Сообщить об ошибке
Александр Алов
режиссер
 
Родился 26 сентября 1923 г. В 1951 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И. Савченко). Работал на Киевской к/с, с 1957 г. — на к/с "Мосфильм".
С 1980 г. совм. с В. Наумовым руководил мастерской во ВГИКе.
Народный артист СССР (1982).
Умер 12 июня 1983 г.
Тексты
 

Принадлежа всецело эпохе оттепели, кинематограф Владимира Наумова и его многолетнего соавтора Александра Алова есть все же нечто большее, чем просто кино оттепели. В некотором смысле это — сама оттепель как последний живой и глубокий вздох советского мифа перед его окончательным превращением в бессмысленную и мертвую ритуальную скороговорку. Это — острейшее ощущение ...

 
 

Теперь, ретроспективно, вы угадываете в «Тревожной молодости» основные черты стиля Алова и Наумова:

- ненависть к охотнорядству, к тупой плоти, к опереточному самодовольству, сытости… то самое, что потом, в «Ветре», даст парадоксальную и нелепую фигуру проститутки, вываливающейся в революцию прямо из кортежно-кружевных бантов, а еще позднее, в «Мире входящему», выявится у Алова и Наумова хрустом разбитой посуды под колесами войны, исковерканными вещами, развеянным, раскромсанным бытом...

 
 

А если, как это делают реставраторы, смочить специальным раствором ватный тампон и слегка потереть им какой-нибудь уголок […] там, где хвалебные отзывы свидетельствуют о благополучной творческой судьбе… […] и из-за поздних напластований на картине проступят буквы горько иронического титула, которым удостоили молодых Алова и Наумова их друзья после того, как тем, едва дав начать работу, закрыли подряд несколько картин, — титул «мастеров подготовительного периода».

«Скверный анекдот» ст...

 
 

«Тревожная молодость» оказалась одной из первых картин-ласточек, обозначивших начала перемен. В ее приподнесенности, в ее счастливой талантливости отразилось мироощущение молодежи первой половины пятидесятых годов предвкушавшей перемены. […] И очень хотелось верить, что «пробьемся». «Пробьемся штыками» — это была любимая поговорка Саши Алова и Володи Наумова, она возникла в те самые пятидесятые,...

 
 

Ю. Бондарев. В фильме [«Берег»] возникла несколько иная конструкция. Я бы сравнил ее с готическим сооружением, имея ввиду пронзительность, остроту построения картины. В этой конструкции, оттеняя, подчеркивая мысль, возникают метафоры чисто кинематографические, визуальные, которые не могли быть в романе.

В. Наумов. Как в «Тегеране-43», мы активно использовали военную кинохронику и вновь попытал...

 
 

О фильме «Тревожная молодость»

Бурный темперамент и строгая достоверность в воссоздании эпохи, чувство целостности и богатство деталей, который тонко подмечают и передают режиссеры, — этим сразу привлекла «Тревожная молодость». Быт был воскрешен на экране так точно и живо, с таким обилием колоритных подробностей, что порой кажется, будто бы фильм снимали непосредственные свидетели тех лет.

ЗОРКАЯ Н. О ясности цели // А. Алов и В. Наумов. Статьи. Св...

 
 

О фильме «Павел Корчагин»

Сейчас уже ясно: новое поколение пришло в искусство и заявляет о себе все более решительно и внятно… […] В лучших произведениях молодых, созданных за последнее время, привлекает именно смелость, определенность трактовки материала, четкая концепция жизни. Таков фильм «Павел Корчагин», поставленный молодыми режиссерами Аловым и Наумовым. […] Центральное место в экр...

 
 

О фильме «Мир входящему»

[…] Шестидесятники ворвались в войну с эффектным кличем: «Мир входящему» — влетели вместе с Аловым и Наумовым в разрушенный мир, чтобы он обрел пацифистские очертания. Тем более что в названии их фильма помимо эффектности было заложено еще и нечто метафизическое, отдающее не Религией Войны, а подлинной религией — христианской. Тем более что раздавленные коляски и велосипедики, манекены и атланты на руинах их, аловско-наумовского Берлина вопили о ...

 
 

О фильме «Мир входящему»

Идея снять фильм о войне давно мучила нас. Вернее, даже не о войне, а о той грани, которая отделяет войну от мира. Об этих нескольких днях, может быть, даже часах, когда ломается ход истории, разрываются сложившиеся и необходимые на данный период отношения и связи и душа человеческая обретает нравственную чистоту и покой. […] Мы стремились сделать так, чтобы безусл...

 
 

О фильме «Скверный анекдот»

Январь 1987. Конфликтная комиссия рекомендует выпустить на экран фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Скверный анекдот»

История мытарств Скверного анекдота — одна из самых парадоксальных и печальных «рифм» перестройки с «оттепелью». В1966 г. журнал «Советский экран» успел даже отрецензировать снятый по рассказу Федора Достоевского фильм, однако в прокат он так и не попал. Серия беспрерывных обсуждений...

 
 

О фильме «Скверный анекдот»

Фильм Алова и Наумова вызывает шок: никогда еще с нашего экрана с нами не говорили с такой вот степенью ярости и презрения […] Алова и Наумова упрекали в безнадежности их взгляда; они отвечали, что в мире пселдонимовых, как его видел Достоевский, речь идет не о «маленьком человеке», […] а о «страшненьком человеке» «и&nbs...

 
 

О фильме «Скверный анекдот»

Перегружен фильм [«Скверный анекдот»] и символикой — алгеброй искусства. Эта чрезмерная алгеброизация, многозначительная, апеллирующая к рассудку, а не к сердцу, приводит к жестковатой рационалистичности. […] Я убежден, что эти […] дополнительные трудности, нагроможденные для нас авторами фильма, стоит перетерпеть. Терпение окупится. […] «Скверному анекдоту» хочется возражать, хочется оспаривать абсолютность авторской правоты, но он — произвед...

 
 

О фильме «Бег»

Пьеса М. А. Булгакова «Бег» в значительно большей мере, чем «Дни Турбиных» […] входит в круг произведений новаторских. […] Анализируя поступки и психологию врага (белогвардейцев), писатель смог нам помочь понять не только корни его враждебности, не только его судьбы, но и причины победы над этим врагом. […] Теперь ясно, что не только замысел пьесы ...

 
 

О фильме «Бег»

Речь идет об одном из начальных эпизодов второй, «эмигрантской» серии фильма [«Бег»], снятого по мотивам одноименной пьесы (а также ряда других произведений М. А. Булгакова) и вышедшего на экраны в 1970 году — на несколько десятилетий прежде того времени, когда само словосочетание «техника продаж» вошло в русский язык, а обозначаемым им предмет стал актуален для российских граждан. […] Время действия — 1921 год. Место действия — Стамбул, судя по всему...

 
 

О фильме «Тегеран-43»

[…] сопричастность личности с событиями, которые оказывали и продолжают оказывать существенное воздействие на ход современного исторического развития, и интересовали нас в первую очередь при работе над картиной «Тегеран-43». […] Действие ленты постоянно развивается в двух планах — прошлом и настоящем; мы стремились к тому, чтобы их взаимодействие выявля...

 
 

О фильме «Тегеран — 43»

герой Филозова — Шернер — вызывающе чужд активности и неукротимой активности соседствующих персонажей. При том, что именно он является в конечном счете злым гением всей террористической операции, именно он держит руку [...] на пульсе заговора, именно он организует покушение на «Большую Тройку». [...]

Филозов играет здесь нечто большее, чем реальн...

 
 

О фильме «Берег»

Если взять практически любой из наших фильмов, то нетрудно заметить, что нас всегда, независимо от времени и места действия картины, прежде всего интересовал момент сопряжения человеческой судьбы с явлением исторического масштаба. [...] Личность в столкновении, во взаимодействии с историческим потоком! В «Береге» это есть. [...] «Берег» — это призыв к доб...

 
 

Работы
Режиссер
1954Тревожная молодость
совм. с В. Наумовым
1956Павел Корчагин
совм. с В. Наумовым
1958Ветер
совм. с В. Наумовым
1961Мир входящему
совм. с В. Наумовым
1963Монета
совм. с В. Наумовым
1966Скверный анекдот
совм. с В. Наумовым
1970Бег
совм. с В. Наумовым
1976Легенда о Тиле
совм. с В. Наумовым
1980Тегеран-43
совм. с В. Наумовым
1984Берег
совм. с В. Наумовым
Сценарист
1958Ветер
автор сценария совм. с В. Наумовым
1961Мир входящему
автор сценария совм. с Л. Зориным, В. Наумовым
1963Монета
автор сценария совм. с В. Наумовым
1966Скверный анекдот
автор сценария совм. с Л. Зориным, В. Наумовым
1970Бег
автор сценария совм. с В. Наумовым
1973Как закалялась сталь
автор сценария совм. с В. Наумовым
1976Легенда о Тиле
автор сценария совм. с В. Наумовым
1980Тегеран-43
автор сценария совм. с В. Наумовым, М. Шатровым
1982Похождения графа Невзорова
автор сценария совм. с В. Наумовым
1984Берег
автор сценария совм. с Ю. Бондаревым, В. Наумовым
1989Закон
автор сценария совм. с Л. Зориным, В. Наумовым
Персонаж
1986Алов


Фестивали и премии
1985Государственная премия СССР
(1984  Берег)
1984ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Главный приз и Диплом (1984  Берег)
1981ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Главный приз (1980  Тегеран-43)
1981МКФ в Москве
Золотой приз (1980  Тегеран-43)
1981МКФ в Москве
Приз Общества «Родина» (1980  Тегеран-43)
1978ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Специальный приз жюри (1976  Легенда о Тиле)
1971МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (1970  Бег)
1961МКФ в Венеции
Специальный приз жюри (1961  Мир входящему)
1957МКФ в Москве
Серебряная медаль (1956  Павел Корчагин)