Сообщить об ошибке
Борис Барнет
режиссер, актер
 
 
Родился  18 июня 1902 г. в Москве. Учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Окончил Главную военную школу физического образования в Москве. Учился в ГТК (мастерская Л. Кулешова). Работал бутафором в Первой студии МХТ. С 1925 г. — режиссер различных студий страны.
Заслуженный артист РСФСР (1935).
Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1951).
Покончил с собой 8 января 1965 г.

... Ранняя биография и судьба Бориса Барнета, а, следовательно, и приход в искусство, полностью вписываются в его время. Люди этого времени, по меткому определению Вяч. В. Иванова, — «сгустки истории».

Радостное, мирное детство в большой и дружной семье («мелкобуржуазной» по послеоктябрьским меркам: отец — владелец небольшой типолитографии). Заповедный, благоуханный уголок старой Москвы &mda...

 
 

«Барнет был недооценен своими современниками» — эту формулу приходилось слышать столько раз, что она давно уже не требует доказательств. И даже пояснения вроде того, что коллеги-кинематографисты, конечно, любили Барнета как человека, но не могли по-настоящемуоценить его режиссерский гений — значения не имеют. Ведь формула «непризнанного гения» замечательно льстит самолюбию современного "барнетоведа«:как-никак, с...

 
 

[...] Барнетовские «инфантильность», «некультурность» есть синонимы известного термина «несознательность». В данном случае — «недостаточная сознательность». Это то, что мешает кинематографу Барнета, по мнению современников, сделаться полноценным общественным явлением. Для них Барнет есть некое воплощение их общей кинематографической молодости, своего рода дух чистого кино, эдакий Питер Пэн советского кинематографа....

 
 

Режиссер Барнет превосходно видит частность, он с такой реалистической силой воспроизводит отдельные характеры, что куски его ленты часто разрушают сценарий, а сам режиссер не умеет построить целиком реалистическое произведение.

Мы все помним превосходные частности в картинах Барнета, но как целую вещь больше всего помним «Окраину».

Барнет — режиссер, который еще не нашел своего драматурга.

Довершая работу К.&...

 
 

[...] В самые печальные сцены у вас врывается внезапно смех. Трагический момент у вас одновременно и комичен. Это почти отдает грубостью, настолько непочтительны вы перед торжественным. У вас мужской и яростный юмор, так что во время смеха часто мороз по коже пробирает и становится жутко... Вы не даете карикатур на серьезные вещи. Вы показываете их серьезно, поскольку они серьезны на самом деле. Только вы не&...

 
 

О фильме «Москва в Октябре»

Приближалась десятая годовщина Октября, и кинематограф включился в общую подготовку торжества. Предполагалось три значительные постановки [...] Доверия удостоились С. Эйзенштейн, Вс. Пудовкин и... Барнет.

Результат всем известен. Фильмы Эйзенштейна и Пудовкина («Октябрь» и «Конец Санкт-Петербурга») вошли в историю. Фильм Бардина «Москва в Октябре» — ушел в&n...

 
 

О фильме «Окраина»

Работающий в жанре соцреализма слеп на один глаз. Соцреализм был удовлетворением потребностей власти, которой перед смертью хотелось бы стать свидетелем победы собственной идеи. Отсюда и проистекают все беды советской кинематографии. Если бы советское кино развивалось естественным путем, то, думаю, «Окраина» Барнета определила бы эпоху больше, чем фильмы Эйзенштейна.

ВАЙДА А. П...

 
 

О фильме «Окраина»

[...] «Окраину» я до сих пор считаю одним из лучших фильмов мирового кино. По качеству барнетовские картины очень разные: есть уникальные — такие, как «Окраина», и есть, я бы сказал, средние. Такое ощущение, что их снимали разные режиссеры. Так случилось, что у него не было постоянных соратников. Он снимал почти на всех студиях страны и почти во всех регио...

 
 

О фильме «Окраина»

Я считаю чрезвычайно значительным произведением картину, которая лично для меня является одной из наиболее дорогих и любимых, но которуюпочему-тоу нас отводят на второй план. Это «Окраина» Барнета. Для меня она является картиной замечательных возможностей, заложенных как в самом художнике, так и в самой методике ее построения. Она задумана и выполнена совершенно наперекор тем тенденциям, котор...

 
 

О фильме «Окраина»

Свою репутацию «Окраина» уже сделала. Это самый пленительный и чарующий киноспектакль за последний год.

С «Окраиной» Барнет по праву занял место в первом ряду мастеров советской кинематографии. В связи с «Окраиной» пережито столько чудесных волнений, столько сказано восторженных слов мастерами и зрителями на диспутах и собраниях. Пора сделат...

 
 

О фильме «Однажды ночью»

«Однажды ночью» Барнета становится притчей поневоле.

Барнет — едва ли не единственный режиссер 30–40-х, пытающийся остаться внутри жизни как таковой — текучей, неоднозначной, плохо подчиняющейся идеологическим идентификациям — и каждый раз выходящий на бой с тоталитарным Мифом, подобно Ивану-дураку со Змеем Горынычем (чаще побеждал Змей). О...

 
 

О фильме «Борец и клоун»

...ни сценарист (Н. Погодин), ни постановщик (К. Юдин, а после его смерти Б. Барнет) не ставили целью воспроизвести на экране биографии этих людей. Они создали фильм, который рисует тяжелую, а порой и невыносимую обстановку, царившую в дореволюционном цирке, дикие нравы, жестокую эксплуатацию артистов, коварные интриги и жульнические приемы, с которыми встречаются здесь по-настоящему талан...

 
 

О фильме «Борец и клоун»

[...] Как всегда, Барнету удались эпизодические лица: Барнет понимает человека толпы, его слово, мысль, жест.

Очень хорошо глухой любитель борьбы — одессит, который многословно и путано показал борцу дорогу в цирк. Для старика это самый важный момент его биографии: старик показан так, что он оживляет толпу зрителей цирка, освещает ее. Надо сказать, что вся лента цельна, несмотря на то, что она снята двумя ...

 
 

О фильме «Борец и клоун»

[Барнету] совсем не удался образ знаменитого русского сатирика Анатолия Леонидовича Дурова. [...] Ключевой сценой должно было стать выступление Дурова на арене в день смерти его сына. [...]

К сожалению, у Барнета эта сцена не получилась, а из-за этого, лишившись своего завершения, потеряла убедительность и предшествующая ей сцена, когда посланные директором театра городовые уводят в цирк арти...

 
 

О фильме «Борец и клоун»

Лет десять назад два десятка случайных зрителей хихикали на просмотре фильма Бориса Барнета «У самого синего моря». На просмотре «Борца и клоуна», снятого Барнетом в 1957 году, в Синематеке не было свободных мест, как на фильмах Пабста или Фейдера. Но все, за исключением вашего покорного слуги и его друга Риветта, лишь морщились, взирая на эту чрезвычай...

 
 

Барнет был очень далек от всякой теории, он абсолютно не был ни философом, ни мыслителем, это все было ему абсолютно чуждо. Он жил мгновенной реакцией, был человеком действия, причем именно сиюминутного действия — вот почему в основе его работы на съемочной площадке, да и при монтаже, была импровизация. Он приезжал на съемку и, зацепившись за любую деталь в декорации, в костюме, заметивчто-тов лице акте...

 
 

В энциклопедии сказано: «Талант — это высокая степень одаренности. Это задатки, то есть природные анатомофизиологические особенности мозга и органов чувств».

Это определение целиком относится к Борису Васильевичу Барнету. Барнет был очень одаренный человек. Он хорошо лепил. Он хорошо пел. Хорошо рисовал. Он был хорошим актером. У него было своеобразное, присущее ему одному видение мира.

Каждому делу, которым он ...

 
 

В 1920 году я (...) ушел добровольцем в ряды Красной Армии. [...]

Не знаю, чем кончилась бы моя военная карьера, если бы ей не суждено было неожиданно оборваться. Летом 1922 года я заболелчем-товроде холеры. Меня отпустили в Москву, на лечение, потом демобилизовали.

Снова возник вопрос: а что же делать дальше?

Почему-тоя поступил тогда в Главную военную школу физического образования трудящихся при Главн...

 
 

[...] Борису Барнету был свойствен особый взгляд на человека: он видел то, что не видели другие, был в душе поэтом. Его фильмам присущакакая-тоудивительная, пронзительная интонация, лирическое начало, неповторимый, «барнетовский» юмор. Как разработаны им тончайшие нюансы поведения героев, как продуманно подобраны детали в кадре... У него вся режиссура — между строк. Вдруг в кадре возникает нечто такое, что, кажется, к де...

 
 

[...] Что послужило толчком к самоубийству? Как мне рассказывали, Барнет поссорился с Суриным и в запале сказал: «Хватит меня мучить, если я вам не нужен, пожалуйста, я уйду на пенсию», — и тут же на промокашке написал заявление. Это было в пятницу, а в понедельник все увидели на доске приказ об его увольнении. Вскоре Борис Васильевич уехал снимать в Ригу. И снова — случ...

 
 

[...] Я был знаком с Борисом Барнетом. [...] Первое, что он спросил: «Пить умеешь?» И мы с ним несколько раз успели посидеть за столом. До сих пор вспоминаю об этих встречах, как о самых дорогих страницах моей жизни.

Это был широкий, добрый человек. Говорил мне: «Не горюй. Делай то, что хочешь, а если не дадут, то не горюй, отдохни немножко».

[...] Про него ходили анекдоты. [....

 
 

Работы
Режиссер
1926Мисс Менд
сорежиссер
1927Девушка с коробкой
1927Москва в Октябре
1928Дом на Трубной
1930Живые дела
1930Пианино
1930Производство музыкальных инструментов
1931Ледолом
1933Окраина
1934Один из десяти
1935У самого синего моря
1939Ночь в сентябре
1940Старый наездник
1941Мужество (в Боевом к/сб №3)
1942Бесценная голова (в Боевом к/сб №10)
1942Славный малый
1944Однажды ночью
1947Подвиг разведчика
1948Страницы жизни
совм. с А. Мачеретом
1950Щедрое лето
1952Концерт мастеров украинского искусства
1955Ляна
1956Поэт
1957Борец и клоун
завершение фильма К. Юдина
1959Аннушка
1960Аленка
1963Полустанок
Сценарист
1926Мисс Менд
автор сценария совм. с Ф. Оцепом, В. Сахновским
1933Окраина
автор сценария совм. с К. Финном
1952Концерт мастеров украинского искусства
автор сценария
1955Ляна
автор сценария совм. с В. Ежовым, Л. Корняну
1963Полустанок
автор сценария совм. с Р. Погодиным
Художественный руководитель
1959Это наш сын
Актер
1924Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
Джедди, ковбой
1925На верном следу
хулиган
1925Шахматная горячка
эпизод
1926Мисс Менд
репортер
1927Москва в Октябре
эпизод
1928Дом на Трубной
эпизод
1928Потомок Чингис-Хана
английский солдат
1929Живой труп
карманный вор
1930Прорыв
эпизод
1933Окраина
эпизод
1939Ночь в сентябре
эпизод
1944Однажды ночью
Бальц
1946Синегория
Арсений Гай
1947Подвиг разведчика
генерал фон Кюн


Фестивали и премии
1989МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1926  Мисс Менд)
1948Сталинская премия
II степени (1947  Подвиг разведчика)
1934МКФ в Венеции
Приз программе советских фильмов (1933  Окраина)