Сообщить об ошибке
Юрий Яковлев
актер
 
Родился 25 апреля 1928 г. в Москве. В 1952 г. окончил актерский факультет Театрального училища им. Щукина (мастерская Ц. Мансуровой, Б. Захавы). С 1952 г. работает в Театре им. Вахтангова.
Среди театральных работ:
"Два веронца" (1952), "Европейская хроника" (1953), "Перед заходом солнца" (1954), "Да, вот она-любовь" (1955), "Фома Гордеев" (1956), "Ромео и Джульетта" (1956), "Филумена Мартурано" (1956), "Город на заре" (1957), "Идиот" (1958), "Стряпуха" (1959), "Дамы и гусары" (1960), "Русский лес" (1961), "Живой труп" (1962), "Двое на качелях" (1962), "Принцесса Турандот" (1963), "Миллионерша" (1964), "Конармия" (1966), "Планета надежды" (1966), "На всякого мудреца довольно простоты" (1968), "Память сердца" (1970), "Здравствуй, Крымов" (1971), "Шаги Командора" (1972), "Маленькие трагедии" (1974), "Господа Глембаи" (1975), "Гибель эскадры" (1977), "Великая магия" (1979), "Леший" (1979), "Анна Каренина" (1983), "Три возраста Казановы" (1985), "Кабанчик" (1987), "Стакан воды" (1988), "Уроки мастера" (1990), "Без вины виноватые" (1993), "Пиковая дама" (1996), "Веселые парн

Ни один зритель никогда в жизни не догадается, что самой пустячной своей работой в кино народный артист Юрий Яковлев полагает роль во всенародно обожаемой Иронии судьбы... И всегда сетует на то, что начиная с семьдесят пятого года публика желает видеть в нем Ипполита и только Ипполита. Потешный в своем непроходимом занудстве горе-ухажер, чью веру в&nb...

 
 

Он очень красив. И не просто красив, а породист. У него тонкие черты лица, удивительного тембра мягкий голос, он высок, изящен, элегантен в движении и жесте. У него счастливая актерская судьба: очень скоро он занял в театре ведущее положение, много и интересно снимался в кино. Короче, Юрий Яковлев — счастливчик.

Об этой роли Яковлева забыли. Даже на страницах «Советского экрана» не на...

 
 

[...] неуклюже ловкий, изящно беспомощный, грустновато смешной и, главное, обаятельный, всегда обаятельный. Актер представляет злоключения своего героя невсерьез, а с большой долей иронии, как будто подчеркивая условность, не «всамделишность» своего экранного бытия.

Яковлев развлекает зрителя, он дает ему возможность слегка задуматься, слегка посмеяться и ощутить приятное превосходство над глуповатым, но обаятельным кинематографическим чуд...

 
 

[...] «Обаятельный актер» — это стало расхожим определением, почти банальностью. Но это именно так: помимо всех других сторон своего дарования, Яковлев наиболее щедро наделен самым загадочным, менее всего поддающимся логическому определению даром—обаянием. Тут сила и слава Яковлева, тут и источник тревог о его дальнейшей актерской судьбе.

Помните «Гусарскую балладу»? [...]

И — молодой Яковлев, живой как ртут...

 
 

О фильме «Идиот»

Пырьев, отвергая известных исполнителей, настойчиво и упорно шел к «своему» князю Мышкину. Он сознательно исключал привлекательный для многих трактовок акцент изображения душевной болезни героя, он стремился утвердить прежде всего дорогую для общества исключительность этого человека, сохранившего детскую чистоту души и честность восприятия жизни.

Малоизвестного, начинающего актера Юрия Яковлева режиссер увидел сл...

 
 

О фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»

В этой роли нет ни яркого антуража, как, допустим, в «Гусарской балладе», ни выразительного грима, ни нарядных костюмов. Напротив, и сам Ипполит, и все его окружение подчеркнуто обычно. На протяжении всей картины Яковлев серьезен. Но именно это несовпадение его поведения и всего случайного, нелепого, что происходит на экране, рождает комический эффект, вызывая с...

 
 

О фильме «Иван Васильевич меняет профессию»

Изобилие смешных ситуаций, где авторы смело используют эксцентрику, даже буффонаду, выразительная, на грани скоморошества игра прекрасных актеров вызывали самую живую реакцию зрителей, постоянный смех. Яковлев был одинаково хорош и в образе мелкого бюрократа Бунши с обязательным дерматиновым портфелем, в кургузом полотняном костюмчике, из которого он «вырос», и в образе гро...

 
 

О фильме \"Идиот\"

Он знал, понимал, любил актера. Он точно знал, чего хочет от актера. Каждую сцену он снимал с "захлестом«—в ней было больше того, что требовалось, но тогда-то и рождалась та страсть — лучшее в его фильмах. Порой он впадал в ужасающую безвкусицу, согласен с вами, но он был по-настоящему талантлив, он был истинным самородком — грубым и цен...

 
 

Наша профессия зависима, говорят, она вторична, а мне кажется, даже третична: над нами не только режиссер со своим видением роли, но и драматург. Казалось бы, можно ли при таком положении вещей говорить о личности актера? Но я прямо не связываю это понятие с зависимостью в профессии. Личность, по моему разумению, понятие широкое, включающее в себя многое. Например, отношение актера к своей профессии, к сидящи...

 
 

Работы
Актер
1955Толстый и тонкий
тонкий
1956Много шума из ничего
Кисель
1956На подмостках сцены
Чахоткин
1956Необыкновенное лето
Дибич
1958Ветер
Закревский
1958Идиот
князь Мышкин
1959Город на заре
Альтман
1959Заре навстречу
Сапожков
1961Суд сумасшедших
Ричард Старк
1961Человек ниоткуда
Поражаев
1962Гусарская баллада
Ржевский
1963Большая дорога
Поливанов
1963Русский лес
Каттель
1964Легкая жизнь
Александр Бочкин
1965Друзья и годы
Юрий Державин
1965Как Вас теперь называть?
текст от автора
1966Берегись автомобиля
текст от автора
1966Выстрел
граф
1966Девочка на шаре
папа
1967Анна Каренина
Стива Облонский
1968Крах
Федоров
1969Король-олень
король Дерамо
1969Сюжет для небольшого рассказа
Потапенко
1970Синяя птица
озвучание
1970Чайка
Тригорин
1971Старики-разбойники
текст от автора
1972Опасный поворот
Роберт Кеплен
1972Схватка
Иохим
1973Иван Васильевич меняет профессию
Иван Васильевич Бунша, царь Иван Васильевич Грозный
1974Любовь земная
Брюханов
1974Похождения Чичикова
текст от автора, в фильме "Манилов"
1975Ирония судьбы, или С легким паром!
Ипполит
1975Парта Гугуцэ
озвучание
1977Право первой подписи
текст за кадром
1977Судьба
Брюханов
1977Юлия Вревская
Великий князь
1978Бархатный сезон
д`Брашен
1978Муми-тролль и другие
озвучание
1978Три ненастных дня
Корнилов
1979Поэма о крыльях
Сикорский
1980Идеальный муж
Роберт Чилтерн
1980Три года
Григорий Панауров
1981Бешеные деньги
Телятев
1981Карнавал
Соломатин
1981Мы, нижеподписавшиеся
Девятов
1981Приключения Васи Куролесова
озвучание
1982Старуха, дверь закрой!
текст от автора
1985Битва за Москву
генерал Петровский
1985Страховой агент
текст за кадром
1986Время сыновей
Дубцов
1986Кин-дза-дза
Би
1986Левша
Николай I
1986Остров сокровищ
озвучание
1986Улыбка Леонардо да Винчи
текст от автора, озвучание
1987Избранник судьбы
текст от автора
1987К расследованию приступить. Ф. 2-й: Клевета
Звягинцев
1987Претендент
Билли
1987Самовар Иван Иваныч
озвучание
1988Штаны
Богданов
1989Музыкальный магазинчик
озвучание
1989Рождение Эрота
озвучание
1990Ловушка для одинокого мужчины
комиссар полиции
1991Дело Сухово-Кобылина
Его превосходительство
1991Иван-царевич и Серый волк
озвучание
1991Машенька
старый поэт
1991Семь дней после убийства
Михаил Романович
1992Ближний круг
озвучание
1992Гардемарины-III
фельдмаршал Апраксин
1992Давайте без фокусов
текст от автора
1992Мелочи жизни
1992Милостивые государи
четыре роли
1992Плащаница Александра Невского
1992Танцующие призраки
отец
1993Дети чугунных богов
генерал
1993Супермен поневоле, или Эротический мутант
отец
1994Трагедия века
в используемых фрагментах
1995Воровка
текст от автора
1997Графиня де Монсоро
барон де Меридор
1997Корабль двойников
текст от автора
1998Старые песни о главном 3
текст от автора
1999Восток — Запад
старик в коммуналке
2001Дракоша и компания
профессор из музея
2004Место под солнцем
В эпизоде "В балетной школе"
2007Ирония судьбы. Продолжение
Ипполит


Фестивали и премии
2008КФ «Созвездие»
«За выдающийся вклад в профессию» ((  ))
2005КФ «Амурская осень» в Благовещенске
Специальный приз «За честь и достоинство» ((  ))
1998КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз «За верность идеалу в искусстве» ((  ))
1979Государственная премия СССР
(1974  Любовь земная)
1979Государственная премия СССР
(1977  Судьба)
Библиография
  • Касьянова Л. Юрий Яковлев. — М., Киноцентр, 1988. Бабочкина Н. Когда и без мелкоскопа видно
  • Сов. культура. 1987. 26 февр. (о ф. Левша, в т. ч. о Ю. Я.); Лордкипанидзе Н. Для души!
  • Сов. культура. 1987. 7 апр. (о ф. Кин-дза-дза, в т. ч. о Ю. Я.); Яковлев Ю.: "…И порвался серебряный шнур?" Лит. запись С. Альтер
  • ТЖ. 1987. № 9; Павлова И. Лубок с секретом
  • Смена. 1987. 24 июня (о ф. Левша, в т. ч. о Ю. Я.); Седых М. Навстречу современному человеку
  • ТЖ. 1987. № 14 (о сп. "Кабанчик", в т. ч. о Ю. Я.); Этуш В. Партнер
  • Сов. культура. 1988. 23 апр.; Николаев П. Свидетельство театра
  • МК. 1988. 28 апр. (о сп. "Стакан воды", в т. ч. о Ю. Я.); Берман Б. Привет со свалки…
  • Мнения. 1989. Вып. 3 (о ф. Штаны, в т. ч. о Ю. Я.); Польская Л. Выкройка для Штанов
  • Сов. культура. 1989. 12 окт. (о ф. Штаны, в т. ч. о Ю. Я.); Свободин А. Последний "антисталинский" спектакль?
  • ЭиС. 1990. 25 окт. (о сп. "Уроки мастера", в т. ч. о Ю. Я.); Плавинский А. Неконвертируемая монета
  • ДА. 1991. № 2 (о сп. "Уроки мастера", в т. ч. о Ю. Я.); Яковлев Ю.: "Грустно, господа, бывшие товарищи…" Инт. Г. Цитриняка
  • ЛГ. 1993. 19 мая; Быков Д. Чугуний
  • Экран. 1993. № 8 (о ф. Дети чугунных богов, в т. ч. о Ю. Я.); Любимов Б. Опыт написания положительной рецензии
  • Театр. 1993. № 12 (о сп. "Без вины виноватые", в т. ч. о Ю. Я.); Львов-Анохин Б. Театральный мир Петра Фоменко
  • ЭиС. 1994. 15 – 22 сент. (в т. ч. о сп. "Без вины виноватые" и о Ю. Я.); Фридштейн Ю. "Милый обманщик": вариация на тему
  • Культура. 1996. 17 февр. (о сп. "Веселые парни", в т. ч. о Ю. Я.); Свободин А. Юрий Яковлев в зеркале домашнего альбома
  • Культура. 1998. 23 апр.; Чупринина Ю. Интеллигент с гусарским прошлым. Инт. с Ю. Я.
  • ОГ. 1998. 23 – 29 апр.; Егошина О. Ипполиту — 70!
  • НГ. 1998. 25 апр.; Никифорова В. Король, гусар, граф
  • РТ. 1998. 25 апр.; Белинский А. Лицедей
  • ЭиС. 1998. № 16; Седых М. Какая прелесть этот ваш (наш) Юрий Васильевич Яковлев
  • ЛГ. 1998. 29 апр. Яковлев Ю.: Альбом судьбы моей. — М., Искусство, 1997.