Сообщить об ошибке
Исидор Анненский
режиссер
 
Родился 13 марта 1906 г. в Ольвиополе (ныне — Первомайск). В 1922 г. окончил театральную школу в Одессе. Работал актером и режиссером в театрах Одессы, Архангельска, Баку и др. городов. С 1931 г. — актер  и режиссер Московского театра Революции. В 1934 г. окончил режиссерский факультет ГИТИСа, в 1936 г. — режиссерский факультет  (типа академии) при ВГИКе. С 1936 г. — режиссер различных к/с страны.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1971).
Умер 2 мая 1977 г. в Москве.

После «Княжны Мери» Исидор Анненский на пятнадцать лет отошёл от классики и обратился к современности. Но не к современной проблематике, а лишь к современной эстетике. То, что он её чувствует и может качественно воспроизвести, режиссёр доказал ещё на рубеже1930-х —1940-х, поставив в промежутке между «Человеком в футляре» и «Свадьбой» две картины: «Пятый океан» ...

 
 

Исидор Анненский вырос в интеллигентной семье, в детстве увлекался рисованием, музыкой, играл на скрипке, участвовал в домашних спектаклях, занимался мелодекламацией. До революции учился в гимназии, после революции — в профтехшколе, где к детским увлечениям добавились шахматы и основы высшей математики. Таким же разнообразием отличалось и образование Анненского: сперва он учился в музыкальной школе, затем на лите...

 
 

О фильме «Медведь»

Самым трудным в работе над сценарием было раздвинуть сконденсрованное по законам театра время действия. Мне удалось решить эту задачу, исходя из вложенной автором в уста Смирнова реплики: «Неделю будешь больна, так я неделю просижу здесь. Год будешь больна, так я год...». Я представил себе, что произошло бы, если бы он осуществил свою угрозу даже не на столь долгие ...

 
 

О фильме «Медведь»

Картина была выпущена во всесоюзный прокат (единственной из 15 дипломных работ «академиков»), имела значительный успех у зрителей и получила — в первый и последний раз за тридцатипятилетнюю карьеру режиссёра — единодушное признание критиков. Уже в этом фильме определились основные принципы режиссёрской работы Анненского: «ставка» на крупных т...

 
 

О фильме «Свадьба»

Художественные принципы, выработанные на «Медведе», были подхвачены и развиты в «Свадьбе» (1944). Вместе с «Юбилеем» Петрова фильм вышел к 40-летию со дня смерти Чехова. Но если картина Петрова по сути представляла собой лишь культурно перенесённый на экран театральный спектакль, то «Свадьба» получилась полноценным кинофильмом. Съёмки ...

 
 

О фильме «Человек в футляре»

В области экранизации и драматизации классиков широкое хождение имеет такое выражение: «Прочесть текст по-новому». При этом мыслится, что драматург и сценарист, вооруженные методом социалистического реализма, «углубляют» и «развивают» образы, созданные классиками, которые, понятно-де, были слабоваты по части марксистского понимания действительности. Увы, эти бла...

 
 

О фильме «Человек в футляре»

В объявлениях о картине сказано, что сценарий сделан «по Чехову». Это несправедливо: он сделан против Чехова, вразрез с Чеховым. В нем нарушены два главнейших принципа чеховского мастерства: расчет на активность читателя (в данном случае — зрителя) и вытекающая отсюда тонкость приема. Чехов своего читателя уважал, он рассчитывал на работу его во...

 
 

О фильме «Человек в футляре»

Серьёзные и, увы, справедливые претензии были высказаны режиссёру ещё в 1939 году, когда вышла его вторая картина «Человек в футляре». Один из самых серьёзных и мрачных рассказов позднего Чехова Анненский экранизировал в том же ключе, что «Медведя» и позже «Свадьбу» — то есть в духе ранних юморесок Антоши Чехонте. Как в...
 
 

О фильме «Анна на шее»

В 1954 г. она [Алла Ларионова] снялась в «Анне на шее» у Исидора Анненского. Вероятно, фильм, поставленный по известному чеховскому рассказу, должен был доказывать благонадежность «положительного» классика и разоблачать лживую старорежимную мораль. Но все эти идеологические задачи оказались сущим вздором по сравнению с пиршеством чистой фотогении. Двадцатит...
 
 

О фильме «Анна на шее»

Передо мной вновь встала задача создать художественный фильм на материале маленького рассказа. Я читал его, перечитывал и вновь читал. И каждый раз в сухом чеховском повествовании открывал все новые драматические возможности, эмбрионы острых сцен, зерна выпуклых живых характеров, богатство точных и разнообразных деталей быта и обстановки. И лишь после этого взялся за сценарий. Чрезвы...

 
 

О фильме «Анна на шее»

[...]Есть в этом рассказе такая сцена. «Громадный офицер в эполетах... точно из-под земли вырос и пригласил на вальс, и она отлетела от мужа, и ей уж казалось, будто она плыла на парусной лодке, в сильную бурю, а муж остался далеко на берегу...»

Теперь вместо этой поэтичной сцены, где тонко передано ощущение женщины, впервые почувствовавшей себя счастливой и нез...

 
 

О фильме «Анна на шее»

[...]Точно следуя букве рассказа, авторы фильма не всегда передают в точности его дух. К примеру, в образе Модеста Алексеевича чувствуются скорее щедринские, нежели чеховские интонации. Социальная заостренность этого образа, сгущение красок, злая ирония придают ему сатирическое звучание и силу, не свойственные рассказу «Анна на шее». Образ же Артынова в исполнении Жарова близок по трактов...

 
 

О фильме «Анна на шее»

[...] И если, например «Анна на шее» динамизирована и звоном колокльчиков троек, и музыкой бала, и песнями цыган, и пьяным гамом, то при многих удачах этого фильма, я думаю, его кинематографический язык найден не в структуре самого Чехова. Тут, пожалуй, было бы полезно в скромной тишине, в легких очерках рассказать о несчастной семье, о жалкой участи женщины, об&n...

 
 

О фильме «Анна на шее»

[...] Фильм представлял на экране разумеется, не Чехова (хотя принадлежность сюжета национальной классике была существенна) — он представлял представление о «красивой жизни», еще для большинства малодоступной (не забудем, еще не прошло и десяти лет после окончания войны и перепад уровня благосостояния, который, естественно, существовал всегда, был гораздо меньше). Фильм был почти карикат...

 
 

О фильме «Анна на шее»

[...]Чехов долго подготавливался к написанию новеллы. У него чиновник, который продает свою жену начальству, отвратителен. Но и женщина, которая сперва пресмыкается перед своим скупым мужем, а потом с наслаждением говорит ему «Подите прочь, болван!» — понимая, что она говорит это безнаказанно, тоже отвратительна. [...]

Мир, в который попадает Анна, — мир мертвый. Купец, кото...

 
 

О фильме «Анна на шее»

Приглашая Ларионову, в фильм, режиссер отступил от типажных требований первоисточника. У Чехова героиня красива, но несколько иной красотой, чем актриса. В рассказе подробно описывается умение героини «принимать красивые позы, приходить, когда нужно, в восторг, глядеть печально и загадочно», объясняются многие детали и сама манера поведения Анны в «хорошем» обществе. Чехов говорит ...

 
 

О фильме «Анна на шее»

[...] Навалились на Анненского за другую картину — «Анна на шее», и не кто-нибудь навалился, а такие умы, как Ромм, Шкловский, Андроников, Паперный. [...] Устроили дискуссию о принципах экранизации Чехова на примере двух фильмов — «Попрыгунья» и «Анна на шее» Анненского. В наш ригоричный век всякая дискуссия роковым образом превращается в...

 
 

Работы
Режиссер
1938Медведь
1939Человек в футляре
1940Пятый океан
1942Неуловимый Ян
совм. с В. Петровым
1944Свадьба
1954Анна на шее
1955Княжна Мери
1957Екатерина Воронина
1958Матрос с "Кометы"
1960Бессонная ночь
1962Вашингтонская история
совм. с Н. Марусаловой
1963Первый троллейбус
1967Желаем успеха
1967Татьянин день
1969Трое
1973Таланты и поклонники
1974Спор о человеке
1976Экран мира в Москве
Сценарист
1938Медведь
автор сценария
1939Человек в футляре
автор сценария
1944Свадьба
автор сценария
1954Анна на шее
автор сценария
1955Княжна Мери
автор сценария
1962Вашингтонская история
автор сценария
1962Телефонистка
автор сценария совм. с Г. Сеидбейли
1969Трое
автор сценария
1973Таланты и поклонники
автор сценария