Сообщить об ошибке
Марк Донской
режиссер
 
Родился 6 марта 1901 г. в Одессе. Окончил правовое отделение факультета общественных наук Симферопольского университета. Работал в следственных органах, в Верховном суде УССР, в коллегии защитников. Выпустил сборник рассказов. С 1926 г. – пом. режиссера по монтажу на к/с "Белгоскино", затем — ассистент режиссера, с 1927 г. — режиссер.
Народный артист СССР (1966).
Герой Соц. Труда (1971).
Умер 21 марта 1981 г.
Тексты
 

Когда французского критика Марселя Мартена на Первом Московском кинофестивале мы спросили, в чем смысл популярности этого режиссера в Париже, в то время как он менее всех прочих пошел навстречу авангардизму, «современной» манере нового кинематографа, он отвечал чем-то вроде притчи.

Он сказал: «Я впервые приехал в Россию и ехал поездом от Бреста до Москвы. После тесной Европы я был потрясен протяженн...

 
 

О фильмах «Детство Горького» и «Мои университеты»

[…] Трилогия Марка Донского была произведением уникальным в кинематографе 30-х годов. Пожалуй, ни в одном другом фильме экран не поднимался до такой жестокой беспощадной правды изображения русской дореволюционной жизни.

«Детство» — самая цельная и острая по ощущению материала часть трилогии.

Два главных мотива...

 
 

О фильме «Радуга»

Повесть Ванды Василевской «Радуга» была одним из наиболее значительных явлений в нашей художественной литературе в 1942 году …

В повести, как известно, описаны события зимы 1941/42 года. Исключительные по силе морозы этой зимы дали автору повести символический образ, выраженный в заглавии. Люди видели на небе необычную в это время года яркую радугу. Она встревожила ...

 
 

О фильме «Радуга»

[…] Марк Донской подошел к партизанской теме иначе, чем его предшественники. Глубже и одновременно острее. Отказался от риторики и плакатности — неотъемлемых черт пропагандистского фильма того периода. Сознательно отошел от схемы героя партийного организатора борьбы. Героиня «Радуги» Олена Костюк, прекрасно сыгранная украинской актрисой Натальей Ужвий, — простая, необраз...

 
 

О фильме «Непокоренные»

«[…] режиссера следует упрекнуть в излишней акцентировке на сентиментализме, в некоторой „слезливости“ в кадрах с детьми. Неверно также применен им пример введения в картину текста Гоголя. Чтение „Тараса Бульбы“ выглядит нарочитым и искусственным. Недостаточно продумано решение сцен „похороны рабочего“, „проезд с тачками“ и&n...

 
 

О фильме «Песня о счастье»

ЭРМЛЕР. […] У меня такое впечатление, что авторы боялись, что их картина будет скучна, что ее нехорошо примут. И в одну картину они вкладывают все приемы, иногда уместные, иногда нет — для того, чтобы она смотрелась.

Лента хорошая, но она страдает некоторой «нескромностью». Здесь я имею в виду второй компонент фильмы — пейзаж и му...

 
 

Впервые я попал на съемки к Донскому в 1937 году. Меня, молодого артиста МХАТ, пригласили пробоваться на роль Цыганка в «Детстве Горького». Хорошо помню первую встречу с Донским. Он ни слова не говорил о предстоящей роли, ни о Горьком, ни о повести. Сверля меня своим взглядом, Марк Семенович расспрашивал о жизни, сам рассказывал о чем-то совершенно постороннем. А потом внезапно пригласил...

 
 

Для меня работа в «Радуге» началась с телефонного звонка. В начале 1943 года М. Донской позвонил мне в Семипалатинск, где находился тогда в эвакуации наш Театр имени И. Франко, и неожиданно предложил роль Олены Костюк. И хотя повесть мне была уже знакома, — я прочла ее взахлеб, за один вечер, и она глубоко взволновала мою душу, — в первую минуту я растерялась, не знала, что о...

 
 

[…] На людей, которые его не знают и видят впервые, он действительно производит странное впечатление, особенно когда выступает. Этот бьющий через край темперамент, чрезмерная жестикуляция, патетически звучащий голос… Свою мысль он выражает всегда с колоссальной затратой душевных сил и так подчас «заводится», что не знаешь, чем кончится выступление. Но о чем бы он ни говорил — это всегда искренно, ...

 
 

[…] Полный жизни, всегда в движении, Марк Донской необыкновенно требователен к себе и актерам. Он упорно добивается тех единственно правильных интонаций и жеста, которые требуются в сцене, и только тогда начинает снимать. Лучше всего мне запомнилось это по работе над фильмом «Радуга». В одной сцене я должен был ударить мою партнершу перчатками по лицу. И это у меня все никак не получалось, потому что где-...

 
 

В Марке Донском уживались прозрения с дикостью поступков. Несуразность — с трезвой логикой. Чудачество — с умением воплотить на экране самое важное, самое сокровенное. Его часто «заносило». Он мог походя обидеть и не заметить этого. Но разве не стоило все простить за его постоянную потребность творческого общения с автором. За его понимание задуманного с полуслова. Ради великой радости совпадени...

 
 

Имя кинорежиссера Марка Семеновича Донского было мне знакомо с детства. Еще до войны, мальчишкой, я видел его кинотрилогию, снятую по автобиографическим книгам Максима Горького — «Детство», «В людях», «Мои университеты». Осваивая курс истории советского кино в институте, мы изучали фильмы Донского, сдавали «по нему» экзамены.

Когда же я начал работать в художественном кинематогр...

 
 

[…] Ко мне подошел оператор Антипенко и спросил:

- Скажите, вот вы — киновед, как в ваших кругах относятся к Марку Семеновичу Донскому?

- С большим почтением, — отвечал  я. — Прижизненный классик.

- А скажите, верно, что он предтеча мирового неореализма?

Я объяснил, как на лекции, что неореализм возник в послевоенной Италии, сначала в кино, потом в литературе, отголо...

 
 

Лет так 25 тому назад Союз кинематографистов устроил «творческую встречу» — так это тогда называлось — со студентами московского Института культуры. Выступали и показывали кино Донской, режиссер Юрий Карасик и я. Чем и по какому поводу мы угощали публику — не помню. Но как сейчас вижу фигурку Марка Семеновича. Он стоит у края сцены, маленький, в старом пиджаке и неглаженых брюках, кричит, простирает руки в зал. Он то ли задумал фильм «Посмотри на себя, человек», то ли уже начал над ним работа...

 
 

Как и большинство молодых людей, я очень долго выбирал профессию. Наконец, я решил, что мое призвание — психиатрия.

В самом деле, какой простор для познания скрыт в самом человеке! Человеческий мозг — какое это огромное поле для исследований. Итак, я студент медицинского факультета. Успеваю сдать первые полукурсовые экзамены. Но тут же наступает разочарование. Очевидно, этому способствовало мое увлечение спортом. Столкновение мед...

 
 

Работы
Режиссер
1927В большом городе
совм. с М. Авербахом
1928Цена человека
совм. с М. Авербахом
1929Пижон
1930Чужой берег
1931Огонь
1934Песня о счастье
совм. с В. Легошиным
1938В людях
1938Детство Горького
1939Мои университеты
1941Романтики
1942Как закалялась сталь
1942Маяк (в Боевом к/сб № 9)
1943Радуга
1945Непокоренные
1947Сельская учительница
1949Алитет уходит в горы
1953Наши чемпионы
1955Мать
1957Дорогой ценой
1959Фома Гордеев
1962Здравствуйте, дети!
1966Верность матери
1966Сердце матери
1973Надежда
1978Супруги Орловы
Сценарист
1927В большом городе
автор сценария совм. с М. Авербахом
1938Детство Горького
автор сценария совм. с И. Груздевым
1939Мои университеты
автор сценария
1942Как закалялась сталь
автор сценария
1945Непокоренные
автор сценария совм. с Б. Горбатовым
1955Мать
автор сценария совм. с Н. Коварским
1959Фома Гордеев
автор сценария совм. с Б. Бяликом
1978Супруги Орловы
автор сценария совм. с М. Азовым, В. Михайловским
Актер
1926Проститутка (Убитая жизнью)
Персонаж
1984Я научу вас мечтать


Фестивали и премии
1970МКФ в Карловых Варах
Спец. диплом (1943  Радуга)
1968Государственная премия СССР
(1966  Сердце матери)
1960МКФ в Локарно
Приз за лучшую режиссуру (1959  Фома Гордеев)
1956МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (1955  Мать)
1955МКФ в Эдинбурге
Премия им. Р. Уннингтона (1938  В людях)
1955МКФ в Эдинбурге
Премия им. Р. Уннингтона (1938  Детство Горького)
1955МКФ в Эдинбурге
Премия им. Р. Уннингтона (1939  Мои университеты)
1949МКФ в Париже
Премия за режиссуру (1947  Сельская учительница)
1949МКФ в Стокгольме
Первая премия (1939  Мои университеты)
1948МКФ в Венеции
Специальный приз итальянских журналистов (1939  Мои университеты)
1948Сталинская премия
I степени (1947  Сельская учительница)
1946МКФ в Венеции
Главный приз (1945  Непокоренные)
1944Американская ассоциация кинокритиков
Высший приз (1943  Радуга)
1944Премия газеты "Daily News"
За лучший иностранный фильм, демонтрировавшийся в США в 1944 г. (1943  Радуга)
1944Сталинская премия
I степени (1943  Радуга)
1941Сталинская премия
II степени (1938  В людях)
1941Сталинская премия
II степени (1938  Детство Горького)