Сообщить об ошибке
Олег Борисов
актер
 
Родился 8 ноября 1929 г. в Приволжске Ивановской области. В 1951 г. окончил Школу-студию МХАТа (мастерская Г. Герасимова). Работал в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки, БДТ им. Горького, МХАТ им. Горького, ЦАТСА. В 1991 г. организовал Антрепризу Олега Борисова. 
Среди театральных работ:
"Идиот" (1966), "Тихий Дон" (1977), "Мы, нижеподписавшиеся" (1979), "Оптимистическая трагедия" (1980), "Кроткая" (1981) — БДТ им. Горького; "Дядя Ваня" (1985, МХАТ им. Горького); "Павел I" (1989, ЦАТСА); "Пиковая дама" (1991), "Человек в футляре" (1992) — Антреприза Олега Борисова.
Гос. премия СССР (1978, сп. "Тихий Дон").
Гос. премия России (1991, сп. "Павел I").
Народный артист СССР (1978).
Умер 28 апреля 1994 г.

Олег Борисов был великим актером. Великие актеры отличаются от невеликих в том числе тем, что они не «исполняют роли», а тревожат умы современников особенным свойством видеть обычную жизнь будто из другого, им одним ведомого измерения. Случалось, что О. Б. выпадало играть «обыкновенных людей» — скажем, в фильме Остановился поезд

 
 

Ко времени кинематографического дебюта на «Ленфильме» (Город зажигает огни Владимира Венгерова) Олег Борисов — известный украинский артист. Ему уже почти тридцать. За плечами — Школа-студия МХАТа, многочисленные вводы в спектакли киевского Театра имени Леси Украинки (в те времена — с сильной труппой, с замечательным Михаилом Романовым, у которог...

 
 

[...] Хороших, крупных ролей в кино Олег Борисов сыграл немало. И все-такине отделаться от ощущения, что настоящего полнозвучия в развороте его кинематографической судьбы нет, как была она у Лоренса Оливье или Джона Гилгуда — актеров одного с ним масштаба [...]. Причиной такого неполнозвучия трудно счестьчто-либо, кроме провинциальности советского кинематографа70—90-х годов. Как и все мы, Борисов был прочно заперт в исторических об...

 
 

Олег Борисов, актер громадного таланта, имевший репутацию гения у самых требовательных режиссеров, необычайно популярный у кинотеатральных зрителей, ушел из жизни с чувством обиды. И это чувство не было мелочным неприятием тех или иных обстоятельств, режиссеров, партнеров, театров. Не капризы звезды, а масштаб личности сделали его заложником собственных законов. Борисов сам понимал, что его актерский дар притягивал, а характер — держал н...

 
 

«Как бы это начать, потому что это очень трудно», — говорил Он в «Кроткой».

[...] И вдруг — уже со времен «Кроткой» минуло 23 года. Это значит, что выросло два поколения, которым актер известен, скорее всего, по легендам. И как объяснить им, к легендам недоверчивым, а то и равнодушным, что это было — когда зрительный зал издавал общий вздох-всхлип и ...

 
 

Вряд ли Олег Иванович Борисов был чертовски обаятелен, хотя в его исполнении даже злые герои становились обаятельными, и Борисов не боялся сыграть и представить обаяние зла. Но и необаятельным, неприятным он быть не боялся. Не боялся не понравиться разноликим своим зрителям (вот только, оказывается, переживал иногда, когда его путали с другими — с Анофриевым, например, или с каким-тогэбэшником, но даже это в...

 
 

Приехал в Москву в 1947 г. поступать в Институт востоковедения и. уже принятый туда, шутки ради — заодно с мечтавшим о театре земляком — пришел на экзамен в Школу-студию; ему предложили здесь учиться. Несомненно, что он был самым талантливым из выпускников 1951 г ., но место в Художественном театре ему тогда не досталось: сюда он пришел много позже, когда МХАТ стал открывать двери для людей б...

 
 

На репетициях «Кроткой»:

— Лева, хотите послушать? (Читаю:) «Искусство — это ложь, которая помогает найти правду. Правда, найденная через ложь, будет уже не правдой, а истиной, точкой».

Додин, недоверчиво:

— Кто это сказал?

— Представляете, Пикассо! Читаю и думаю: я ведь всю жизнь стараюсь не лгать. Я не хочу лгать.

Молчит, задумался:

—&nb...

 
 

Струна лопнула 28 апреля 1994 года между четырьмя и пятью пополудни — но это время «назначенное», установленное врачами. Скорее всего, это случилось раньше, когда папа, еще находясь в палате и на минуту придя в сознание, сказал маме очень коротко, как будто спеша: «Я не хочу с тобой расставаться». Сказал невидящими глазами, уже поднимавшими его туда, в звездный мир.

С этого началась его vita ...

 
 

О фильме \"Балтийское небо\"

[...] Илья Татаренко у Борисова по мироощущению, по состоянию души, по всему психологическо му складу был много моложе своих двадцати лет. Мальчише ство не только в его поступ ках; если вглядеться присталь нее, оно в самих мотивах этих поступков. И озорство его, и ли хачество, и радостный азарт в бою именно отсюда. И со вершенно равноправная, без поддавков или снисходительно ...

 
 

О фильме \"Рабочий поселок\"

То, что он делает, просто удивительно. Глаза закрыты темными очками, лицо почти неподвижное и вместе с тем предельно выразительное . [...] Он все время поставлен в ситуацию, когда одно неосторожное движение, и сорвешься в мелодраму. А он все время идет по самой грани и ни разу не срывается.

ЖЕЖЕЛЕНКО. Светлое чувство // Кадр. 1965. 5 октября (№ 17)

 
 

О фильме \"Рабочий поселок\"

Это удивительная игра. Я сегодня впервые обратила внимание на места, мимо которых раньше проходила. Когда он пришел впервые в цех и слушает шум. Какое у него лицо! Оно разглаживается, с него сходит этот наигрыш, у него делаются детские святые губы. Он очищенный от всего человек, потому что соприкоснулся с подлинным миром взамен того слепого миража, в котором существовал. [...]

С...

 
 

О фильме \"Рабочий поселок\"

[...]Даже когда он сидит к нам спиной, мы видим: слепой. Здесь та степень внутренней сосредоточенность, внутреннего постижения состояния человека, которая создает неоспоримую правду на экране. Безусловную правду. [...] Все средства кинематографии здесь привлечены не для того, чтобы иллюстрировать. Они все поэзия этой вещи. [...]

КОЗИНЦЕВ Г. Большая сила воздействия // Кадр. 1965. 5 окт...

 
 

О фильме \"Рабочий поселок\"

[...] Это был персонаж, словно поделенный надвое: Леонид довоенный и Леонид, вернувшийся с войны. Тот разрыв, что существовал между первым и вторым, исчислялся не временем, определялся не возрастом. Ощущение было страшное: словно один исчез, перестал существовать, ушел в небытие, а другой из этого небытия возник, материализовался. Война стала тем небытием, что поглотило одного и породило второго.

...
 
 

О фильме \"Рабочий поселок\"

Я мог бы долго говорить о фильме, но хочу говорить об одном актере. Они действительно все очень хороши, но то, что делает слепой, — подобного я просто не видел. И в чем его огромное очарование, — что он неровный. Он нервный, поэтому переходы от спокойной речи к крику и то, как он хватает сына за голову, прижимает, создает ощущение, что что...

 
 

О фильме \"Дневник директора школы\"

У актера [Борисова] в «Дневнике...» почти нет крупных планов. Нет монологов — ни одного. Нет поступков, драматического действия, проблемы выбора, трудных решений. Какими средствами Олегу Борисову удается сыграть то, что без слов сыграть, кажется, невозможно? Человека, который уже отказал себе в праве драму. Человека, который живет той жизнью, какая есть, в том времени, какое отпущено&...

 
 

О фильме \"Вторая попытка Виктора Крохина\"

Степан Егорович в фильме «Вторая попытка Виктора Крохина» вернулся с фронта. Ужас воины остался позади, но с залпами победы не пришло к этому человеку освобождение: не уходят из памяти страшные картины, гибель товарищей. Часы, дни, годы нужны, чтобы очнуться от мучительного кошмара. Борисов точен и проницателен в воссоздании этого состояния отрешенности. В ко...

 
 

Работы
Режиссер
1963Стежки-дорожки
совм. с А. Войтецким
Актер
1955Мать
подпольщик
1956Главный проспект
инженер-строитель
1956Дети солнца
Миша
1956Когда поют соловьи
Кузя
1958Город зажигает огни
Сергей Ерошин
1958Простая вещь
прапорщик Терещенко
1959Олекса Довбуш
Юзеф
1959Сегодня увольнения не будет
Галич
1959Черноморочка
Юрко Фарасюк
1960Наследники
Фимка Воронок
1961Балтийское небо
Илья Татаренко
1961За двумя зайцами
Свирид Голохвостый
1963Большая дорога
Митька
1963Стежки-дорожки
Роман
1963Укротители велосипедов
Лео
1964Дайте жалобную книгу
Юрий Никитин
1965Нос
1965Рабочий поселок
Леонид Плещеев
1966На диком бреге
Петрович
1967Мятежная застава
Николай Ефимов
1968Виринея
Василий
1968Живой труп
судебный следователь
1968На войне как на войне
Домешек
1970Кража
Георгий Кузьмич Орефьев
1971Проверка на дорогах
Соломин
1972Принц и нищий
Гуго
1973Крах инженера Гарина
Петр Петрович Гарин
1975Гамлет Щигровского уезда
Василий Васильевич
1975Дневник директора школы
Свешников
1975Рассказ о простой вещи
Соболевский
1976Житейское дело (в одноим. к/а)
Гвоздарев
1977Вторая попытка Виктора Крохина
Степан Егорович
1977Женитьба
Кочкарев
1979Последняя охота
Хорсфилд
1979Рафферти
Джек Кэролл Рафферти
1979Сегодня и завтра
Кадышев
1980Эндшпиль
1981Две строчки мелким шрифтом
Ташков
1981Дорогие мои москвичи
текст за кадром
1981Други игрищ и забав
Свиридов
1981История одной любви
Шамсков
1981Россия молодая
Дес-Фонтейнес
1982Кража
Хоббард
1982Остановился поезд
Ермаков
1982Остров сокровищ
Джон Сильвер
1982Прозрачное солнце осени
1983Подросток
Версилов
1983Рецепт ее молодости
барон фон Прус
1984Макар-следопыт
1984Парад планет
Костин
1985Контракт века
Бессонов
1985Перед самим собой
1986По главной улице с оркестром
Муравин
1986Прорыв
Полуэктов
1987Дни и годы Николая Батыгина
муж
1987Запомните меня такой
роль
1987Садовник
Глазов
1988Отцы
Дронов
1988Слуга
Гидеонов
1990Единственный свидетель
НРБ, Кирилл
1990Искушение Б.
Иван Давидович
1992Гроза над Русью
царь Иван Грозный
1992Луна-парк
Наум Хейфец
1993Мне скучно, бес
Мефистофель и Бог
Персонаж
1996Реквием


Фестивали и премии
1994МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Приз «За лучшее воплощение роли в историческом фильме» (1992  Гроза над Русью)
1993ОКФ «Киношок» в Анапе
Специальная премия оргкомитета ((1993  Мне скучно, бес))
1992Премия «Золотой Овен»
Лучшему актеру года (1992  Луна-парк)
1991Государственная премия СССР
(1988  Слуга)
1990МКФ в Венеции
Приз за Лучшую мужскую роль ((1990  Единственный свидетель))
1989КФ «Созвездие»
Приз за лучшую главную мужскую роль (1988  Слуга)
1989Премия «Ника»
За лучшую мужскую роль (1988  Слуга)
1984Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1982  Остановился поезд)
Библиография
  • Павлова И. Олег Борисов. — М., ВБПК, 1989; Караулов А. Олег Борисов. — М., Искусство, 1993. Гульченко В. Прошлогодний цвет
  • Театр. 1986. № 2 (в т. ч. об О. Б. в сп. "Дядя Ваня" и "Кроткая"); Отюгова Т. О свойствах страсти. Инт. с О. Б.
  • Смена. 1986. 28 июля; Федоров А. Поющая душа
  • Кино (Вильнюс). 1986. № 10 (о ф. По главной улице с оркестром, в т. ч. об О. Б.); Павлова И. Страстотерпцы и миротворцы
  • СЭ. 1987. № 19 (о ф. Садовник, в т. ч. об О. Б.); Цвик В. Одна, но пламенная страсть
  • В кн.: В кадре и за кадром. — Киев, Мистецтво, 1988 (в т. ч. об О. Б.); Разлогов К. Слуга слуги
  • Мнения. 1989. Вып. 2 (о ф. Слуга, в т. ч. об О. Б.); Тюрин Ю. Трагедия в стиле ретро
  • СЭ. 1989. № 8 (о ф. Отцы, в т. ч. об О. Б.); Соловьева И. Прямой луч
  • ИК. 1989. № 7 (о ф. Слуга, в т. ч. об О. Б.); Любимов Б. Ритмы и рифмы истории
  • ЛГ. 1989. 9 авг. (о сп. "Павел I", в т. ч. об О. Б.); Смелянский А. Все будет как при бабушке
  • МН. 1989. 22 окт. (о сп. "Павел I", в т. ч. об О. Б.); Ковалов О. Танк танкетку полюбил
  • В кн.: Трудно говорить первым. — М., Киноцентр, 1989 (в т. ч. об О. Б.); Шмыров В. Человек-театр
  • Огонек. 1990. № 22; Шилова И. Долг
  • В сб.: Экран’90. — М., Искусство, 1990; Шадрина Н. Три карты Олега Борисова
  • Культура. 1991. 2 ноября (о сп. "Пиковая дама", в т. ч. об О. Б.); Борисов О.: "Я занимаюсь тем, что мне нравится". Инт. А. Васильева
  • ЭиС. 1992. 4 – 11 июня; Шах-Азизова Т. День на день не приходится
  • Моск. наб. 1992. № 7-8 (о сп. "Человек в футляре", в т. ч. об О. Б.); Соколовский В. Олег Борисов заставил Грозного каяться
  • Ъ. 1992. 26 ноября (о ф. Гроза над Русью, в т. ч. об О. Б.); Ерохин А. Бой негров в туннеле, или Русским не чуждо ничто человеческое
  • Столица. 1992. № 47 (о ф. Луна-парк, в т. ч. об О. Б.); Быков Д. В поисках радости
  • ЛГ. 1993. 5 мая (о ф. Луна-парк, в т. ч. об О. Б.); Шац Г. Распутывая черта с богом
  • НГ. 1994. 3 февр. (об О. Б. в ф. Слуга, Мне скучно, бес); Басилашвили О. Каждая его роль была открытием
  • МН. 1994. 1 – 8 мая; Караулов А. Олег Иванович Борисов
  • В кн.: Подробности. Укрощенный театр. — М., Дрофа, ТОО "Лирус", 1994; Свободин А. Он тревожил мне душу...
  • В кн.: Театр в лицах. — М., Знание, 1997. Борисов О.: Без знаков препинания. Дневник 1974 — 1994. — М., АРТ, 1999.