Сообщить об ошибке
Иван Пырьев
режиссер, сценарист

Родился 17 ноября 1901 г. в с. Камень-на-Оби на Алтае. В 1923 г. окончил актерское отделение ГЭКТЭМАС, учился на режиссерском отделении. С 1921 г. — актер 1-го Рабочего Театра Пролеткульта, с 1925 г. — сценарист и режиссер к/с "Госкино", "Пролеткино", "Белгоскино", затем к/с "Союзкино" (ныне — "Мосфильм"). В 1955-1957 гг. — директор к/с "Мосфильм". В 1959-1968 гг. — худ. рук. Второго ТО "Мосфильма" ("Луч"). В 1957-1965 гг. — председатель Оргкомитета СК СССР.
Народный артист СССР (1948).
Умер 7 февраля 1968 г. в Москве.

Тексты
 

[…] Самой яркой чертой дарования Ивана Александровича Пырьева было его тяготение к условности, к жанру. […] Пырьев не умел показать на экране жизнь, не скрывшись за условностью.

Всякое искусство, в том числе искусство кино, условно по своей природе. Но Пырьеву нужна была условность осознанная, выраженная, определенная — условность жанровая. Как бывают «характерные» актеры, так он был «жанровым&...

 
 

В советском кино 30-х годов существовали две модели смешного — городская и деревенская. Первую представлял Григорий Александров, бывший соратник Эйзенштейна, штукарь и эксцентрик, пересадивший на нашу почву опыт танцевально-музыкального Голливуда. Вторую разрабатывал Иван Пырьев, создавший разновидность псевдофольклорного примитива, своего рода идеологический лубок, где искусственно созданный образ поющего народа погружался в архаическую стихию аграрного цикла. ...

 
 

Условное пространство наступающего светлого будущего и было пространством «народной комедии» — жанра, особенно полно выразившего себя в фильмах Григория Александрова и Ивана Пырьева. Не случайно именно встреча на Красной площади или ВДНХ была кульминацией фильмов «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940) Александрова и завязкой «Свинарки и пастуха» (1941) Пырьева. Пырьев ...

 
 

О фильме «Конвейер смерти»

[…] хорошее и дурное растет здесь [в фильме «Конвейер смерти»] на одной почве. Та сила, которая создает лучшее, порождает также самое дурное, и даже на том же самом пути. Она делает только лишний шаг, и «количество переходит в качество». Хорошее не развивается дальше, а делается дурным. А как часто делает Пырьев шагов двадцать лишних! Из-за этого и...

 
 

О фильме «Богатая невеста»

[…] «Богатая невеста» — в полном смысле музыкальный фильм. Музыка Дунаевского народна, мелодична, целиком соответствует всему произведению. Песенки этого фильма (тексты Лебедева-Кумача) быстро станут популярными. […]

Но, несмотря на простоту и даже примитивность сюжета, фильм смотрится с неослабным вниманием. Здесь сказывается близость его содержания каждому советскому ...

 
 

О фильме «Трактористы»

[…] «Трактористы» — смешная картина, но смешна она по-хорошему, без того трюкачества, которое до сих пор многим кажется необходимой принадлежностью кинокомедии …

Авторы картины построили сюжет на фактах соревнования двух тракторных бригад. Они сумели показать интересные, запоминающиеся, вызывающие наше сочувствие фигуры, внесли в действие много веселья, здорового юмора и&nbs...

 
 

О фильме «Трактористы»

[…] Сюжет неплох для комедии, хоть и не блещет новизной. Сценарист Помещиков разработал этот сюжет тщательно и уверенно: много ярких ролей, меткие диалоги, превосходная стремительность действия. Однако в чисто комедийном плане Помещиков не использовал и десятой доли тех возможностей, которые давал ему сюжет мнимого жениха. […]

Постановщику фильма режиссеру Пырьеву частенько приходится по...

 
 

О фильме «Секретарь райкома»

Слаженность актерского ансамбля, художника, оператора в большой мере обеспечила стилистическое единство постановки. «Секретарь райкома», бесспорно, наиболее зрелое произведение Пырьева …. Однако, добиваясь сюжетной увлекательности, авторы иногда впадают в другую крайность: кое-где стремление поразить зрителя острым фабульным ходом становится для них самоцелью и отодвигает на второй план друго...

 
 

О фильме «Свинарка и пастух»

«Свинарка и пастух» — ясное в своей жанровой установке произведение. Это смелая попытка создать комическую оперу — так условно можно обозначить жанр вещи, ибо бедность кинематографической терминологии принуждает обращаться к словарю смежных искусств. Рассматривать сценарий вне его (музыкального звучания — значит не понять его основной задачи. Этот сценарий следов...

 
 

О фильме «В шесть часов вечера после войны»

[…] Комедийный жанр труден на сцене и в кино. В особенности трудно сочетать смех и шутку с героической драмой. Тем более ценна удача нового фильма. Его достоинство — правдивость. В фильме нет искусственных положений, нет специального комикования. Есть тот хороший и тонкий юмор, который присущ русскому человеку и не оставляет его в самых критиче...

 
 

О фильме «В шесть часов вечера после войны»

[…] В этой картине есть то, что мы редко видим на экране, — поэтичность.

Большая заслуга в создании этого поэтического фильма принадлежит, конечно, Виктору Гусеву, и мне хочется вспомнить его добрым словом и пожалеть, что нет его больше среди нас, что прервалось хорошее творческое содружество, которое было у него с Иваном Пырьевым…

Р...

 
 

О фильме «Кубанские казаки»

[…] …послевоенные фильмы И. Пырьева «Сказание о земле Сибирской» и «Кубанские казаки» в свое время были объявлены образцами советской комедии, определяющими главную магистраль ее развития, удостоены почетных наград. Через несколько лет они были подвергнуты критике, стали синонимом лакировки и украшательства. […]

«Кубанские казаки» &mda...

 
 

О фильме «Белые ночи»

«Режиссер Иван Пырьев прочел (вероятно, давно) «Белые ночи» Достоевского. Написал сценарий и сам его снял. Для Ивана Пырьева конфликтом произведения является бедная жизнь какого-то чиновника и его мечты. Случайно чиновник встречает на улице привлекательную девушку и рассказывает ей о своих мечтах. Влюбляется в нее, но у девушки есть жених, жилец; по Пырьеву, он рево...

 
 

[…] После окончания «Весенних голосов» меня приняли в штат «Мосфильма», и я намеревался ехать в свой первый в жизни отпуск. Как вдруг — срочный вызов к директору студии Ивану Александровичу Пырьеву.

Я вошел в кабинет Пырьева и увидел там двух сосредоточенных людей в серых костюмах. […]

Иван Александрович начал задушевно и ласково:

- Вот, познакомься, это — замечат...

 
 

В тот зимний месяц я жил в Ленинграде в коммунальной квартире у друзей — приехал защищать диплом в ЛГИТМиКе, но каждый день звонил домой, в Москву — ожидалось прибавление семейства. Во время одного из звонков жена сказала:

- Тебе звонил Пырьев.

- Какой Пырьев? — переспросил я, подумав, что моя супруга имеет в виду сына Пырьева — Андрея.

- Сам. Пырьев Иван Александрович.

У ...

 
 

[…] он был перфекционист: все, что его, должно быть на самом высоком уровне.

Когда Пырьев стал директором, он развернул на «Мосфильме» грандиозное строительство. Построил два новых корпуса с павильонами, вырыл пруд, огородил территорию высокой чугунной решеткой и стал добиваться, чтобы все Воробьевы горы передали «Мосфильму» для натурных площадок.

Тут-то его и сняли. […]

[…] его персональное д...

 
 

Где-нибудь в первом часу ночи раздавался телефонный звонок.

- Это я, Пырьев. Не разбудил? Слушай, ты видел «Председателя»?

- Видел.

- И, наверное, не понравилось?..

- Нет, почему же, понравилось.

- Вам все не нравится… Ну ладно, будем защищать вместе…

Так начинался очередной разговор с Иваном Александровичем Пырьевым. Он звонил всегда поздно, видно не спалось. И ...

 
 

[…] Шефствовал над «Карнавальной ночью» И. А. Пырьев — тогда художественный руководитель студии «Мосфильм». Он‑то и уговорил и вдохновил Э. Рязанова на эту музыкальную комедийную картину. Иван Александрович смотрел каждый отснятый эпизод и, если он был неудачным, заставлял переснимать. Так «кабинет Огурцова» — первая встреча с Огурцовым-Ильинским — был переснят т...

 
 

[…] Я знал И. А. Пырьева еще со времен Мейерхольда. Иван Александрович был в его театре актером и выступал в «Лесе» в роли Буланова. Он выходил в этой роли в зеленом парике, в теннисных брюках и с ракеткой в руках. Кстати сказать, Мейерхольд очень ценил его в этой роли.

Потом Пырьев ушел в кино. Он поставил ряд хороших картин. Талант его, страстный, яростный и неровный, отм...

 
 

Впервые я увидел Ивана Александровича Пырьева весной 1949 года, едва придя работать на «Мосфильм». В красивой фетровой шляпе, как ни странно, удивительно шедшей к его простому мужицкому лицу, в элегантном заграничном плаще нараспашку он стремительно шагал, почти летел по студийному коридору, помахивая тростью с набалдашником, в которой не было никакой необходимости. Просто так, причуда. Впрочем, говорят, бывали случаи, ко...

 
 

[…]… мой первый (дипломный) сценарий «Богатая невеста» взялся ставить известный режиссер И. А. Пырьев. […]

Знакомство состоялось в московской гостинице, куда заинтересованная режиссером Пырьевым Киевская киностудия привезла меня, как невесту на смотрины.

Он. Здравствуйте. Хочу поехать на Украину и поставить ваш сценарий, если все в нем правильно.

Я. То есть как это «правильно»?

Он....

 
 

Мы начинали нашу работу в кино почти одновременно. На 3-й фабрике Госкино в Брянском переулке я снимал свой первый фильм «Господа Скотинины», Пырьев в это же время был ассистентом на картине «Крылья холопа» у Юрия Тарича.

Иван Александрович, или, как все называли его тогда, Ваня, был худощавым юношей с реактивным темпераментом. «Крылья холопа» по тому времени считались картиной масштабной и сложн...

 
 

[…] …я в первый раз увидел Ивана Пырьева. Кепка с выпирающего затылка была сдвинута на серые глаза, которые беспокойно, внимательно и недоверчиво ощупывали меня из-под козырька.

Он рассматривал меня, да и вообще каждого актера, впервые им приглашенного, словно прикидывал прочность, добротность строительного материала, подлежащего приобретению, но при этом локтями согнутых рук подтягивал постоянно сползавшие с тощего живота...

 
 

Можно по-разному относиться к фильму «Братья Карамазовы», который снял Пырьев, но обвинить его в несамостоятельности, в отсутствии точки зрения, единого главенствующего авторского интереса, рабском копировании великого произведения невозможно.

Когда я познакомился с Пырьевым ближе, я понял, почему он взялся за «Карамазовых», почему он пробовал себя два раза в других, менее близких ему и потому, видимо, ...

 
 

Иван Александрович Пырьев относился к людям пристрастным. В этом была его сила, в этом была, вероятно, и его слабость. В этом же была основная движущая энергия его поведения в жизни и в искусстве. Из этого же проистекали и недостатки его характера.

[…] Страстность была доминирующей чертой его характера. Потому, вероятно, его и влекло к Достоевскому, которого он воспринимал и интерпретировал по-своему...

 
 

18 января 1941 г.

Киностудия «Мосфильм» приступает к съемке кинофильма «Свинарка и пастух» по сценарию В. Гусева.

Сценарий картины — пастораль, в которой вместо аркадских пастушков действуют колхозники. Герои сценария лишены реальных черт, настоящих чувств, плоти и крови. Единственная привязанность, фигурирующая в сценарии — это любовь Глаши к поросятам. Поступки героев полны н...

 
 

Скучную, плохо сделанную картину, как в прессе или в Союзе ни хвали, зритель смотреть не станет. В этом отношении он, зритель, неумолим. За свои трудовые денежки ему хочется получить не пустоту и скуку, не назидательство поучения типа передовиц районных газет, а зрелище — интересное, яркое зрелище, которое могло бы потрясти его до глубины души или развеселить и рассмешить. Или просто избавить его «от...

 
 

…Раз мы ведем разговор о положительном герое, то хочется, чтобы мы выбрали его из числа тех, кто обаятелен своим умом, тактичностью, естественной непринужденностью своего поведения, кто отличается веселым нравом и привлекательным внешним видом, кто держится просто, умеет веселиться, знает толк в танцах, хорошей песне и т. д. и т. п.«

Смех нашего зрителя — это не горький смех сквозь слезы грусти, характе...

 
 

[…] Какими бы словами эти ораторы здесь меня ни убеждали, что смерть есть лучше жизни, а страдания и муки лучше счастья и радости, я никак не могу с ними согласиться. И не только потому, что в своих фильмах я никогда не показывал смерть (только в одном в период Отечественной войны, в «Секретаре райкома», я показал смерть людей). А всегда хотел показывать, удачно или неудачно, добро чел...

 
 

Эпизод 32

И престранный сон приснился Чичикову. Будто бы он вместе с Петрушкой появился на кладбище с покосившимися крестами и, встав на одну из могил, что повыше, оглядел будто бы кладбище и приказал Петрушке «произвести поголовную перекличку»…

Петрушка важно развернул бумагу, что была у него под мышкой, и начал громко выкликать:

- Петр Савельев Неуважай-Корыто! — Крес...

 
 

В зимнем театре «Эрмитаж» помещается первый рабочий театр Пролеткульта. Здесь готовится великолепный, красочный спектакль «Мексиканец» — режиссер Смышляев, художник Сергей Эйзенштейн. Нам, только что вступившим в студию этого театра, поручают маленькие роли «газетчиков». Работа в Пролеткульте продолжается до 1923 года. Одновременно с учебой я играю в спектаклях «Мексиканец», «Лена», &laqu...

 
 

Работы
Режиссер
1929Посторонняя женщина
1930Государственный чиновник
1933Конвейер смерти
1936Партийный билет
1937Богатая невеста
1939Трактористы
1941Любимая девушка
1941Свинарка и пастух
1942Секретарь райкома
1944В шесть часов вечера после войны
совм. с Г. Казанским
1947Сказание о земле Сибирской
1949Кубанские казаки
1952Мы за мир
совм. с. И. Ивенсом
1954Испытание верности
1958Идиот
1959Белые ночи
1961Наш общий друг
1964Свет далекой звезды
1968Братья Карамазовы
Сценарист
1928Оторванные рукава
автор сценария совм. с Б. Юрцевым
1928Переполох
автор сценария совм. с А. Аравским
1928Третья молодость
автор сценария совм. с А. Аравским
1930Будьте такими
автор сценария совм с Л. Соловьевым
1931Токарь Алексеев
автор сценария
1933Конвейер смерти
автор сценария совм. с В. Гусевым, М. Роммом
1947Сказание о земле Сибирской
автор сценарного замысла
1954Испытание верности
автор сценария совм. с бр. Тур
1958Идиот
1959Белые ночи
автор сценария
1961Наш общий друг
автор сценария совм. с В. Логиновым
1964Свет далекой звезды
автор сценария
1968Братья Карамазовы
автор сценария
Художественный руководитель
1951Песня молодости
1951Спортивный праздник молодежи
1961Иностранцы (в к/а Совершенно серьезно)
1961История с пирожками (в к/а Совершенно серьезно)
1961Как создавался Робинзон (в к/а Совершенно серьезно)
1961Приятного аппетита (в к/а Совершенно серьезно)
1961Совершенно серьезно (к/а)
Актер
1923Дневник Глумова
Персонаж
1963Мелодии Дунаевского
1979Иван Александрович Пырьев


Фестивали и премии
1969МКФ в Москве
Специальный приз (посмертно) (1968  Братья Карамазовы)
1969Премия «Оскар» Американской академии киноискусства
Номинация на приз за Лучший фильм на иностранном языке (1968  Братья Карамазовы)
1959ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Вторая премия (1958  Идиот)
1959ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Диплом (1959  Белые ночи)
1959МКФ в Лондоне
Диплом (1959  Белые ночи)
1959МКФ в Эдинбурге
Диплом (1958  Идиот)
1959МКФ в Эдинбурге
Диплом (1959  Белые ночи)
1951Сталинская премия
II степени (1949  Кубанские казаки)
1950МКФ в Карловых Варах
Премия Труда (1949  Кубанские казаки)
1948МКФ в Марианских Лазнях
Премия Труда и Премия за лучший цветной фильм (1947  Сказание о земле Сибирской)
1948МКФ трудящихся в ЧССР
Главная премия (1947  Сказание о земле Сибирской)
1948Сталинская премия
I степени (1947  Сказание о земле Сибирской)
1946Сталинская премия
II степени (1944  В шесть часов вечера после войны)
1943Сталинская премия
II степени (1942  Секретарь райкома)
1942Сталинская премия
II степени (1941  Свинарка и пастух)
1941Сталинская премия
I степени (1939  Трактористы)