Сообщить об ошибке
Григорий Александров
режиссер
 
Родился 23 января 1903 г. Работал помощником костюмера, декоратора, электротехника в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе, одновременно работал в отделе искусств. В 1921-1924 гг. — актер Первого рабочего театра Пролеткульта в Москве. Работал на картинах С. Эйзенштейна ассистентом режиссера, сорежиссером.
В 1950-1957 гг. преподавал во ВГИКе, с 1951 г. — профессор.
Народный артист СССР (1948).
Герой Соц. Труда (1973).
Умер 16 декабря 1983 г.
Тексты
 

О фильме «Веселые ребята»

23 апреля 1932 г. вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Партия одним махом ликвидировала художественные объединения, установив над культурой жесткий контроль. Эта драконовская сверхзадача маскировалась отвлекающим маневром: в соответствии с постановлением высочайше был упразднен и воинственный РАПП.

Прекраснодушная интеллиг...

 
 

Условное пространство наступающего светлого будущего и было пространством «народной комедии» — жанра, особенно полно выразившего себя в фильмах Григория Александрова и Ивана Пырьева. Не случайно именно встреча на Красной площади или ВДНХ была кульминацией фильмов «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940) Александрова. […] Александров тяготел к образцам пышного голливудского шоу. Но эта пышность в духе времени вполне успешно символизировала богатство и зажиточность жизни в Сов...

 
 

О фильме «Волга-Волга»

В истории советского кинематографа музыкальной комедии Григория Александрова «Волга-Волга» во всех случаях обеспечено почетное место. В ортодоксальной истории советского кино — как одной из лучших кинокомедий, удостоенной Сталинской премии I степени. В пересмотренной истории — как одного из самых веских доказательств «оглупления» народа, иллюстрацией циничного сталинского лозунга «Жить стало лучше, жить стало веселее». […]

В «деле» «Волги-В...

 
 

О фильме «Весна»

По словам Григория Александрова, первый вариант сценария «Звезда экрана» (будущего фильма «Весна») был закончен 20 июня 1941 года. Через два дня началась война. А через два года после ее окончания фильм вышел на экраны.

Восемь раз профессор Никитина меняла область деятельности. Поначалу она занималась условными рефлексами в институте физиологии. Во время войны она превратилась в физика и работала со взрывчатыми веществами. В подробных замечаниях...

 
 

О фильме «Весна»

Еще в первые мирные годы Александров снял комедию «Весна» (1947), само название которой выражало надежду на послевоенное обновление общества. Знаменитая заставка студии — скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», вращающаяся на фоне Спасской башни Кремля, — впервые открыла именно этот фильм. […]

КОВАЛОВ О. История киностудии «Мосфильм» // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. 5. СПб, 2004.

...
 
 

О фильме «Веселые ребята»

После просмотра я сказал Александрову, что если бы у него не хватило сил, я бы ему с удовольствием помог драться с теми, кто будет выступать против картины. Этим я сказал, что категорически абсолютно за фильм.

Что меня радует в картине? У меня впечатление, что пришел человек, дал мне пилюлю и я помолодел. В картине я почувствовал хорошую, бодрую, ве...

 
 

О фильме «Веселые ребята»

И режиссерская, и операторская работа так же, как работа композитора (тов. Дунаевского) и всего актерского коллектива, в частности Орловой, безусловно, заслуживают быть поставленными в ряд лучших достижений кино за последний год. Целый ряд новых технических приемов, примененных в производстве (например, транспарантная съемка, большая панорамная съемка и др., хорошая запись звука), ставит эту кар...

 
 

О фильме «Веселые ребята»

Конечно, с точки зрения режиссерской техники в фильме [«Веселые ребята»] мало нового. То вспоминается Чаплин, то Рене Клэр, а порой даже и довоенные, наивные «трюки» Макса Линдера или блаженной памяти Глупышкина, очень остроумно модернизированные и поданные на новый лад. Вообще, является иногда мысль, что на этот раз московский «кинокомбинат» не был ...

 
 

О фильме «Да здравствует Мексика!»

Увиденное так нас ошеломило, произвело такое огромное впечатление, что родился замысел совершенно другого фильма. Мы увидели удивительную страну, где соседствовали причудливо и драматически переплетаясь, различные исторические эпохи и нравы, общественные уклады.

Так у Сергея Михайловича сложился грандиозный замысел исторического фильма — народно-героической драмы. […]

...

 
 

[…] в 1930-е гг. «Мосфильм» так и не создал искренне любимого зрителем героя социальной мифологии. Близко к подобному персонажу подступался Александров. Его комедии казались вариациями на тему Золушки, добивающейся при социализме не какого-то там принца, а всенародного признания. На самом деле это была перелицовка американского мифа о чистильщике ботинок, который в «стране равных возможностей» запросто может стать президентом. Однако образ «социалистической Золушки», воплощаемый Любовью Орлов...

 
 

[…] Размах режиссерских амбиций и жанрового диапазона Григория Александрова определился не сразу. В 1920-е годы он был актером в Первом рабочем театре Пролеткульта, затем стал сорежиссером Эйзенштейна, а в 1928 году подписал с Эйзенштейном и Пудовкиным знаменитую статью «Будущее звуковой фильмы. Заявка».

Испытывая подлинный интерес к технике звуковой киносъемки, он отправился в длительное зарубежное тур...

 
 

О фильме «Цирк»

60 лет назад, летом 1936 года, на экраны вышел «Цирк» Григория Александрова. Сразу же после премьеры фильм был объявлен решительным успехом рабоче-крестьянского киноискусства на жанровом фронте. Это была сущая правда. Эпоха сталинского социализма увековечила себя в абсолютно чуждом материале. Ни до ни после советский экран не знал столь победоносной игры по запрещенным правилам, ни до ни после не умел так блестяще расцветить идеологию нового строя класси...

 
 

О фильме «Волга-Волга»

У Г. Александрова, как говорят в кино, — золотые руки.

Он владеет техникой кино в высоком значении этого слова. Не только техника съемки у Г. Александрова совершенно современная, но он знает также, как надо делать комедию, как надо делать смех.

«Веселые ребята» — смешная комедия, правда, с цитатными местами.

«Цирк» отличался от...

 
 

[…] мы считаем своевременным заявить о ряде принципиальных предпосылок теоретического порядка, тем более что по доходящим до нас сведениям, новое усовершенствование кинематографа пытаются использовать в неправильном направлении.

Неправильное понимание возможностей нового технического открытия не только может затормозить развитие и усовершенствование кино как искусства, но и грозит уничтожением всех его современных формальных достижени...

 
 

Уважаемые товарищи Эйзенштейн, Александров.

Ваше письмо из Гидальдо от 25.VI получили 23.VII с.г.

Спасибо за внимание. Вы уже, вероятно, получили письма моего заместителя  т. Ю.М. Лисса о необходимости форсировать в[аш] выезд в СССР. Этими письмами  т. Лисс, давая согласие на продление срока Вашего отсутствия из СССР по август-сентябрь с.г., ставил перед Вами вопрос о необходимости форсировать Ваше возвращение в&nb...

 
 

28 июля 1934г.

Тов. Сталину, Кагановичу, Жданову, Стецкому, Молотову.

На заседании кинокомиссии ОБ (27.VI с.г.) под председательством тов. Стецкого (члены — Бубнов, Антипов, Шкирятов, Самсонов, Рабичев) произошла совершенно неслыханная вещь.

Просмотренная Вами и рядом других товарищей комедия Г. В. Александрова «Веселые ребята» с участием актера Л. Утесова называлась «контрреволюционной» (Бубнов), «дря...

 
 

Современное киноискусство представляет собой сочетание творческих элементов искусства с весьма сложной технической современной промышленной базой. […]

К вопросу же культуры американского кино следует отнестись весьма критически, ибо кинематографической культуры, в нашем понимании, Америка не знает. […]

В кино заложены огромные потенциальные возможности, которые надо уметь использовать не только в плане развлекательного кинематографа. Н...

 
 

20 ноября 1922 года я пришел на первую госкинофабрику, чтобы впервые участвовать в киносъемках. Не помню, какой фильм снимали в тот день на Житной, 29. Не помню и той эпизодической роли, которую мне, актеру Рабочего театра «Пролеткульта», предложили для кинодебюта. Память сохранила число — 20 ноября — и то, что перед началом съемки шел оживленный разговор о предстоящем образовании ССС...

 
 

[…] Александров был рядом с Эйзенштейном десять лет. Ровно десять. […] Он был первым подручным великого мастера и мог оставаться им еще долго. И, конечно же, достойно уважения, что он не захотел им оставаться — не захотел поступиться своим творческим и человеческим самолюбием, захотел проявить себя своевольно.

В его «уходе» не было ни малейшего вызова. Александров не стал сопернич...

 
 

Работы
Режиссер
1928Октябрь
совм. с С. Эйзенштейном
1929Старое и новое
совм. с С. Эйзенштейном
1931Сентиментальный романс
1932Да здравствует Мексика!
сорежиссер
1932Пятилетний план
1933Интернационал
1934Веселые ребята
1936Доклад Сталина И.В. о проекте Конституции СССР на чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов...
совм. с С. Бубриком, С. Гуровым
1936Цирк
1938Волга-Волга
1938Физкультурный парад
1940Светлый путь
1941Боевой киносборник № 4
1943Одна семья
совм. с М. Микаиловым, Р. Тахмасибом
1944Каспийцы
совм. с Н. Большаковым
1947Весна
режиссер-постановщик
1949Встреча на Эльбе
1952Композитор Глинка
1953Великое прощание
совм. с И. Копалиным, И. Сеткиной, Е. Свиловой, С. Герасимовым, М. Чиаурели
1958Человек человеку
1960Русский сувенир
1965Ленин в Швейцарии
совм. с Д. Васильевым
1966Накануне
совм. с Д. Васильевым
1967Десять дней, которые потрясли мир
совм. с М. Дарлоу, Н. Своллоу
1974Скворец и Лира
1979Да здравствует Мексика!
совм. с Н. Орловым
Сценарист
1924Стачка
автор сценария совм. с В. Плетневым, С. Эйзенштейном, И. Кравчуновским
1927Девушка с далекой реки
автор сценария
1928Октябрь
автор сценария совм. с С. Эйзенштейном
1929Старое и новое
автор сценария совм. с С. Эйзенштейном
1930Спящая красавица
автор сценария совм. с Г. и С. Васильевыми
1931Сентиментальный романс
автор сценария
1932Да здравствует Мексика!
автор сценария совм. с С. Эйзенштейном
1933Интернационал
автор сценария
1934Веселые ребята
автор сценария совм. с В. Массом, Н. Эрдманом
1936Цирк
автор сценария совм. С И. Ильфом, Е. Петровым, В. Катаевым
1938Волга-Волга
автор сценария совм. с М. Вольпиным, Н. Эрдманом
1938Физкультурный парад
автор сценария
1941Боевой киносборник № 4
автор конферанса совм. с А. Раскиным, М. Слободским
1944Каспийцы
автор сценария совм. с Н. Большаковым
1947Весна
автор сценария совм. с А. Раскиным, М. Слободским
1952Композитор Глинка
автор сценария совм. с П. Павленко, Н. Треневой
1958Человек человеку
автор сценария
1960Русский сувенир
автор сценария
1965Ленин в Швейцарии
автор сценария совм. с К. Кузаковым
1966Накануне
автор сценария совм. с К. Кузаковым
1967Десять дней, которые потрясли мир
автор сценария совм. с Н. Своллоу, Д. Грейнджером, М. Мерфи
1974Скворец и Лира
автор сценария совм. с А. Лапшиным, Н. Пекельником
1979Да здравствует Мексика!
автор сценария
1983Любовь Орлова
автор сценария совм. с Г. Александровым-мл.
Вокал
1936Цирк
Художественный руководитель
1943Одна семья
Актер
1923Дневник Глумова
1924Стачка
мастер
1925Броненосец „Потемкин“
лейтенант Гиляровский
1930Горе и радость женщины
Персонаж
1963Мелодии Дунаевского
1983Любовь Орлова


Фестивали и премии
1991МКФ в Берлине
Участие в Программе «Retrospective» (1949  Встреча на Эльбе)
1990МКФ в Берлине
Участие в Программе «Retrospective» (1949  Встреча на Эльбе)
1979МКФ в Венеции
Приз FIPRESCI (1979  Да здравствует Мексика!)
1979МКФ в Москве
Почетный Золотой Приз (1979  Да здравствует Мексика!)
1953МКФ в Локарно
Приз иностранных критиков лучшему фильму (1952  Композитор Глинка)
1953МКФ в Эдинбурге
Почетный диплом (1952  Композитор Глинка)
1950МКФ в Марианских Лазнях
Приз (1949  Встреча на Эльбе)
1950Сталинская премия
I степени (1949  Встреча на Эльбе)
1949МКФ в Братиславе
Приз (1949  Встреча на Эльбе)
1949МКФ в Готвальдове
Приз (1949  Встреча на Эльбе)
1947МКФ в Венеции
Приз за оригинальный сюжет (1947  Весна)
1941Сталинская премия
I степени (1936  Цирк)
1941Сталинская премия
I степени (1938  Волга-Волга)
1937Международная выставка декоративных искусств в Париже
Гран-при (1936  Цирк)
1934МКФ в Венеции
Приз за Лучшую режиссуру (1934  Веселые ребята)