Сообщить об ошибке
Абрам Роом
режиссер
 
Родился 28 июня 1894 г. в Вильно. В 1914-1917 гг. учился в Петроградском психо-неврологическом институте, в 1917-1922 гг. — на медицинском факультете Саратовского университета. С 1917 г. работал в Саратове в отделе искусств, преподавателем и ректором Высших мастерских театрального искусства. С 1923 г. — режиссер Театра революции в Москве, режиссер и педагог Высшей педагогической школы ВЦИК в Кремле. С 1924 г. — режиссер к/с "Госкино", "Совкино", "Союзкино". С 1936 г. — режиссер к/с "Мосфильм". В 1925-1934 гг. — педагог ВГИКа, доцент.
Народный артист РСФСР (1965).
Умер 26 июля 1976 г. в Москве.
Тексты
 

[…] Абрам Роом вступил в АРК в 1924 году: был активнейшим членом ее правления; членом редколлегии журнала «Кинофронт»; ответственным за знаменитые арковские четверги, когда на просмотр и обсуждение нового фильма собиралась чуть не вся творческая Москва, когда спорили, бесстрашно критиковали, откровенно восторгались, нападали и защищали. […]

В творчестве Абрама Рома зритель изначально занимал особое место. В шут...

 
 

О фильме «Бухта смерти»

Режиссер Роом, напоминающий всегда почему-то своей бородой, мягкими сапогами и кожаной безрукавкой капитана, вылезшего, пофыркивая, из страниц Стивенсона, на славу оснастил картину. Три момента, три приема ярко запоминаются из его в целом четкой работы. Первое — хитрая, расчетливая игра деталями, вещами и отраженным, не прямым действием.

В ударных местах он прикрывает от ва...

 
 

О фильме «Третья Мещанская»

Кино показало нам, то, чего до сих пор не могло показать ни литература, ни живопись. Тема этой необычайной картины [«Третья Мещанская»] настолько правдива и ежедневна, что иногда даже требуется немного лжи для того, чтобы мы поверили этой чересчур будничной правде. В фильме отсутствуют высокие жесты и высокие слова о женском равноправии, но каждый горшок в ней г...

 
 

О фильме «Третья Мещанская»

Роом в Москве снимал ленту по моему сценарию «Третья Мещанская». Это было довольно сложное время для кинематографии, когда в силу ряда обстоятельств в кинематографии совсем не было денег, и нам нужно было прежде всего написать сценарий, постановка которого стоила бы минимально. Лента «Третья Мещанская» основана на минимальных аттракционах, на использовании городско...

 
 

О фильме «Третья Мещанская»

«Третья Мещанская» — произведение, бесспорно, выдающееся по своим художественным качествам (режиссура, игра актеров, операторское мастерство и др.) и по справедливости входит в золотой фонд мирового кино. Но главным секретом его (и предметом анализа на данных страницах) является многослойность, еще не вполне разведанная глубина при видимой простоте и даже элеме...

 
 

О фильме «Привидение, которое не возвращется»

[…] Была снята картина по новелле Анри Барбюса «Привидение, которое не возвращается». Каторжник, осужденный на много лет, по закону лживой буржуазной гуманности, получает отпуск из тюрьмы домой на два дня. Роль преступника играл Б. Фердинандов. Издали каторжника сопровождал сыщик — Максим Штраух. Оба они были отделены друг от друга на ...

 
 

О фильме «Манометр»

[…] Даже первые кадры фильма… не ставят достаточно остро проблемы синтетической связи зрительных и звуковых образов. Слышим: заводские гудки, вой. Видим: свисток заводской трубы, ветер… Полнейшая аналогия. Иллюстрация. Только один-другой кадр прерывается сквозь эти иллюстративные решетки. […]

[…] по части переходов, по части нюансов от одного куска к другому сделано оче...

 
 

О фильме «Манометр»

[…] еще перед началом работы установили и твердо оговорили, что этот первый фильм [первый звуковой — ред.] будем делать как экспериментальный, как пробу сил.

[…] озвучание всего материала было построено не на одном каком-нибудь определенном принципе, а на использовании различных возможностей и разнообразного подхода к звуковому оформлению. Такая установка категорически дикто...

 
 

О фильме «Строгий юноша»

Пожалуй, однако, ни один сценарий 30-х гг. не вызвал столь оживленных дискуссий, столь ожесточенных словесных — и не только словесных — баталий, как «Строгий юноша» Ю. Олеши. […]

Но А. Роома не остановили предостережения доброжелателей: и недоброжелателей, выступавших в прессе с анонимными «предупредительными сигналами». ...

 
 

О фильме «Строгий юноша»

[…] Не вышла в свет по случайным причинам картина, снятая по сценарию Юрия Олеши «Строгий юноша». Сценарий напечатан. Может быть, картина была создана слишком рано — когда еще не назрел вопрос. В схеме сюжет таков: молодой юноша увлечен женщиной, которая замужем за большим ученым. Женщина еще не любит его, но она должна его полюбить. Это видно из их в...

 
 

О фильме «Строгий юноша»

Один из своеобразнейших фильмов советского кино 30-х годов и лучших в творчестве режиссера А. М. Роома. […]

Еще до публикации сценария журналом «Новый мир» он стал объектом активного обсуждения кинематографической общественностью Киева и Москвы. 24.07.34 дискуссия состоялась в московском Доме кино, а еще раньше — в московском Доме советског...

 
 

О фильме «Нашествие»

Пространство жизни освободилось на время от идеологии, а вместо нее не существовало ничего — голое, выжженное поле. Необходимо было осознавать себя в своей отдельности от массы, но никто этого не умел делать. В военных фильмах люди жмутся друг к другу, существуют коллективно, но коллектив отныне не спасает, а лишь проявляет трансцендентный ужас происходящего ...

 
 

О фильме «Гранатовый браслет»

[…] нужно сказать об одной из поздних картин Абрама Матвеевича — о «Гранатовом браслете» по Куприну.

Я видел ее в ялтинском Доме творчества. В маленький кинозал дома пришло много посторонних. Рядом со мной сидела незнакомая женщина и человек, которого я знал в лицо,- шофер такси. Оба плакали. Таксист по окончании сеанса сказал мне:

 
 

У Абрама Роома много картин, но режиссер не сделал всего того, что он мог сделать. Он всегда недоволен собой, хотел переделать себя. Он себя не только отрицает, но иногда отрекается от себя, от того, что было сделано, даже от такой картины, как «Привидение, которое не возвращается». Мы не всегда понимаем, что хоть часто сделанное не до конца верно, но оно вошло в верное.

Попытка, которая не...

 
 

Снимался фильм как «Доктор Голубев», а на экраны вышел под названием «Сердце бьется вновь». Доктора Голубева играл молодой Слава Тихонов. […] Моя роль состояла в том, чтобы с неослабевающим драматизмом, в течение всей картины, считать вслух биение пульса, количество секунд, минут — страдать и крепиться. Вокруг снимались знаменитые артисты, которых я в детстве видела на экране. […]

Снимал этот ...

 
 

Мой дорогой товарищ!

Вот уже несколько недель прошло после моего возвращения во Францию, и я был очень счастлив получить известие о Вашем фильме «Привидение, которое не возвращается», столь волнующие отрывки из которого я видел перед отъездом из Москвы. Можете ли Вы мне сообщить, на какой стадии находится работа? Но также был бы очень счастлив получить фотографии, которые Вы мне обещали и на которых запеч...

 
 

Когда редактор обратился ко мне со строгим приказанием написать о том, как я стал кинорежиссером, я заставил себя думать, вспоминать, какой именно факт, событие; происшествие толкнули меня на эту деятельность.

Я хотел найти тот первый укол в сердце, который решил мою жизнь …

Я вспомнил …

Это был стакан воды.

Стакан воды, увиденный на экране только что открывшегося на главной улице моего родного города Вильн...

 
 

Работы
Режиссер
1924Гонка за самогонкой
1924Что говорит "Мос", сей отгадайте вопрос
1926Бухта смерти
1926Красная Пресня
совм. с Л. Шеффером, А. Перегудой, Л. Муром
1926Предатель
1927Евреи на земле
1927Третья Мещанская
1927Ухабы
1929Привидение, которое не возвращается
1930Звуковая сборная программа №1
в сюжетах "Пятилетка", "Тип-топ — звуковой изобретатель" (совм. с Г. Левкоевым)
1930Манометр-1
1931Манометр-2
1936Строгий юноша
1939Эскадрилья № 5
1940Ветер с Востока
1942Тоня (Боевой киносборник «Наши девушки»)
1944Нашествие
1946В горах Югославии
1948Суд чести
1952Школа злословия
1953Серебристая пыль
1956Сердце бьется вновь
1964Гранатовый браслет
1970Цветы запоздалые
1971Преждевременный человек
Сценарист
1924Что говорит "Мос", сей отгадайте вопрос
автор сценария, автор надписей в сихах
1926Ветер
автор сценария совм. с Н. Салтыковым
1927Третья Мещанская
автор сценария совм. с В. Шкловским
1927Ухабы
автор сценария совм. с В. Шкловским
1930Звуковая сборная программа №1
автор сценария сюжетов \"Пятилетка\" (совм. с В. Легошиным), \"Тип-Топ — звуковой изобретатель\" (совм. с Г. Левкоевым)
1964Гранатовый браслет
автор сценария совм. с А. Гранбергом
1970Цветы запоздалые
автор сценария
1971Преждевременный человек
автор сценария
1977Враги
автор сценария
Композитор
1970Цветы запоздалые
муз. разработка
1971Преждевременный человек
муз. разработка
Художественный руководитель
1956Дело №306
1958На графских развалинах
Актер
1927Поцелуй Мэри Пикфорд


Фестивали и премии
1991МКФ в Берлине
Участие в Программе «Retrospective» (1953  Серебристая пыль)
1990МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1936  Строгий юноша)
1949Сталинская премия
I степени (1948  Суд чести)
1946Сталинская премия
II степени (1944  Нашествие)