Сообщить об ошибке
Иван Мозжухин
актер
 
Родился 26 сентября 1889 г. в с. Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне — Пензенская обл.). Учился на юридическом факультете Московского университета. Работал в провинциальных театрах, в труппе московского Введенского народного дома. До 1917 г. — актер Московского драматического театра. С 1912 г. (?) снимался в кинопостановках. Публиковался в русской кинопрессе. В 1920 г. эмигрировал вместе с сотрудниками И. Ермольева. Снимался во Франции, в Голливуде и в Германии.
Умер 18 января 1939 г. в Париже.
Тексты
 

Большая часть мозжухинских ролей у Ермольева — неврастенические или демонические персонажи, герои, одержимые таинственными страстями, мятущиеся в мучительном выборе между долгом и страстью ("Я и моя совесть", "В буйном слепоте страстей", "Сатана Ликующий", "Малютка Элли", "Суд Божий", "Прокурор"). Такой выбор характеров был неслучайным. Сам актер в статье "Как я был Николаем Ставрогиным" так описывал кинопродукцию тех лет: "Слав...

 
 

Вы являетесь представителем передовых течений современной кинематографии. Считаете Вы кино искусством самостоятельным от театра или только разновидностью его?

Иван Мозжухин: Я буду совершенно искренен, считаясь только со своими ощущениями, накопившимися за долгий период м...

 
 

[...] Главное, чем привлекал зрителей Мозжухин, были знаменитые "мозжухинские слёзы". Действительно, кроме него, ни один актёр не умел так ловко пользоваться этим своеобразным "искусством", вызывавшим неистовые восторги зрителей. Будучи весьма посредственным драматическим актёром, Мозжухин на экране буквально преображался. Исключительная чёткость движений, экономия жеста, острая выразительность мимики лица и строго рассчитанное ...

 
 

Кинематографические режиссеры вообще впадают в большую ошибку, думая, что актера все время необходимо оборачивать лицом к публике. Талантливый исполнитель сумеет изобразить свое душевное состояние даже одним силуэтом, и очень часто чуть заметно вздрагивающие плечи ярче передают боль рыдания, чем гримасы лица, хотя бы и облитого "настоящими, технически добытыми слезами". Поэтому-то и не трогают слезы г. Мозжухина: в них виден б...

 
 

[Иван Мозжухин:] "В течение полутора лет я играл самые маленькие роли, пока режиссеру Бауэру не пришла в голову счастливая мысль доверить мне весьма драматическую роль в фильме, названия которого я не помню. по ходу действия моя любимая умирала, и я должен был сыграть долгую сцену отчаяния над ее телом. До этих пор, пока актер должен был сыграть подобную сцену, он изображал горе с помощью заламывания рук, поз, выражающих удруч...

 
 

"Костер пылающий", быть может, воспылал бы еще ярче, если бы в нем не чувствовалось несколько натужной тяги к оригинальности. Этот фильм достаточно талантлив, чтобы не нуждаться в искусственных цветах, и Иван Мозжухин показал себя в нем как полный реформатор, идущий по пути великих и режиссерских открытий.

Delluc Loui...

 
 

Выразительную силу взгляда Мозжухин считал основой специфики языка кино. В одном из интервью он высказал мысль, которую повторял не раз: "Кинематограф обладает одной специфической чертой, присущей только ему: это лицо, глаза, которые говорят так же, как язык... Теперь уже ясно, что актеру достаточно искренне подумать о том, что он мог бы сказать, только подумать, играя перед камерой, и публика его поймет". Особую роль в формиров...

 
 

Упадочные настроения отразились и в творчестве самого крупного из режиссеров психологического направления Я. Протазанова. Работая с характерным актером И. Мозжухиным, бесспорно талантливейшим из дореволюционных русский киноактеров. Протазанов, очевидно, испытал сильное влияние его художественной индивидуальности, его склонности к изображению самых острых душевных переживаний, принимающих иногда клинический характер. Так, наиболе...

 
 

Мозжухин, изображающий трагедию "Отца Сергия" и бесчисленного количества романтически настроенных русских интеллигентов в тех мелодраматических фильмах, которым в свое время братья Ханжонковы наводняли русский экран, — больше нас не трогает.

ГАРРИ А. И. И. Мозжухин. М.; Л., 1927.

...
 
 

Главный технический принцип кинематографа — это абсолютное молчание и строгая внешняя ритмичность, а творческий — построен на внутренней экспрессии, на паузе, на волнующих намеках и психологических недомолвках. Кинематограф можно довести до классической строгости в его молчании, как классически строга скульптура в отсутствии красок. Говорить на экране — это все равно, что разрисовать красками мраморное изваяние, — это так же без...

 
 

...И вдруг, совершенно неожиданно, в мою душу впился этот сверхчеловеческий свинцовый взгляд... глаза жили непонятно-чудовищной жизнью. Прямо в упор устремленные на меня — они пронизывали душу, они говорили о безмерной скорби, о сверхчеловеческой напряженности переживаний. И в этом его взгляде для меня потонуло все — и пошлый сеанс кинематографа, и грубая публика вокруг, и треск аппарата — и моя маленькая, одинокая жизнь...

...
 
 

Он с одинаковой легкостью исполняет образы благородных героев Фрэнсиса Бушмэна и простолюдинов Стюарта Холмса. Его, правда, не сравнивают с Чарли Чаплином, но отмечают определенное сходство с Дугласом Фэрбенксом. Мастерски владея приемами грима, он охотно прибегает к полному изменению внешности, если этого требует роль. Мастерство этого актера столь велико, что ему под силу герои, претерпевающие возрастные изменения от восемнадц...

 
 

Появление в "Петербургских трущобах" ханжонковских артистов Рындиной и Мозжухина свидетельствовало об их неудовлетворенности работой в своей фирме.

И. И. Мозжухин совмещал в эти годы работу в кино с работой в театре, где он выделился в роли короля Бельгии Альберта.

Вскоре он стал "...

 
 

Работы
Режиссер
1921Дитя карнавала
1923Костер пылающий
Сценарист
1916Грех
автор сценария
1917Во власти греха
автор сценария
1921Дитя карнавала
автор сценария
1921Правосудие превыше всего
автор сценария
1923Пылающий костер
автор сценария
1924Лев Моголов
автор сценария совм. с Ж. Эпштейном
1924Проходящие тени
автор сценария совм. с А. Волковым
1927Казанова
автор сценария совм. с А. Волковым
Актер
1911Жизнь за царя
1911Крейцерова соната
1911На бойком месте
приказчик
1911Оборона Севастополя
Корнилов; вторая роль — сотрудник посла свиты Меньшикова
1912Братья-разбойники
разбойник
1912Весенний поток
1912Война и мир
1912Дурман
1912Крестьянская доля
1912Кубок жизни
1912Рабочая слободка
1912Снохач
Иван
1913Братья
Алексей; вторая роль Шибульский
1913Вот мчится тройка
1913Воцарение дома Романовых (1613)
юродивый; вторая роль — всадник
1913Горе Сарры
Исаак
1913Домик в Коломне
гвардейский офицер, он же - Мавруша
1913Дядюшкина квартира
Коко
1913Ночь перед Рождеством
Чёрт
1913Обрыв
Райский
1913Страшная месть
1913Хаз-Булат
1914В полночь на кладбище
1914В руках беспощадного рока
1914Ее геройский подвиг
Роберт
1914Женщина завтрашнего дня (1-я серия)
Николай
1914Жизнь в смерти
доктор Ренэ
1914Злая ночь
Жорж Виноградов
1914Мазепа
Мазепа, дворянин из свиты короля
1914Пьянство и его последствия
1914Ревность
1914Рожденный ползать летать не может
1914Руслан и Людмила
1914Сестра милосердия
1914Сказка о спящей царевне и семи богатырях
королевич Елисей
1914Слава — нам, смерть — врагам
офицер
1914Сорванец
Анатоль, художник
1914Таинственный некто
1914Тайна германского посольства
немецкий шпион
1914Ты помнишь ли?..
Ярон, скрипач
1914Хризантемы
Владимир
1915В буйной слепоте страстей
1915Власть тьмы
1915Вот вспыхнуло утро
1915Всю жизнь под маской
1915Дети Ванюшина
1915Качка
1915Клуб нравственности
1915Комедия смерти
1915Кумиры
Гью Кольман
1915Наташа Ростова
1915Не подходите к ней с вопросами
1915Николай Ставрогин
1915Отцвели уж давно хризантемы в саду
1915Пара гнедых
1915Петербургские трущобы
в 4-й серии
1915Потоп
1915Смерть дома
1915Тайна нижегородской ярмарки
1915Чайка
1915Я и моя совесть
1916А счастье было так возможно
1916Грех
1916Женщина с кинжалом
1916Жизнь - миг, искусство вечно
1916И песнь осталась недопетой
1916Любовь сильна не страстью поцелуя
1916На вершине смерти
1916Не пожелай жены ближнего твоего
1916Нищая
1916Пиковая дама
Германн
1916Пляска смерти
1916Суд божий
1917Андрей Кожухов
1917Во власти греха
1917Дочь Израиля
1917Кулисы экрана
1917Не надо крови
1917Отец и сын
1917Проклятые миллионы
1917Прокурор
1917Сатана ликующий
пастор Тальнокс и его сын Сандро ван-Гоген
1917Шквал
1918Богатырь духа
Владек (Стась) Марцинковский
1918Малютка Элли
Нортон, мэр города
1918Отец Сергий
князь Касатский, в дальнейшем отец Сергий
1919Немой страж
1919Тайна королевы
1919Черная стая
1920Страшное приключение
1920Член парламента
1921Дитя карнавала
1921Правосудие прежде всего
1922Бури
1923Дом тайн
1923Костер пылающий
1923Пылающий костер
1923Ужасное приключение
1924Кин или Гений и беспутство
Кин
1924Лев Моголов
1924Проходящие тени
1925Покойный Матиас Паскаль
1926Михаил Строгов
1927Казанова
1927Капитуляция
1927Сдавайтесь
1928Адъютант царя
1928Президент
1928Секретный курьер
1929Манолеску — король воров
1930Белый дъявол
1931Сержант Х
1932Тысяча вторая ночь
1934Дитя карнавала
1934Казанова
1936Ничего
Персонаж
1917Кулисы экрана
1999Иван Мозжухин, или Дитя карнавала