Сообщить об ошибке
Всеволод Пудовкин
режиссер, актер
 
Родился 28 февраля 1893 г. в Пензе. В 1914 г. окончил отделение естественных наук физико-математического факультета МГУ. Участник Первой мировой войны; был в плену. С 1919 г. — химик завода ФОСГЕН №1, студент мастерской В. Гардина в Госкиношколе. В 1922-1925 гг. — студент ГТК (мастерская Л. Кулешова). С 1926 г. — режиссер к/с "Межрабпомфильм", с 1936 г. — к/с "Мосфильм".
Автор теоретических работ о кино.
Народный артист СССР (1948).
Умер 30 сентября 1953 г. в Дуболтах Латвийской ССР.
Тексты
 

[…] Пудовкин — реалист. Это главная черта его творчества. Он реалист по мировоззрению, реалист по методам художественной работы, реалист по характеру кинематографического языка. […]

Разумеется, из того, что реализм — ведущая особенность творчества Пудовкина, не значит, будто режиссер оставался реалистом постоянно, на всем протяжении художественного пути. […] сложен и извилист был этот путь, как, будучи в...

 
 

[…] Успешно пройдя университетский курс, Пудовкин не успел сдать выпускных экзаменов — началась война, и он добровольцем уходит на фронт. Пудовкин служил в артиллерии. Во время драматических для русской армии боев на Мазурских болотах был ранен в руку и попал в плен (это случилось в январе 1915 года).

Пудовкин оказался в лагере военнопленных, расположенном неподалеку от города Киля (Померания). Условия б...

 
 

О фильме «Мать»

[…] …были в фильме «Мать» художественные открытия даже по отношении к «Броненосцу „Потемкин“, чья слава гремела, когда выходил в свет фильм Пудовкина.

„Мать“ была воспринята как произведение, диаметрально противоположенное»Броненосцу «Потемкин», как его антипод.

И, действительно, в центре фильма «Мать» — истор...

 
 

О фильме «Мать»

В картине «Мать» предметы даны такими, какими их хочет видеть режиссер. Угол съемки, крупность плана, освещение — все это выражение значения данного человека в данный момент: все находится в руках режиссера.

Даже капли воды, падающие из рукомойника, — это время, которое накапливается по мере того, как накапливается тишина и отчаяние матери. […]

Рассматривая фи...

 
 

О фильме «Мать»

[…] фильм «Мать» — многое подсказал в решении актерской проблемы советского кино. […] Внешний рисунок роли Барановская и Пудовкин искали, отталкиваясь от внутренней логики образа. Так было со знаменитым жестом матери — Барановской, когда она узнает, вернее, предчувствует несчастье с мужем… Движение руки, которым мать как бы отстраняет надвигающееся горе, было ...

 
 

О фильме «Мать»

Впечатление от этого фильма было огромно. Актеры Н. Баталов, А. Чистяков, В. Барановская своей неповторимой реалистической игрой волновали сердца, держали в напряжении зрителей от первого до последнего кадра. Сразу стало ясно, что в лице В. Пудовкина мы имеем первоклассного мастера, умеющего создавать вдохновенные образы и извлекать из игры актеров самые сложные душевные движения. Кро...

 
 

О фильме «Конец Санкт-Петербурга»

Работа Пудовкина «Конец Санкт-Петербурга» производит на меня двойственное впечатление. Может быть, это объясняется переделками в сценарии.

Сценарий был задуман Зархи первоначально так.

Происходит революция, и параллельно ей не происходит романа. В старой схеме исторического романа личная история подвигается вперед благодаря историческим событиям, а прежде (более ранн...

 
 

О фильме «Конец Санкт-Петербурга»

Фильм В. Пудовкина «Конец Санкт-Петербурга» (1927) […] дает пример сочетания […] «общего плана» революционной эпохи с «крупным планом» индивидуальной судьбы представителя революционных масс, героя революционной эпохи. В целостном образе массы, типическом для раннего революционного искусства, возникает фигура протагониста.

[…] Сквозь простую историю ...

 
 

О фильме «Потомок Чингис-хана»

Последний фильм немой трилогии Пудовкина продолжает ту линию в раннем советском искусстве, где как бы переворачивается с ног на голову мифологический космос. […]

В «Потомке Чингис-хана» тоже происходит перестройка мифологического космоса — чрезвычайно глубокая и основательная. Мифологемы, которые здесь подвергаются обработке и переворачиванию, взяты из с...

 
 

О фильме «Потомок Чингис-хана»

[…] …история монгола Баира, принятого за наследника грозного восточного властелина и объявленного колонизаторами властителем Монголии, была необычна, экстравагантна, смысл ее в фильме опять-таки остался прежним: приход к революции, пробуждение сознания человека из народа. Поэтому «Потомок Чингис-хана» по праву может считаться последней частью кинематографической трилоги...

 
 

О фильме «Минин и Пожарский»

[…] «Минин и Пожарский» был посвящен […] теме отпора врагу, борьбе русского народа против иностранных интервентов. В этой картине […] звучала кантата, на этот раз на музыку Юрия Шапорина. […] финальные реплики Минина заключали в себе мысль, ради которой была создана вся картина. «Побили мы ляхов не оружием одним, а общим добрым согласием. По...

 
 

О фильме «Суворов»

[…] Трагедия Суворова очень глубока: у него в руках превосходная армия, он великий стратег, но армия его должна выполнять политически отсталые идеи, она не может быть полной победительницей.

Поэтому Суворов должен был выиграть сражение и проиграть кампанию.

В ленте мы все время видим войну в надписях: они говорят о егерях, о войсках, действующих огнем, а на экр...

 
 

О фильме «Возвращение Василия Бортникова»

[…] В фильме «Возвращение Василия Бортникова» проблемы воплощения современной темы, характера современника стали главным содержанием режиссерского творчества Пудовкина.

Многими своими особенностями эстетика и стиль фильма связаны с активным интересом и вдумчивым изучением системы Станиславского, которому Пудовкин, начиная с середины 30-х годов, отдавал много времени и&...

 
 

Я увидал Пудовкина, когда он был очень молодым — не только молодым человеком, но еще более молодым, вчерашним однодневным кинематографистом.

Он начал с шутливой ленты, потом перешел к научной ленте и это помогло ему не повторить ошибок соседей. […]

В кино он вошел так, как будто это было им построенное здание: после двух маленьких картин, снимая «Мать», он уже работал как могучий мастер.

Он ср...

 
 

Пудовкин умел держаться на студии как-то особняком, оставаться вне кинематографических дрязг, избегать столкновений с начальством. Может, именно поэтому он избрал своеобразную манеру жизненного поведения — некое постоянное лицедейство, шутовство. Где бы он ни находился, что бы ни делал, он всегда играл. Правда, на экране (а у него есть великолепные актерские работы) это получалось гораздо лучше, чем в жизни. Вспомним ...

 
 

В своем творчестве Всеволод Илларионович стремился непременно убедить всех в том, в чем он сам был глубоко убежден.

«Не надо забывать о том, — говорил Пудовкин, — чтобы за поиском новой формы выразительности, присущей искусству кинематографа, не „ускользнул“ духовный мир человека». «Без мысли искусства — нет», — постоянно повторял Пудовкин.

Пудовкина тянуло к н...

 
 

Съемки уже подходили к концу, когда к нам на студию заглянул Всеволод Илларионович Пудовкин. Он был в Баку проездом, но разве мог этот замечательный человек и настоящий кинематографист упустить такую возможность — встретиться со своими коллегами с маленькой провинциальной студии? Пудовкин посмотрел отснятый материал, дал несколько товарищеских советов, поговорил с актерами. […]

Вечером состоялась товарищеская встреча р...

 
 

Я заканчивала в 1930 году Ленинградский институт экранного искусства, когда ассистент Пудовкина Владимир Кочетов пришел пригласить меня на пробу к самому Пудовкину. […]

На протяжении всего пути из Ленинграда в Москву я перебирала варианты своего поведения, готовясь ко встрече со знаменитым режиссером. Решительно, но очень волнуясь, я нажала кнопку звонка, тотчас же услышав за дверью быстрые легкие шаги. Передо мною...

 
 

Изложив теоретическое обоснование какого-нибудь определения, я обыкновенно предоставлял ученикам критику, вопросы, добавления.

В таких случаях Пудовкин был незаменимым помощником.

Он вскакивал и, бурно и темпераментно жестикулируя, пояснял мои мысли лучше, чем это мог бы сделать я сам. Он редко задавал вопросы, а поправок делал бесконечное множество (будущий теоретик чувствовался в первых же его выступлениях). […]

Вырас...

 
 

Всеволода Илларионовича я звал неистовым художником. Он в работе был одержимым: не мог спокойно репетировать, скучно работать. Работая, он весь горел; когда актер репетировал, он или помогал, или сам шел на площадку, показывал. Радовался, когда получалось, и огорчался, если не получалось. Во время съемки молчал, сдерживал себя; я чувствовал, как шел процесс восприятия сцены. Невольно, когда играешь сцену, поворачиваешься, чтобы видеть по ...

 
 

Всеволод Илларионович часто играл эпизодические роли в своих фильмах, и в «Матери», в сцене обыска у Власовых, он исполнял роль жандармского офицера. Репетируя, Пудовкин и Баталов как бы соревновались друг с другом в игре. Один из самых напряженных моментов этой сцены — столкновение жандарма с Павлом, после которого жандарм ударял Власова по лицу. Сначала мы сняли кадры с Пудовкиным. А лицо ...

 
 

Я отчетливо помню день, когда Пудовкин в крохотном просмотровом зале показал мне «Конец Санкт-Петербурга» и вдруг я не узнал экрана. Он стал иным: передо мной были невиданно огромные здания, фигуры людей, как бы отлитые из бронзы; памятники, вещи — все стало значительным на этом новом экране.[…]

КОЗИНЦЕВ Г. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. Л., 1983.

...
 
 

Товарищу Сталину И. В.

Направляем на Ваше утверждение проект постановления ЦК о кинокартине «Адмирал Нахимов».

А. Жданов

А. Кузнецов

Н. Патоличев

Г. Попов

8/V.1946 г. 

Проект Постановления ЦК ВКП(б) о кинокартине «Адмирал Нахимов»

1. ЦК ВКП(б) отмечает, что в кинокартине «Адмирал Нахимов», поставленной режиссером Пудовкиным по сценарию Л...

 
 

Как-то зимой раскрылась дверь моей консультантской комнаты и заглянул, ища кого-то, В. И. Пудовкин. Как он попал на Потылиху и кого искал, я, конечно, уже не помню. Он снимал тогда фильм «Дезертир» (снимал затяжно и трудно) на фабрике «Межрабпом». Я знал его мимолетом — гостями встречались мы с ним в одном доме, — но в глазах моих он и сейчас стоит не&nb...

 
 

Отчетливая ритмическая структура кинокартины является как бы особой сеткой, пропускающей через себя только то, что не нарушает ее.

Все знают, что ритм служит могучим орудием впечатления, и, начиная управлять им, мы начинаем управлять зрителем. В самой основе кинематографической картины, в ее формальной структуре, независимо даже от того, что для нее снято, заметно твердое, отчетливо выраженное начало чередования (ритма). Я п...

 
 

Режиссер, снимая ленту, лишен возможности делать ее последовательно, то есть начать с первой сцены и, снимая сценарий, подряд дойти до конца. Причина этого проста. Если вы, предположим, построили нужную декорацию, то почти всегда оказывается, что сцены, идущие в ней, разбросаны по всему сценарию, и если режиссер вздумает, сняв сцену в этой декорации, перейти сейчас же к другой в порядке развития сценарного действия, то ...

 
 

Кинематографическим аппаратом, передвигаемым волею режиссера, создается в результате, после склейки снятых кусков (монтажа), новое кинематографическое время — это не есть то реальное время, которое требовалось в действительности явлению, протекавшему перед аппаратом; это новое экранное время обусловлено только скоростью наблюдения, только количеством и длительностью отдельных элементов, выбранных для экранной передачи снимавшегося процесса. Всякое явление п...

 
 

[…] мы считаем своевременным заявить о ряде принципиальных предпосылок теоретического порядка, тем более что, по доходящим до нас сведениям, новое усовершенствование кинематографа пытаются использовать в неправильном направлении.

Неправильное понимание возможностей нового технического открытия не только может затормозить развитие и усовершенствование кино как искусства, но и грозит уничтожением всех его современных формальных достижен...

 
 

Мне кажется, что звуковое кино сможет вывести киноискусство из некоторого кризиса, в который мы вступили. При всем обилии выразительных средств кино — я говорю о немом кино — не обладает достаточным количеством этих средств. Это прежде всего относится к передаче в кино абстрактных идей и понятий. Само собой разумеется, что термин «абстрактный» я употребляю здесь не в философском, а в кинема...

 
 

Когда-то, на заре кинематографии, американец Гриффит изобрел так называемый «крупный план» Тот самый крупный план, без которого не обходится сейчас ни одна картина. В чем был его смысл? Смысл его был в том, что аппарат, приближаясь к снимаемому актеру или вещи, позволял фиксировать внимание зрителя на какой-либо подробности. Подробность эта могла бы ускользнуть от внимания зрителя (то есть исчезнуть и из произведения иску...

 
 

Когда я впервые столкнулся с кинематографом, он поразил меня своеобразием своих задач. Ни одно искусство не могло с ним сравниться. Я чувствовал это, вероятно, интуитивно, ибо новое мое увлечение было внезапным и очень сильным.

Бросив завод, где я работал химиком, я поступил в ученики к Л. В. Кулешову, молодому режиссеру, работы которого положили впоследствии начало советской кинематографии. Пять лет я работал в ...

 
 

Работы
Режиссер
1921Голод... голод... голод
совм. с В. Гардиным
1925Механика головного мозга
1925Шахматная горячка
совм. с Н. Шпиковским
1926Мать
1927Конец Санкт-Петербурга
при уч. М. Доллера
1928Потомок Чингис-Хана
1930Простой случай
при уч. М. Доллера
1933Дезертир
1939Минин и Пожарский
совм. с М. Доллером
1940Кино за 20 лет
совм. с Э. Шуб
1940Суворов
совм. с М. Доллером
1941Пир в Жирмунке (в Боевом к/сб №6)
совм. с М. Доллером
1942Убийцы выходят на дорогу
совм. с Ю. Таричем
1943Во имя Родины
совм. с Д. Васильевым
1946Адмирал Нахимов
1948Три встречи
совм. с А. Птушко, С. Юткевичем
1950Жуковский
совм. с Д. Васильевым
1953Возвращение Василия Бортникова
Сценарист
1921Голод... голод... голод
автор сценария совм. с В. Гардиным
1923Слесарь и канцлер
автор сценария совм. с В. Гардиным
1925Луч смерти
автор сценария
1925Механика головного мозга
автор сценария
1940Кино за 20 лет
автор сценария совм. с Ю. Олешей, А. Мачеретом, Э. Шуб
1942Убийцы выходят на дорогу
автор сценария совм. с М. Большинцовым
1943Во имя Родины
автор сценария совм. с Д. Васильевым
Художник-постановщик
1924Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
1925Луч смерти
совм. с В. Рахлисом
Актер
1920В дни борьбы
красный командир
1921Серп и молот
Андрей
1924Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
Жбан, авантюрист
1925Луч смерти
Патер Рево, фашист
1926Мать
полицейский офицер
1927Конец Санкт-Петербурга
немецкий офицер
1929Веселая канарейка
иллюзионист-факир
1929Живой труп
Федя Протасов
1929Новый Вавилон
приказчик
1942Юный Фриц
1943Во имя Родины
немецкий генерал
1945Иван Грозный. 1-я серия
Никола Большой Колпак, юродивый
1946Адмирал Нахимов
1946Иван Грозный. 2-я серия
Никола Большой Колпак, юродивый
Персонаж
1960Всеволод Пудовкин


Фестивали и премии
1953МКФ в Венеции
Участие в Основной программе (1953  Возвращение Василия Бортникова)
1953МКФ сельскохозяйственных фильмов в Риме
Премия "Золотой колосс" (1953  Возвращение Василия Бортникова)
1951Сталинская премия
II степени (1950  Жуковский)
1950МКФ в Карловых Варах
Премия за выдающуюся режиссуру (1950  Жуковский)
1947МКФ в Венеции
Премия за лучшие массовые сцены (1946  Адмирал Нахимов)
1947Сталинская премия
I степени (1946  Адмирал Нахимов)
1941Сталинская премия
I степени (1939  Минин и Пожарский)
1941Сталинская премия
I степени (1940  Суворов)