Сообщить об ошибке
Иосиф Хейфиц
режиссер
 
Родился 17 декабря 1905 г. в Минске. В 1924-1927 гг. учился в Ленинградском техникуме экранных искусств, затем на кинофакультете Института истории искусств. С 1927 г. работал помощником режиссера, с 1929 г. — режиссером на Ленинградской кинофабрике "Совкино" (ныне — к/с "Ленфильм").
Народный артист СССР (1964).
Герой Соц. Труда (1975).
Умер 25 апреля 1995 г.
Тексты
 

Советское кино всегда было настолько же богато лицами, насколько бедно сюжетами. Впрочем, не в обычаях ли это нашей культуры, где сюжет обрушивается на человека всегда извне и в этом смысле историчен, ибо принадлежит силе надличностной? Сюжет и история у нас недаром синонимичны. «Попасть в историю» — в этом выражении последнее слово окрашено чаще всего негативным смыслом. Сюжет подобен стихийному бедствию для челове...

 
 

После фильма «Драгоценные зерна», не оставившего заметный след в истории кино, творческие пути Зархи и Хейфица расходятся. […]

Иосиф Хейфиц делает нехарактерную для себя работу — он переносит на киноэкран популярный в свое время спектакль «Весна в Москве». […]

Работа была проходной, потому что она была для режиссера фильма-спектакля нетворческой. […] сюжетная конструкция была вполне традиционной для того времени. […] Но вместе с тем в самом спектакле, в актерском исполнении,...

 
 

Конец 20-х — начало 30-х годов — трудное время для советского кино. Заканчивал свое существование типажно-монтажный кинематограф. Звуковых фильмов еще не ставили, но идея звука реяла в воздухе. Кинематограф стоял на пороге создания новой эстетической системы, сориентированной на актера и звучащее слово, на героя и драматургию. […] Противоречивость этого периода сказалась на творческих поисках И. Хейфица и А.&n...

 
 

О фильме «Дама с собачкой»

Понравилась Баталову и режиссеру приглушенная интонация, и через всю картину, как метроном, повторяется она бесконечно. И когда Гуров, идя за санями, в своем монологе повышает голос — худо!

Дома с женой, в ресторане, Москва — все это однообразно, устаешь. Даже не верится, что можно так ровно жить.

Анна. Мне кажется, что именно ее встретил ...

 
 

О фильме «Депутат Балтики»

[…] ленинградские режиссеры Александр Зархи и Иосиф Хейфиц. Их творческая биография интересна. […] В 1933 году они сделали фильм «Родина». Он совершенно не удался. Замыслы фильма были неверны, и он был снят с экрана. Режиссеры сделали для себя все необходимые выводы. Они поняли критику. Они начали упорно работать над оборонной тематикой и в 1934&...

 
 

О фильме «Депутат Балтики»

Это было […] весной 1936 года.

Однажды в коридоре фабрики «Совкино», нынешней студии «Ленфильм», ко мне подошел режиссер Иосиф Хейфиц и сказал:

— Знаешь, Майк, — так меня называли в группе, — пока не готов сценарий «Наши знакомые», мы, очевидно, будем ставить небольшой фильм о старике-ученом.

Я удивился.

Видимо, мое недоумение Хейфиц пояснил:

— «Наши знакомые» только к зиме будут закончены. П...

 
 

О фильме «Депутат Балтики»

Творческая история фильма «Депутат Балтики» во многом поучительна и может представлять значительный интерес как для историков, так и для современных кинематографистов. […]

В сценарии было немало подробностей, взятых их биографии Тимирязева. Первые слова, произносимые Изборским, — точные слова, которыми он начал в Лондонском Королевском обществе лекцию о «Космической роли растений». […]

Была уже в первом варианте сущест...

 
 

О фильме «Моя Родина»

[…] …Кино быстро почувствовало твердую «сталинскую руку». Первыми, на кого нежданно-негаданно обрушился удар, были молодые режиссеры Александр Зархи и Иосиф Хейфиц, воспитанники ленинградской киношколы, тогда еще набиравшей высоту, а вскоре прославившей советское киноискусство. Обоим едва перевалило за 20 лет, когда они сделали первый фильм «Моя Родина», начавший успеш...

 
 

О фильме «Плохой хороший человек»

Странно вроде бы звучит! Уверен, что прокатчики на афишах прибавят букву «И» — «Плохой и хороший», — как будто речь идет о двух разных людях. А ведь смысл в том, что дело идет об одном. Мы обойдемся без соединительного «И». […]

Эта повесть — об абсурдности мироустройства. Мир абсурден в ...

 
 

О фильме «День счастья»

[…] Третий угол треугольника — муж Шуры — Орлов. Цель его жизни — создать «гнездышко». Это «гнездышко», которое он так старательно оборудовал, не только пристанище эгоистически настроенного мещанина, но и овеществленный нравственный идеал, уютный уголок добропорядочной советской семьи, скрепленной законным браком, обручальными кольцами, достатком...

 
 

[…] И если сегодня на экранах можно увидеть фильмы Хейфица, поставленные им много лет назад,- значит, его юбилей празднует не только «Ленфильм», и не только Дом кино, но и — время.

А это самый строгий судья. […]

У этих старых картин спокойное ровное дыхание здорового организма и легкий шаг молодости.

Совершенно молодые, ничуть не постаревшие живут сегодня в нашем искусстве профессор ...

 
 

Режиссер Хейфиц, благообразный и наклонный к полноте, начисто лишенный каких-либо пристрастий и убеждений, кроме привитых обстоятельствами. И при этом талантлив и что-то делает. Каким образом? А очень простым и страшным. Как солдат в атаке пробегает, когда ему оторвет голову, еще несколько шагов. […]

ШВАРЦ Е. Телефонная книжка. М., 1997.

...
 
 

«Наша кинематографическая жизнь началась одновременно и развилась в основном одинаково. Поэтому и свой творческий путь мы расскажем как путь одного человека.

[…] Мы впервые вошли в киноателье как мальчишки на побегушках и на самих себе изведали все радости и горести служения сложному и многообразному кино. Кинематографическая теория в 1927 году начинала только слагаться; нигде не учили кинематографу и&n...

 
 

Работы
Режиссер
1928Песнь о металле
режиссер монтажа совм. с М. Шапиро, А. Зархи, В. Гранатманом
1930Ветер в лицо
совм. с А. Зархи
1931Полдень
совм. с А. Колбановским, А. Зархи
1933Моя Родина
совм. с А. Зархи
1935Горячие денечки
совм. с А. Зархи
1936Депутат Балтики
совм. с А. Зархи
1940Член правительства
совм. с А. Зархи
1942Его зовут Сухэ-Батор
1944Малахов курган
совм. с А. Зархи
1945Разгром Японии
совм. с А. Зархи
1946Во имя жизни
совм. с А. Зархи
1948Драгоценные зерна
совм. с А. Зархи
1950Огни Баку
совм. с А. Зархи, Р. Тахмасибом
1951Мордовская АССР
совм. с С. Деревенским
1953Весна в Москве
совм. с Н. Кошеверовой
1954Большая семья
1955Дело Румянцева
1958Дорогой мой человек
1960Дама с собачкой
1961Горизонт
1963День счастья
1966В городе С.
1970Салют, Мария!
1973Плохой хороший человек
1975Единственная…
1977Ася
1979Впервые замужем
1982Шурочка
1985Подсудимый
1987Вспомним, товарищ!
1988Вы чье, старичье?
1989Бродячий автобус
Сценарист
1928Луна слева
автор сценария совм. с А. Зархи, В. Гранатманом, М. Шапиро
1931Полдень
автор сценария совм. с А. Зархи, А. Колбановским
1933Моя Родина
автор сценария совм. с М. Блейманом, А. Зархи
1935Горячие денечки
автор сценария совм. с А. Зархи
1936Депутат Балтики
автор сценария совм. с Л. Любашевским, Л. Рахмановым, А. Зархи
1940Член правительства
участи в сценарии
1944Малахов курган
автор сценария совм. с Б. Войтеховым, А. Зархи
1946Во имя жизни
автор сценария совм. с Е. Габриловичем, А. Зархи при уч. С. Ермолинского
1951Мордовская АССР
автор сценария совм. с И. Ворониным
1955Дело Румянцева
автор сценария совм. с Ю. Германом
1958Дорогой мой человек
автор сценария совм. с Ю. Германом
1960Дама с собачкой
автор сценария
1963День счастья
автор сценария совм. с Ю. Германом
1966В городе С.
автор сценария
1970Салют, Мария!
автор сценария совм. с Г. Баклановым
1973Плохой хороший человек
1975Единственная…
автор сценария совм. с П. Нилиным
1977Ася
автор сценария
1979Впервые замужем
автор сценария совм. с П. Нилиным
1982Шурочка
автор сценария
1985Подсудимый
автор сценария совм. с Б. Васильевым
1987Вспомним, товарищ!
автор сценария
1988Вы чье, старичье?
автор сценария
Персонаж
2002Кинорежиссер: профессия и судьба
в серии "Герой не нашего времени (Неизвестный Хейфиц)"


Фестивали и премии
1982МКФ в Берлине
Участие в Программе специальных показов (1979  Впервые замужем)
1982МКФ в Лондоне
За лучший иностранный фильм года (1979  Впервые замужем)
1980ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Приз за многолетнюю и плодотворную работу (1979  Впервые замужем)
1980МКФ в Карловых Варах
Главный приз (1979  Впервые замужем)
1974МКФ в Чикаго
Приз «Серебряная пластина» режиссеру за высокое качество экранизации чеховских произведений (1973  Плохой хороший человек)
1972МКФ "Богота"
Вторая премия (1970  Салют, Мария!)
1967МКФ-кинообозрение "Капитолийский Юпитер" в Риме
(1966  В городе С.)
1960МКФ в Каннах
Приз Лучшей национальной прграмме «За гуманизм и исключительные художественные качества» (1960  Дама с собачкой)
1960МКФ в Лондоне
Почетный диплом за режиссуру (1960  Дама с собачкой)
1959ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Вторая премия за режиссерскую работу (1958  Дорогой мой человек)
1956МКФ в Карловых Варах
Премия борьбы за нового человека (1955  Дело Румянцева)
1955МКФ в Каннах
Приз «За лучший актерский состав» (1954  Большая семья)
1947Сталинская премия
II степени (1946  Во имя жизни)
1946МКФ в Венеции
Латунная медаль (1936  Депутат Балтики)
1946Сталинская премия
((1945  Разгром Японии))
1941Сталинская премия
II степени (1936  Депутат Балтики)
1937Международная выставка декоративных искусств в Париже
Гран-при (1936  Депутат Балтики)
Библиография
  • Богомолов Ю. Иосиф Хейфиц. — М., Союзинформкино, 1986. Зоркий А. Подсудимый
  • СК. 1986. Авг. (об одноим. ф.); Савицкас В. Внутренняя защита подсудимого
  • Кино (Вильнюс). 1986. № 9 (о ф. Подсудимый); Хейфиц И.: "За каждым фильмом судьба и легенда". Инт. Н. Скрылевой
  • СЭ. 1987. № 17; Добротворский С. Вспомним, товарищ!
  • СФ. 1987. № 11 (об одноим. ф.); Гукасян Ф. Вспомни, товарищ...
  • Сов. культура. 1988. 30 апр. (о ф. Вспомним, товарищ!); Добротворский С. Вы чье, старичье?
  • СФ. 1989. № 1 (об одноим. ф.); Басков В. Старики в темном коридоре
  • Сов. культура. 1989. 21 марта (в т. ч. о ф. Вы чье, старичье?); Сэпман И. Против течения
  • Мнения. 1990. Вып. 3 (о ф. Бродячий автобус); Игнатьева Н. Скрепляющие нити
  • ИК. 1990. № 12 (о ф. Бродячий автобус); Марголит Е. Моя Родина
  • ИК. 1992. № 11 (об одноим. ф.); Герман А. Когда вас с нами нет
  • Кадр. 1995. № 5-6; Долинин Д. Мне жаль, что я его мало знал
  • Кадр. 1995. № 5-6; Мельников В. Посмотрите эти фильмы заново
  • Кадр. 1995. № 5-6; Марголит Е. Право на сюжет
  • Сеанс. 1995. № 10; Черняев П. Сейчас он мэтр
  • Рос. вести. 1996. 22 мая; Саввина И. Жизнь в кино
  • В кн.: Статьи разных лет. — М., Ард-фильм, Алфавит, 1996; Проклова Е. В роли себя самой. — М., Алгоритм, 1999 (в т. ч. об И. Х.). Хейфиц И.: Пойдем в кино! Жизнь. Труд. Опыт. — СПб., Искусство, 1996. Великая актриса
  • СЭ. 1986. № 15; "О друзьях-товарищах..."
  • Сов. культура. 1987. 20 окт.; По возможности без эмоций
  • Сов. культура. 1988. 17 марта; Два фильма с Высоцким
  • В сб.: Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. — М., Прогресс, 1989; Взлет и падение Моей Родины
  • ИК. 1990. № 12; Живет в актере секрет
  • Сов. культура. 1991. 25 мая; Страницы из кинотетрадей (1957 – 1972)
  • Сеанс. 1995. № 10; Монумент. Из мордовских записок
  • ЭиС. 1996. 25 апр. – 9 мая; Салют, Мария! Сценарий
  • В кн.: Бакланов Г. Был месяц май. Киносценарии. — М., Искусство, 1996 (в соавт. с Г. Баклановым); Встречи у забора
  • В сб.: Ваш Григорий Козинцев. Воспоминания. — М., АРТ, 1996.