Сообщить об ошибке
Марлен Хуциев
режиссер
 
Родился 4 октября 1925 г. в Тбилиси. В 1952 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И. Савченко). Работал режиссером-постановщиком Одесской к/с, к/с им. Горького, с 1965 г. — режиссер-постановщик к/с "Мосфильм". В 1968-1971 гг. — худ. рук. ТО "Экран" ЦТ. Режиссер-постановщик сп. "Случай в Виши" (1967, восст. в 1987, театр "Современник"). С 1978 г. ведет мастерскую режиссуры игрового кино во ВГИКе, с 1987 г. — зав. кафедрой режиссуры игрового кино, профессор. С 1989 г. — президент Гильдии кинорежиссеров России. В 1994-1995 гг. — президент КФ "Окно в Европу".С 1998 г. — председатель Комитета по игровому кино СК.
Народный артист СССР (1986).
Орден "Знак Почета" (1975).
Орден "За заслуги перед Отечеством" IV cтепени (1996).
Орден "За заслуги перед Отечеством" III cтепени (2000).

Автор девяти картин, включая одну короткометражную, одну телевизионную и одну неигровую, Марлен Хуциев вправе претендовать на место в книге кинематографического Гиннесса — как постоянно и на протяжении многих лет действующий режиссер с минимальным количеством снятых фильмов.

Он и впрямь всегда был режиссером действующим. Действующим активно самим своим присутствием, оказавшим куда большее влияние на окружающую кинематографическую ...

 
 

Два города постоянно были с ним. Третий — Одесса, где он снял свои ранние картины, это другое. В Тбилиси Хуциев помнил Москву, как помнят и видят во сне места своего детства, а потом, снова попав в столицу юношей, узнал все улицы, все переулки у Ильинских ворот, где жил мальчиком. В Москве он всегда чувствовал, что есть на свете Тбилиси. Москву Марлен Хуциев снял с такой сыновней любовью, с таким любованием ею, к...

 
 

[...] Его первая картина "Весна на Заречной улице", сделанная по сценарию и в сотрудничестве с Ф. Миронером, обозначила эту тему и этот почерк.

...Дождь. Улица под осенним дождем. С подошедшего поезда слезают пассажиры, у автобусной остановки выстраивается очередь. Разбрызгивая лужи, все бросаются к автобусу. На остановке остается одна фигура в неуклюжем дождевике, с чемоданом и авоськами в руках. Она ...

 
 

Нам в предварительном порядке показали материалы к кинофильму с весьма обязывающим названием: "Застава Ильича". Картина ставится режиссером тов. М. Хуциевым на киностудии им. М. Горького под художественным руководством известного кинорежиссера тов. С. Герасимова. Надо прямо сказать, что в этих материалах есть волнующие места. Но они, по сути дела, служат прикрытием истинного смысла картины, который состоит в утверждении неп...

 
 

М. Барабанова. [...] Меня волнует только один вопрос. Меня сегодня т. Хуциев не убедил ни в чем, не убедил и в самом главном: мне кажется, он остается при этой концепции... Тов. Хрущев — власть, он сказал нет, и мы все говорим нет. Это же так. [...]

Появилась вторая часть сценария. И вот представьте: я, простой зритель, прихожу в кино, смотрю три часа картину, и потом основной ге...

 
 

— После каждого курса даю себе слово больше не набирать, — признается Марлен Мартынович. — Это забирает столько духовных и физических сил! Но вчера снова работал с ребятами на площадке, где они готовят отрывки. Общаться с этими молодыми талантливыми людьми, если выразить одним словом, — счастье.

Петр Черняев. Марлен Мартынович, а сами вы как относились к учителям?

<...

 
 

Савва Ямщиков. Марлен, [...] что в прожитом считаешь для себя самым близким и сокровенным? Начиная с учителей, кончая творчеством, какими-то мировыми или просто частными встречами.

Марлен Хуциев. Очень трудно выделить конкретно, как формулу: вот это — главное. Но в общем я могут понять, чтo объединяло многое мое самое главное. Я очень люблю Грузию, Тбилиси, и все-таки я большую ...

 
 

...Я помню глаза Барнета. Ему одному из первых показывали «Весну на Заречной улице». В темноте маленького просмотрового зала Одесской киностудии сидят трое: Барнет, Хуциев и Миронер. Маститый режиссер то и дело отрывается от экрана и бросает недоверчивые взгляды на двух молодых. Неужели это сделали они? [...] мы познакомились в общежитии ВГИКа, [...] где я впервые узнал, что у Хуциева и Миронера е первом ку...

 
 

О фильме \"Весна на Заречной улице\"

... двум выпускникам Института кинематографии (Миронер и Хуциев вышли из мастерской И. Савченко вместе с Аловым и Наумовым) помогло восстановление Одесской студии. Здесь было проще получить постановку. [...] Одесса дала возможность начать Хуциеву, хотя многострадальный сценарий Феликса Миронера и там пролежал два года, прежде чем Хуциев вместе с Миронером принялся за постановку. В процессе съ...

 
 

О фильме \"Весна на Заречной улице\"

Пейзаж открывает дорогу стихийному жесту персонажа: [...] весенний ветер, влетающий в комнату и сметающий на пол листочки с сочинениями, как бы способствует раскрепощению героя в любовном плане.

В этой картине по сути собран основной арсенал стилевых приемов раннего оттепельного кино. Начиная с того, что фильмов со словом «весна» в названии только в 56-м вышл...

 
 

О фильме \"Весна на Заречной улице\"

М. Хуциев и Миронер, пожалуй, первыми прикоснулись к теме необычайно созвучной нашему времени. Открытие Человека, пробуждение личности — вот эта тема. Молодые режиссеры, обратившись к герою, лишенному каких бы то ни было внешних атрибутов значительности, открыли (точнее — приоткрыли) перед нами дорогу к богатствам, именуемым духовным миром современника. Парадоксально, но ...

 
 

О фильме \"Весна на Заречной улице\"

...Феликс Миронер [...]воспроизвел сюжетную схему фильма Владимир Маяковского «Барышня и хулиган», снятую в 1918 году по мотивам повести итальянского писателя Эдмонда Д’Амичиса «Учительница рабочих». Сходство между произведениями, которые разделяют почти сорок лет, безусловно прочитывается. Тем очевиднее и различия. [...] в фильме 1918 года история заканчивается трагедией и сме...

 
 

О фильме “Алый парус Парижа”

...Я увидел на экране Париж, тот Париж, который все знают, даже те, кто в нем никогда не был. И вместе с тем, в отличие от туристических фильмов, для которых обязательны и Елисейские поля, и Большие бульвары, и Триумфальная арка, и Опера, авторы показывают еще сохранившиеся закоулки Монмартра, Ситэ, маленькие, туристам неизвестные площадки, здания старые, но не исторические, ...

 
 

О незавершенном фильме \"Пушкин\"

Госкино долго не давало «добро» на съемку фильма. Наконец, «добро» было дано. Шел 1981 год. [...] Съемки должны были проходить в Москве, Ленинграде, Молдавии, Одессе, в Крыму, в Пушгорах. [...] В Пскове я встретил Хуциева и первое, что мы сделали, поехали в Святогорский монастырь. [...]

Мы рано уезжали и поздно возвращались. Ездили по дерев...

 
 

Работы
Режиссер
1950Градостроители
1956Весна на Заречной улице
совм. с Ф. Миронером
1958Два Федора
1964Застава Ильича
1966Июльский дождь
1970Был месяц май
1971Алый парус Парижа
1976И все-таки я верю...
завершенил работу над ф. совм. с Э. Климовым, Г. Лавровым
1983Послесловие
1991Бесконечность
2001Люди 1941 года
совм. с И. Хуциевым
Сценарист
1950Градостроители
автор сценария совм. с Ф. Миронером
1958Улица молодости
автор сценария совм. с Ф. Миронером
1964Застава Ильича
автор сценария совм. с Г. Шпаликовым
1966Июльский дождь
автор сценария совм. с А. Гребневым
1983Послесловие
автор сценария
1991Бесконечность
автор сценария
Художественный руководитель
1967Сильные духом
1979Особо опасные
1988Этюд освещения
1993Вишневый сад
1993Выходец из метро
1994Дом на камне
1994Она внутри стен
Актер
1968Интервенция
главнокомандующий - начальник контрразведки
1969Гори гори моя звезда
князь
1978В день праздника
Персонаж
1984Мои современники
2003Марлен. Прощание с шестидесятыми


Фестивали и премии
2005Премия «Ника»
«За честь и достоинство» ((  ))
2003МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве
Приз «Киногерой года «Сталкер» за права человека» (2003  Марлен. Прощание с шестидесятыми)
2002Премия «Лавр»
«За вклад в кинолетопись» ((  ))
1999ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Премия Президента России «За выдающийся вклад в развитие российского киноискусства» ((  ))
1998Премия мэрии Москвы
"За уникальный вклад в культуру" ((  ))
1997КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз «Живая легенда отечественного кино» ((  ))
1995Премия «Золотой Овен»
«Человек кинематографического года» ((  ))
1993Государственная премия России
(1991  Бесконечность)
1992МКФ в Берлине
Приз А. Бауэра (1991  Бесконечность)
1992МКФ в Берлине
Приз экуменического жюри (1991  Бесконечность)
1970МТФ "Злата Прага" в Праге
Премия Интервидения, Премия за режиссуру (1970  Был месяц май)
1965МКФ в Венеции
Специальный приз жюри (1964  Застава Ильича)
1965МКФ европейского кино в Риме
«Золотая пластина» (1964  Застава Ильича)
Библиография
  • Черненко М. Марлен Хуциев. — М., Союзинформкино, 1988. Кучкина О. Нет, рукописи не горят
  • КП. 1987. 25 марта (о сп. "Случай в Виши"); Рыбаков Ю. Обыкновенный фашизм
  • ЛГ. 1987. 10 июня (о сп. "Случай в Виши"); Матизен В. Учитель и ученики
  • СЭ. 1987. № 14; Холмогорова И. Обитаемый остров
  • Театр. 1988. № 2 (в т. ч. о сп. "Случай в Виши"); Деменок А. Застава Ильича — урок истории
  • ИК. 1988. № 6; Хрусталева О., Кузнецов А. Жизнь после смерти в Венеции
  • Син. Ф. 1989. № 13 (о ф. Два Федора); Матизен В., Гуревич М. Сольный хорал в тональности ля минор
  • Кино-глаз. 1992. № 1 (о ф. Бесконечность); Туровский В. Творческий портрет на фоне творческого провала
  • Столица. 1992. № 13 (о ф. Бесконечность); Аннинский Л. Плач по живущим
  • ИК. 1992. № 4 (о ф. Бесконечность); Герасимова Л. Интонация
  • ИК. 1992. № 4 (о ф. Весна на Заречной улице); Козлов Л. Присутствие Пушкина
  • ИК. 1992. № 4; Матизен В. Кино-Гения Марлена Хуциева
  • ИК. 1992. № 4; Хлоплянкина Т. Поручик Голицын с заставы Ильича
  • НГ. 1992. 7 мая (о ф. Бесконечность); Бесконечность Марлена Хуциева. "Круглый стол" в редакции
  • КЗ. 1992. № 14; Хлоплянкина Т. Прогулки с Марленом Хуциевым. Инт. с М. Х.
  • ЛГ. 1992. 23 сент.; Быков Д. Новая топография
  • Экран. 1993. № 1 (о ф. Бесконечность); Свободин А. Обратная жизнь...
  • Экран. 1993. № 1 (о ф. Бесконечность); Катков В. Этюд, еще этюд...
  • Видео-Асс. Premiere. 1995. № 31 (о творческой мастерской М. Х. во ВГИКе); Аннинский Л. Сколько лет Хуциеву?
  • ЭиС. 1995. 5 – 12 окт.; Стишова Е. Особая примета
  • ЭиС. 1995. 5 – 12 окт.; Шепотинник П. Большая Москва
  • ИК. 1997. № 8 (о ф. Июльский дождь); Гребнев А. Тутуц-джан
  • Киносценарии. 1998. № 6; Гращенкова И. Неизвестное кино. Большой мастер-класс Марлена Хуциева
  • ЭиС. 1999. № 23; Листов В. Тень Пушкина на отечественном экране
  • КЗ. 1999. № 42 (о ф. Бесконечность и о замысле ф. Пушкин). Хуциев М.: Июльский дождь
  • В кн.: Гребнев А. Киноповести разных лет. — М., Искусство, 1990  (в соавт. с А. Гребневым); Пушкин. Фрагменты из киноромана
  • ЭиС. 1999. № 22.