Сообщить об ошибке
Владимир Высоцкий
актер, автор-исполнитель
 
Родился 25 января 1938 г. в Москве. Учился в Московском инженерно-строительноим институте. В 1960 г. окончил Школу-студию МХАТа. Работал актером в Московском театре им. Пушкина, Московском театре миниатюр. С 1964 г. — актер Московского театра драмы и комедии на Таганке (ныне — Театр на Таганке).
Среди театральных работ:
"Добрый человек из Сезуана" (1964), "Герой нашего времени" (1964), "Антимиры" (1965), "10 дней, которые потрясли мир" (1965), "Павшие и живые" (1965), "Жизнь Галилея" (1966), "Послушайте!" (1967), "Пугачев" (1967), "Берегите ваши лица" (1970), "Гамлет" (1971), "Вишневый сад" (1976), "Преступление и наказание" (1979) — Московский театр драмы и комедии на Таганке.
Гос. премия СССР (1987, за авторское исполнение песен; посмертно).
Умер 25 июля 1980 г.
Тексты
 

Ноябрь 1986 Секретариат правления СК СССР принимает решение о выдвижении на Государственную премию СССР Владимира Высоцкого (посмертно)

Владимир Высоцкий, сыгравший более чем в тридцати фильмах, при жизни не удостоился даже звания «заслуженного». Впрочем, вручение Государственной премии артисту из рук государства, по отношению к которому он находился в явной и неприкрытой оппозиции, в свое время вряд ли выглядело бы уместным и естественным. В любом случае, кинематограф...

 
 

Совершенно естественно, каждый актер хочет сыграть Гамлета. Вы знаете, сыграть Гамлета для актера — это все равно что защитить диссертацию в науке. Говорят, кому-то принадлежит это изречение. […]

Почему меня назначили на роль Гамлета? Были все в недоумении. До этого я играл в основном роли очень темпераментные, таких жестких людей, много играл поэтических представлений. Вот это, может быть, одна из причин, почему Любимов меня назначи...

 
 

Я хочу рассказать вам чуть-чуть про Театр на Таганке, в котором я работаю. Все почему-то думают, что есть какой-то такой полулегальный театр. Ничего подобного. Начинался он, этот театр, конечно, в протесте — как, в общем, и все настоящее. Правда, это был протест против всеобщей МХАТизации, которая была в то время, лет 12—13 назад, в Москве, — просто всеобщая такая МХАТизация. И театр выиграл эту первую бит...

 
 

Моя первая работа в кино — фильм «Сверстницы», где я говорил одну фразу: «Сундук и корыто». Волнение. Повторял на десять интонаций. И в результате — сказал ее с кавказским акцентом, высоким голосом и еще заикаясь. Это — первое боевое крещение.

1960 год — фильм «Карьера Димы Горина». Роль шофера и в этом же году «713-й просит посадки&raqu...

 
 

[…] И вот с чужим, со страхом и упованием доверенным «UHER»oм отправляюсь на Котельники, к Андрею Вознесенскому и Зое, где будет петь объявившийся и, говорят, неканонический «бард», молодой артист Таганки Высоцкий.

У каждого свое воспоминание о первом столкновении с феноменом Высоцкого. Для меня это ощущение неожиданной, накатившей почти физически силы звука. Трудно было представить, что этот парнишка...

 
 

[…] Голос Высоцкого как инструмент: он задает тон спектаклю. У него тон агрессивной и беззащитной естественности. И у него обертон — неслыханной, необычной судьбы. Это Шекспир, ставший понятным и близким,- и все-таки таинственный, непостижимый Шекспир. В роли Высоцкого понятны внутренние мотивы и таинственен внутренний свет. […] Выбор Высоцкого на роль Гамлета — счастливый и точный выбор. Прошлые роли&n...

 
 

По творческому напору Высоцкий был редким и уникальным явлением. Неоднократно мне доводилось быть свидетелем того, как он работал круглыми сутками, по четыре-пять дней. Причем не просто работал, а выкладывался. Днем съемка, вечером спектакль, да еще какой! — Гамлет или Галилей, ночью творчество за столом над белым листком, исписанным мельчайшими убористыми строчками. Два часа сна — и он готов к новому дню, полному разнооб...

 
 

Появился он у нас на картине «Короткие встречи». До него мы пробовали на главную роль другого актера, не буду называть его фамилию. […]

На студии появился простой парень — Высоцкий. Он выручил нас — снялся. Играл ли он? Он жил в картине. Он прожил эту экранную жизнь ярко и бессмертно.

В заколдованных болотах

Там кикиморы живут,

Защекочут до икоты <...

 
 

С растущей горечью думаю, как мало он сыграл в киноролей, достойных его самобытного, уникального дарования, а может быть, вообще не сыграл. Хотя список фильмов с его участием на первый взгляд впечатляет количеством.

Сначала, видимо, мешала внешность: рост, непривычное для нашего кинематографа лицо. В советском кино сложились свои, отличные от театральных амплуа — ни под одно из них Высоцкий не подходил. А тут еще ра...

 
 

Я обратил внимание на то, что чем глубже вживался он в свою роль, чем успешнее шла подготовка актерской пробы, тем все чаще предрекал он свой успех, не скрывая, что его что-то тяготит. Однажды он сказал мне: «Все равно меня на эту роль не утвердят. И ни на какую не утвердят. Ваша проба — не первая, все — мимо. Наверное, „есть мнение“ не допускать меня до экрана».

<...
 
 

Он был человек спортивный, энергичный. Тратил он себя без остатка на любом выступлении. Было впечатление, что у него тут и сердце разорвется. Он удивительно играл, с огромной самоотдачей — всегда. Он хотел сняться в кино, мечтал, чтобы вышла его пластинка. […]

Каким он пришел? Смешным. Таким же хриплым, в кепочке. Кепочку снял вежливо. С гитарой. В пиджачишке-букле. Без всякого фасона, не такой, как...

 
 

[…] я видел «Гамлета». […]

[…] и Высоцкий был Гамлетом. […]

[…] Каждое поколение имеет такого Гамлета, какого оно заслуживает. Наше — такого. Но это был Гамлет. Тот самый — шекспировский и наш. […]

КОЗИНЦЕВ Г. [О Гамлете Высоцкого] // Собр. Соч. в пяти тт. Т. 2. Л., 1983.

...
 
 

Летом 66-го мы снимали «Вертикаль» на Кавказе. Актерам довелось пожить недельку в палатке под ледником. Надо было набраться альпинистского опыта, вообще «почувствовать» горы. Особенно Володе. Мы очень рассчитывали на песни, которые он напишет. Без них картина не могла состояться. В это время на пике Вольная Испания случилось несчастье. Погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со стены. На помощь двин...

 
 

Высоцкий, конечно, является мифом, легендой XX века. Как случилось, что обычный паренек с московской окраины, вооруженный одной гитарой, смог завоевать любовь огромной страны. Причем завоевать без помощи средств массовой информации. Ни разу при жизни не был показан Высоцкий по Центральному телевидению. У него не было ни одного афишного концерта, скажем, в Москве или Ленинграде. Он смог напечатать только одно свое стихотворение в сборнике ...

 
 

О фильме «Маленькие трагедии»

Дон Гуан в «Каменном госте» в чем-то несет в себе черты и Чарского и импровизатора. Словом, прежде всего и больше всего он — поэт, и этим пронизано, определено его отношение к жизни. Несмирение — особенность характера всякого художника — ведет его из изгнания в Мадрид, в дом Лауры, где Дон Гуану грозит смерть. Несмирение сообщает на...

 
 

О фильме «Место встречи изменить нельзя»

Создавая Жеглова, Высоцкий чуть ли не впервые, что называется, вырвался на волю. А вырвавшись, проявил невиданную на съемочной площадке волю творческого порядка. Он подсказывал другим исполнителям «характерность», он диктовал своим поведением в кадре ритм всего эпизода. А однажды, как рассказывают, в отсутствие режиссера, сам снял подряд кадры «с ...

 
 

О фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»

В картине историческая подоплека сюжета обработана в духе народного лубка — это как бы полуфольклорный вариант обстоятельств женитьбы царского крестника. […] Владимир Высоцкий в роли Ибрагима играл преданность великому обновителю русской жизни, но и независимость характера, свободу суждений, нежелание подчинить свою частную жизнь государственным интересам. Он ...

 
 

О фильме «Служили два товарища»

Никто не ждал, что поручик Брусенцов в фильме «Служили два товарища» станет столь глубоким актерским созданием. Партнеры говорят, что все произошло от совпадения роли со стихийным, «нутряным» темпераментом Высоцкого. Стихия в нем, действительно, жила. Но, как обнаружил экран, было и другое. Равнодушие ко всем накопленным в подобных ролях приемам; способность пр...

 
 

О фильме «Плохой хороший человек»

Зоолог фон Корен абсолютно убежден, что некоторых людей — распутных, безвольных, нечистоплотных — нужно уничтожать «в интересах человечества». Эти его убеждения жестоки и по-своему логичны. Чехов, однако, заставляет этого аналитика взять в руки пистолет и, согласно правилам дуэли, направить на живого человека, коего следует «уничтожить». Трактовка роли в&nb...

 
 

Работы
Автор-исполнитель
1966Вертикаль
1966Я родом из детства
1967Война под крышами
1967Короткие встречи
1968Интервенция
1968Хозяин тайги
1969Внимание, цунами!
1969Опасные гастроли
1969Сыновья уходят в бой
1974Единственная дорога
1974Контрабанда
1975Бегство мистера Мак-Кинли
1975Единственная…
197672 градуса ниже нуля
1977Ветер "Надежды"
1977Вторая попытка Виктора Крохина
1978Точка отсчета
1979"Мерседес" уходит от погони
1983Баллада о доблестном рыцаре Айвенго
в исп. записи
1983Если верить Лопотухину...
в исп. записи
1984Милый, дорогой, любимый, единственный...
в исп. записи
1985Каждый охотник желает знать...
в исп. записи
1990Распад
в исп. записи
1991Вербовщик
в исп. записи
Автор песен
1966Последний жулик
1966Саша-Сашенька
1966Я родом из детства
1968Интервенция
1968Карантин
1969Опасные гастроли
1969Сыновья уходят в бой
1970Один из нас
1972Дела давно минувших дней
1973Черный принц
1974Иван да Марья
1974Одиножды один
1976Туфли с золотыми пряжками
1977Вооружен и очень опасен
1978Точка отсчета
1981Наше призвание
Автор текстов песен
1975Бегство мистера Мак-Кинли
2002Письма к Эльзе
2003С ног на голову
Вокал
1957Чудесница
Актер
1959Сверстницы
Петя
1961Карьера Димы Горина
Софрон
1962713-й просит посадку
американский моряк
1962Увольнение на берег
Петр
1963Живые и мертвые
веселый солдат
1963Штрафной удар
Александр Никулин
1965На завтрашней улице
Петр Егорович Маркин
1965Наш дом
механик
1965Стряпуха
Андрей Пчелка
1966Вертикаль
Володя
1966Саша-Сашенька
актер
1966Я родом из детства
Володя
1967Война под крышами
полицай
1967Короткие встречи
Максим
1968Интервенция
Бродский
1968Служили два товарища
Александр Брусенцов
1968Хозяин тайги
1969Белый взрыв
политрук
1969Опасные гастроли
Николай Коваленко - ое же Жорик Бенгальский
1972Четвертый
журналист Он
1973Волшебник Изумрудного города
озвучание
1973Плохой хороший человек
Николай Васильевич фон Коррен
1974Единственная дорога
Солодов
1974Остановите Потапова!
в используемых фрагментах
1975Бегство мистера Мак-Кинли
певец Билл Сигер
1975Единственная…
Борис Ильич
1976Сказ про то, как царь Петр арапа женил
Ибрагим Ганнибал
1977Они вдвоем
знакомый главной героини
1979Маленькие трагедии
Дон Гуан
1979Место встречи изменить нельзя
Глеб Жеглов
Персонаж
1980В. Высоцкий. Песни-монологи
1983Я возвращаю ваш портрет
1996Реквием
2005Смерть поэта
2008Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй


Фестивали и премии
1987Государственная премия СССР
За создание образа Жеглова (посмертно) (1979  Место встречи изменить нельзя)
1981ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Специальный диплом и Приз жюри (1979  Место встречи изменить нельзя)
1974Фестиваль Наций в Таормине
Приз за лучшую мужскую роль (1973  Плохой хороший человек)