабно. Тиссэ был одним из немногих кинооператоров, для которых слова «ясность», «простота», «народность», «правда» не были только звуком. Они соответствовали его миропониманию, умению вглядываться в жизнь и рассматривать свое искусство с позиций высокой ответственности перед людьми, перед обществом и государством.

Он отвергал случайные, немотивированные...

 
 

О фильме «Встреча на Эльбе»

Начинается фильм с кадра обрушивающейся стены. Этот кадр открывает перед нами весь фильм. Далее идет монтаж чрезвычайно богатых, динамических, очень интересно композиционно построенных массовых сцен. Это весь комплекс сцен у реки Эльбы. Фотографически они сделаны безукоризненно.

Объемность, пластичность всех фигур и всего предметного материала кадров — это именно то, что всегда характеризов...

 
 

О фильме «Композитор Глинка»

В фильме о великом русском композиторе Михаиле Ивановиче Глинке мы ставили своей главной задачей добиться органического сочетания музыки и изображения.

Изображение и музыка должны были стать одним из главных средств эмоционального воздействия, создающим настроение сцены, эпизода и т. д.

Темп действия в картине подчинялся музыкальному ритму. Каждой мелодии, каждой музыкальной тем...

 
 

О фильме «Композитор Глинка»

Тиссэ великолепно справился с цветом. Дело это было новое. Тиссэ снимал свой первый цветной фильм вместе с художником Алексеем Уткиным и создал очень интересный стиль цветного фильма. Поскольку время действия — 30-е годы XIX века, то все кадры имеют живописный оттенок той эпохи.

АЛЕКСАНДРОВ Г. Эпоха и кино. М., 1976.

...
 
 

Я начал свою работу в 1914 году, в студии живописи и фото профессора Гренцинга, который приобрел киносъемочный аппарат. […] Аппарат системы «Патэ» был им куплен для того, чтобы приспособить одного из своих учеников к этой новой профессии, и на мою долю выпал этот жребий Я начал снимать. Я снимал, печатал и монтировал. […]

Моя первая настоящая съемка военной хроники была сделана в исторический ден...

 
 

Моя первая совместная работа с С. М. Эйзенштейном по картине «Стачка» дала возможность практически проверить те новые установки, которые родились под большим влиянием хроники.

Работа над «Стачкой» была для меня периодом первых творческих исканий. Композиции, которые мы создавали в «Стачке», преимущественно строились конструктивно, причем преобладали элементы плакатности. Рабочий у махового колеса, крупные планы...

 
 

Работы
Режиссер
1930Москва — Кара-кум — Москва
совм. с Р. Карменом, М. Гоморовым
1956Бессмертный гарнизон
совм. с З. Аграненко
Оператор
1918Сигнал
совм. с И. Дорэдом
1920На мужицкой земле
1920Так быть не должно
1921Голод... голод... голод
1921Серп и молот
1924Кремль в прошлом и настоящем
1924Старец Василий Грязнов
1924Стачка
совм. с В. Хватовым
1924Теплая компания
совм. с А. Рылло
1925Броненосец „Потемкин“
1925Еврейское счастье
совм. с В. Хватовым, И. Струковым
1925Золотой запас
1925Лицом к селу
совм. с П. Новицким
1925Медвежья свадьба
оператор пролога
1928Октябрь
1929Старое и новое
совм. с В. Поповым
1930Горе и радость женщины
1930Москва — Кара-кум — Москва
совм. с Р. Карменом
1931Землетрясение в Оахаке
1931Сентиментальный романс
1932Да здравствует Мексика!
1935Аэроград
совм. с М. Гиндиным, Н. Смирновым
1937Бежин луг
1937Страна Советов
1938Александр Невский
1940Бессарабия
1945Иван Грозный. 1-я серия
оператор натурных съемок
1946В горах Югославии
1946Иван Грозный. 2-я серия
оператор натурных съемок
1946Иван Грозный. 3-я серия
оператор натурных съемок
1948Возвращение с победой
1949Владимир Ильич Ленин
1949Встреча на Эльбе
1952Композитор Глинка
1953Серебристая пыль
1956Бессмертный гарнизон
Актер
1928Октябрь
немец


Фестивали и премии
1956МКФ в Венеции
Почетный диплом (1956  Бессмертный гарнизон)
1950Сталинская премия
I степени (1949  Встреча на Эльбе)
1949Сталинская премия
(1949  Владимир Ильич Ленин)
1946МКФ в Локарно
Приз за лучшую операторскую работу (1945  Иван Грозный. 1-я серия)
1946Сталинская премия
I степени (1945  Иван Грозный. 1-я серия)