Сообщить об ошибке
Владимир Гардин
режиссер, актер, сценарист
 
Родился 6 января 1877 г. в Москве (по другим данным — в Твери). В 1894 г. окончил Кадетский корпус. С 1898 г. работал в провинциальных театрах Риги, Одессы, Таганрога, Кишинева, Екатеринослава, Воронежа, Царицына, Саратова и др. В 1904-1905 гг. — актер Театра под рук. Комиссаржевской. В 1907 г. организовал в Териоках Свободный театр, где ставил пьесы, запрещенные цензурой. В 1907 г. играл в Новом Василеостровском театре. В 1908 г. организовал русский театр в Париже. В 1912 г. работал в Театре Корша. С 1913 г. — режиссер кино. В 1919 г. — один из организаторов Первой Госкиношколы в Москве (ныне — ВГИК), с 1924 г. — директор. В 1922-1925 гг. работал в ВУКФУ (Всеукраинском кинофотоуправлении). С 1924 г. — режиссер и актер к/с: "Госкино", "Белгоскино", "Ленфильм".
Народный артист СССР (1947).
Умер 29 мая 1965 г.
Тексты
 

Первые режиссерские работы Гардина в кино связаны с «модной» литературой того времени. Он экранизирует «Ключи счастья» и «Вавочку» А. Вербицкой, «Дни нашей жизни» и «Мысль» Л. Андреева. Работа над произведениями классической русской литературы — «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева, «Дикарка» А. Н. Островского, «Много ли человеку земли нужно?», «Крейцерова соната», «Анна Каренина» и «Война и мир» Л. Н. Толстого (последний фильм поставлен совместно с Я. А. Протазановым) — выдвинула Гардина в пе...

 
 

Все вокруг обсуждали новые возможности, которые дает киноискусство актеру и режиссеру; я решил, не дожидаясь конца гастролей, поговорить с кем-нибудь из тех, кто создает это искусство. Меня познакомили с Павлом Густавовичем Тиманом, директором кинофирмы «Тиман, Рейнгардт, Осипов и Ко». Он пригласил меня работать после окончания театрального сезона 1913 года. […]

Мечты о работе в кинематографе, просмотры первых з...

 
 

Актер кино имеет одного, и к тому же «одноглазого» зрителя — объектив съемочной кинокамеры. «Зритель» этот весьма своенравен. Иной раз он попросту оказывается «слепым», отказывается видеть. А иной раз замечает и запечатлевает муху на лбу актера, несбритый волосок на его щеке… А раз так, стало быть, и многие мельчайшие черточки, характеризующие образ, раскрывающие внутренний мир изображаемог...

 
 

Я рассказываю здесь о человеке умном и очень талантливом, но весьма и весьма своенравном. […]

На протяжении почти целого года мы встречались с Владимиром Ростиславовичем Гардиным еженедельно по субботам и подолгу разговаривали. Он рассказывал о себе: очень мало о своей жизни, подробно о работе в кино и реже — в театре. Я не только задавал вопросы, выслушивал ответы, объяснения, ...

 
 

Монтировал и Гардин. Помню, в киношколе он поставил меня в «рамку» (крупно) и сказал: «А ну, изобрази мимикой, что ты не говоришь по-немецки»… Отчаяние! Провал!.. А он смеется: «И не изобразишь! Нужно подмонтировать сутолоку вокзала, вывеску по-немецки „Berlin“ и собеседника, который тебя не понимает!»

Так что «монтаж» как прием носился по ...

 
 

- Я создал свой метод исполнения эпизодических ролей, — сказал Владимир Ростиславович. — Это интересно! Слушайте.

И, не считаясь с временной последовательностью, перескакивая через годы и десятилетия, рассказал об эпизодических ролях, сыгранных им во множестве картин, начиная с немых и до отснятой в начале сороковых годов музыкальной комедии «Антон Иванович сердится» […].

Артист, играющий эпизодическую роль, например, во втором акте спектакля, может прийти в театр не к начал...

 
 

О фильме «Иудушка Головлев»

 В общей большой, несомненной и бесспорной удаче едва ли не первое место принадлежит Гардину-Иудушке. Это старый актер, которого парижские афиши почему-то рекомендуют как «соперника Янингса и Лоутона», не так давно выступал перед нами в фильме «Встречный». Роль старого лодыря, рабочего, который перестраивается и становится ударником, настолько трафаретна, настоль...

 
 

О фильме «Встречный»

 — А вообще, какие у вас сложились с Эрмлером отношения?

 — Очень хорошие, уважительные. Он ценил мой режиссерский опыт. Задачу кадра, эпизода объяснял коротко, в нескольких словах, знал, что схватываю быстро. Замечания делал редко, предложения — всегда точно… Жену Бабченко играла М. М. Блюменталь-Тамарина. Вот вокруг нее Эрмлер чуть не танцевал: &...

 
 

О фильме «Встречный»

Приглашение Гардина в качестве исполнителя роли Семена Ивановича Бабченко явилось фактом принципиального значения. До этого случая на искусство Гардина — режиссерское и актерское — новаторы кино и сам режиссер Ф. Эрмлер смотрели как на искусство, им чуждое по традициям, культуре и по художественному методу. Больше того, им казалось, что это-то...

 
 

Гардин был единственным режиссером, которому одинаково близки были и театр и кинематограф. И он лучше, чем кто-либо другой, понимал, что успешная экранизация пьесы требует специальной ее переработки для экрана. Успех Гардина определялся прежде всего чрезвычайно удачной сценарной переработкой пьесы, произведенной им самим. Сюжет пьесы [«Дикарка»] был переведен с языка слов на язык поступков, уничтожено было театральное деление на акты; в...

 
 

Работы
Режиссер
1913Ключи счастья
совм. с Я. Протазановым
1914Анна Каренина
1914Вавочка
1914Дворянское гнездо
1914Дни нашей жизни
1914Крейцерова соната
1914Маска смерти
1914Под пулями немецких варваров
1914Привидения
1914Энвер-Паша - предатель Турции
1915Без пуговиц
1915Бранд
совм. с Гасеном, П. Орленевым
1915Война и мир
совм. с Я. Протазановым
1915Гранатовый браслет
совм. с Н. Маликовым
1915Дикарка
1915Крик жизни
1915Маскарад чувств
1915Много ли человеку земли нужно?
1915Накануне
совм. с Н. Маликовым
1915Петербургские трущобы
совм. с Я. Протазановым
1915Приваловские миллионы
1916Барышня-крестьянка
совм. с О. Преображенской
1916Белый негр
1916Богема
1916В сетях сирен
1916Великая страсть
совм. с И. Сойфером
1916Власть земли
1916Двадцать два несчастья
1916Доктор-ловелас
1916Дочь улицы
1916Изобретательность любви
1916Лунный свет
1916Мысль
1916Пиковое положение
1916Слава сильным... Гибель слабым...
1916Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок
1917Граф Нирод
1917Дети Сатаны
1917Любовь монаха
1917Милый друг
1917Наше сердце
1918День коммунистической молодежи
1918Ток любви
1919Девяносто шесть (Девяносто шесть часов обучения)
1919Железная пята
словм. с Л. Леонидовым, Т. Глебовой, Е. Ивановым-Барковым, О. Преображенской, А. Горчилиным
1919Похороны Я. М. Свердлова
1921Голод... голод... голод
совм. с В. Пудовкиным
1921Серп и молот
1922Великий Октябрь
1922Последняя ставка мистера Энниока
1922Призрак бродит по Европе
1923Атаман Хмель
1923В дни Парижской коммуны
1923Помещик
1923Слесарь и канцлер
1924Особняк Голубиных
1924Остап Бандура
1924Четыре и пять
1925Золотой запас
1925Крест и маузер
1925Медвежья свадьба
режиссер пролога
1927Кастусь Калиновский
1927Поэт и царь
1928Четыреста миллионов
1929Песня весны
Сценарист
1914Анна Каренина
автор сценария
1914Вавочка
автор сценария
1914Маска смерти
автор сценария
1914Под пулями немецких варваров
автор сценария
1914Подвиг казака Кузьмы Крючкова
автор сценария
1914Привидения
автор сценария
1914Ужасы Калиша
автор сценария
1914Энвер-Паша - предатель Турции
автор сценария
1915Война и мир
автор сценария совм. с Я. Протазановым
1915Дикарка
автор сценария
1915Крик жизни
автор сценария
1915Маскарад чувств
автор сценария
1915Много ли человеку земли нужно?
автор сценария совм. с Н. Маликовым
1915Петербургские трущобы
автор сценария
1915Приваловские миллионы
автор сценария совм. с Э. Бескиным
1916Барышня-крестьянка
автор сценария совм. с О. Преображенской
1916Мысль
автор сценария
1917Любовь монаха
автор сценария
1919Железная пята
автор сценария совм. с А. Луначарским
1921Голод... голод... голод
автор сценария совм. с В. Пудовкиным
1923Помещик
автор сценария
1923Слесарь и канцлер
автор сценария совм. с В. Пудовкиным
1927Кастусь Калиновский
автор сценария
1927Поэт и царь
автор сценария совм. с Е. Червяковым
1928Четыреста миллионов
автор сценария совм. с Я. Бабушкиным
1929Песня весны
автор сценария совм. с А. Лежневичем
Монтажер
1919За красное знамя
режиссер монтажа
1919Последний патрон
режиссер монтажа
1922Великий Октябрь
режиссер монтажа
Актер
1913Ключи счастья
дядя
1914Дни нашей жизни
доктор
1914Энвер-Паша - предатель Турции
Вильгельм II
1915Война и мир
Наполеон
1915Крик жизни
эпизод
1915Приваловские миллионы
Бахарев
1916Власть земли
Обертышев
1917К народной власти
предположительно
1923Слесарь и канцлер
Гаммер
1923Хозяин черных скал
эпизод
1930Города и годы
эпизод
1930Мертвая душа
Иванов
1930Наши девушки
Матвеев
1930По ту сторону
доктор
1931Их пути разошлись
Айвазян
1931Кровь земли
1931Секрет
Жуков
1931Снайпер
генерал
1931Счастливый Кент
заведующий конторой
1932Блестящая карьера
Капнист
1932Встречный
Бабченко
1932Двадцать шесть комиссаров
человек с хризантемой
1932Сердце Соломона
председатель сельсовета
1932Слава мира
Пауль Форст
1932Тайна Кара-Тау
профессор Шахров
1932Утирайте слезы
дедушка Шадэ
1933Анненковщина
генерал Жадэ
1933Иудушка Головлев
Иудушка
1934Крестьяне
дед Анисим
1934Песня о счастье
профессор музыки
1934Чудо
Пушин
1935Гибель сенсации
Джек Рипль
1935Дубровский
князь Врейский
1935Интриган
директор Авиаинститута
1935Кондуит
Никита Павлович Камышев
1935Новая родина
две роли - Людвиг Верхольд и рабочий Сушкевич
1936Концерт Бетховена
профессор Маневич
1936Юность поэта
Мейер, гувернер лицея
1936Я люблю
хозяин
1937Пугачев
секретарь Сената
1937Соловей
пан Вашемирский
1938Враги
Печенегов
1938Год девятнадцатый
генерал
1938Петр Первый (2-я серия)
граф Толстой
1939Случай на полустанке
Никита Бахманов
1939Степан Разин
Киврин
1939Человек в футляре
директор гимназии
1940Приятели
1940Разгром Юденича
генерал Юденич
1941Антон Иванович сердится
Иоганн Себастьян Бах
1941Парень из тайги
Федор Потанин
1944Морской батальон
гражданин в кацавйке
1946Солистка балета
Любомирский
1950Огни Баку
Верфильд
1950Секретная миссия
Диллон