Сообщить об ошибке
Владимир Венгеров
режиссер
 
Родился 11 января 1920 г. в Саратове. В 1943 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С. Эйзенштейна). С 1944 г. — режиссер к/с "Мосфильм", затем — к/с "Ленфильм". Работал ассистентом в группах Ю. Райзмана и Ф. Эрмлера.
Народный артист РСФСР (1978).
Умер 15 ноября 1999 г.

Владимир Венгеров не был ленинградцем по рождению, но, может быть, как никто другой из режиссеров послевоенного поколения — в своих фильмах, всем своим образом мыслей и даже жизни — соответствовал внутреннему закону ленинградской киношколы. Совершеннейший ленфильмовец.

Наверное, он стал им еще до того, как поступил в студийный штат. Венгеров учился во ВГИКе в военные 1940-е гг...

 
 

Ленинградец, ленфильмовец — первое, что о нем надо сказать. На «Ленфильме» с 1944-го, когда окончил ВГИК в мастерской Сергея Эйзенштейна.

И прежде всего — традиционная ленинградская верность достойной литературной основе — он, Венгеров, так и говорит, что хорошее кино получается, когда хороший режиссер ставит произведение хорошего писателя.

[...]

Владимир Венгеров сразу определился как режиссер-пов...

 
 

О фильме «Два капитана»

[...] перед нами «Два капитана» В. Венгерова, Лирическая и нередко патетическая интонация романтизма отмечает эту картину.

Здесь добро и зло отличимы в героях сразу же, с их первого появления, немедленно. Добро и зло изображены ярким цветом. И в этом нет ничего худого. [...]

Венгеров не боится даже и, казалось бы, неправдоподобия. Молитва героини карти...

 
 

О фильме \"Балтийское небо\"

[...] Хирург, делающий пластическую операцию, считает своей победой, когда пересаженная ткань приживается так, что ее не отличишь потом на теле оперируемого. Нечто подобное про изошло в фильме — несколько кадров документальной кинохроники настолько «плотно» вошли в фильм, что, право же, отличить их трудно даже самому искушенному зрителю. И наоборот, в ряде случаев ты в&nbs...

 
 

О фильме \"Балтийское небо\"

Экранизация романа Н.Чаковского «Балтийское небо» сначала была по ручена А.Иванову. Но тот, увлеченный постановкой «Поднятой целины», передал ее Венгерову.

Владимир Яковлевич был рад новой работе: "Получилось это неожиданно, а кажется, что только "небо" я и хотел делать всю жизнь. Так оно мне нравится«20. Однако скоро обнаружилось, что длинный, перегруженный событ...

 
 

Судьба режиссера Венгерова — одна из самых странных и печальных в советском кино второй половины XX века. Очевидно, что ему необходима была совершенно иная драматургия. Он не мог найти ее, хотя и постоянно обращался к хорошей литературе самого высокого класса. Даже в самых значительных своих и действительно выдающихся картинах — в «Балтийском небе», в «Рабочем поселке» &mdash...

 
 

Владимир Яковлевич Венгеров, первый режиссер, который поверил в мои драматические способности. Для меня эта проба [к фильму «Балтийское небо»] была важнейшей попыткой сыграть драматическую роль на экране после «Карнавальной ночи» и «Девушки с гитарой». [...]

Роль Сони принесла мне удачу. [...]

Венгеров про меня не забывал, и в 1965 году я снялась у него в фильме «Рабочий поселок&raqu...

 
 

[...] появился у нас на даче Венгеров. Среди киношников я не видел человека, столь беззащитного и тихого. И на студии ощущали в нем существо другой породы. И все рычали на него, оскалив зубы, и если не кусали, то потому лишь, что он не отлаивался. Скромный, тихий, не вполне заполняя собой коричневый свой костюм, широкий, коротконогий и тощий, — появлялся он и кротко выслушивал, знакомился...

 
 

[...] Все время чувствуешь, что можешь больше, чем делаешь, чем делают почти все долгостажные ассистенты и вторые режиссеры. У них, чем больше стаж, тем очевиднее их нерадивость и невежество. Я пугаюсь за себя, глядя на них. Нет определенной перспективы, нет этих спасительных экзаменов по семестрам впереди, отмечающих движение вперед, независимо от отметки. А мастер, кто его душу знает, справедливо занят своей работой и ему (постоянное со...

 
 

[...] Год ассистентства, должно быть, переменил тебя и меня. Мы взрослые ребята, и не к лицу нам изображать из себя говно в проруби или говно в сметане. Второе страшнее — самообман благополучия. Главное, Миша, надо нарушать инерцию. У меня на столике портрет Эйзена. Он учил нас этому в искусстве, а жизнь — предпосылка.

Я почему вдруг так расхорохорился? Потому что довелось мне попасть в нес...

 
 

Работы
Режиссер
1951Адыгейская автономная область
совм. с И. Гиндиным
1952Живой труп
1953Лес
совм. с С. Тимошенко
1954Кортик
совм. с М. Швейцером
1955Два капитана
1958Город зажигает огни
1961Балтийское небо
1962Порожний рейс
1965Рабочий поселок
1968Живой труп
1972Карпухин
1976Строговы
1979Вторая весна
1983Обрыв
Сценарист
1958Город зажигает огни
автор сценария
1968Живой труп
автор сценария
1976Строговы
автор сценария совм. с Г. Марковым, Э. Шимом
1983Обрыв
автор сценария


Фестивали и премии
1963МКФ в Москве
Серебряная медаль (1962  Порожний рейс)
1960МКФ в Венеции
Участие в Основной программе ((1960  Ленинградское небо))